26 сентября 2020
Запчасти

SKF: Подшипники качения и ступичные узлы.

SKF Energy EfficientTapredrollerbearing 012015

Подшипники качения и ступичные узлы.

Неисправности. Причины преждевременного выхода из строя

Для начала выясним, что же такое подшипник. Это узел, который позволяет снизить трение в сопряженных деталях. Подшипники используются во всех механизмах, где есть вращающиеся детали, и подразделяются на подшипники качения и скольжения.

В данной статье речь пойдет о подшипниках качения и ступичных узлах.

Ступичный узел представляет собой подшипник, интегрированный в корпус (подшипники второго и последующего поколений). Одно из достоинств такого узла – сокращение вероятности ошибок при монтаже. Узел неразборный, не требует закладывания смазки при установке, как следствие, время работы механика при его установке значительно сокращается.

Примером такой конструкции может служить подшипник X-Tracker™ (разработан и запатентован компанией SKF).

Это третье поколение ступичного узла и в него интегрировано магнитное кольцо антиблокировочной системы тормозов. Один из подшипников данного узла расположен на большем посадочном диаметре, поэтому инженерам, создававшим такую «ступицу» удалось разместить дополнительные тела качения. Это позволило увеличить допустимую нагрузку на внутренние элементы, а также увеличить жесткость узла и продлить срок его службы.

Рассмотрим некоторые факторы, резко сокращающие ресурс подшипников. Прежде всего, это ненадлежащее смазывание узла. Таких факторов достаточно много.

SKF Energy EfficientTapredrollerbearing 012015 1

Давайте вспомним основные.

В первую очередь, это некачественная или неправильно подобранная смазка. При выборе смазки для узла открытого типа необходимо учитывать частоту вращения подшипника, рабочую температуру узла, вязкость и много других показателей. Рекомендуется использовать только смазку, одобренную к применению самим изготовителем ступичного узла.

Необходимо обратить внимание и на качество самой смазки. В ней не должно быть инородных вкраплений и примесей. Особенно опасны абразивные частицы, резко сокращающие ресурс подшипника. Поэтому строго следите за тем, чтобы во время смазывания в узел не попали пыль, грязь, любые жидкости. Смазки некоторых производителей имеют слишком крупные частицы в своей основе. Такие смазки не позволят подшипнику отработать полностью заложенный в него ресурс.

Компания SKF рекомендует универсальную смазку для подшипников открытого типа собственного производства – VKG 1.

Причин нехватки смазки в узле тоже достаточно много. Одна из них является следствием того, что автомеханик при сборке узла закладывает смазки меньше требуемого количества. В таком случае узел недостаточно смазывается, а значит, будет иметь место ускоренный износ внутренних компонентов подшипника. Как следствие, это может привести к перегреву ступичного узла и к выходу его из строя, вплоть до заклинивания.

Но и избыточное количество смазки оказывает негативное влияние на рабочую температуру ступичного узла. Избыток смазки приводит к увеличению сопротивления качению, к подгоранию смазочного материала и к перегреву подшипника.

Только экспериментальным путем можно определить требуемое количество смазки для подшипника. Именно поэтому, в большинстве своем, современные ступичные узлы изготавливаются неразборными, в том числе и для того, чтобы снизить вероятные ошибки при смазывании (избыток/нехватка смазки, неправильный подбор, загрязнение и прочее).

Еще одна причина недостаточного смазывания – утечка смазки из узла, которая возможна, например, из-за поврежденного уплотнительного кольца. Сальник может быть поврежден в результате использования ненадлежащего инструмента (недопустимо применение острых предметов), а также в результате перекоса при установке или вследствие отклонения формы сопряженных поверхностей (установка нестандартных элементов). Монтажная поверхность подшипников и вала не должна иметь коррозии и царапин. Не допускается отклонение формы и устройства подшипника от допустимых значений, заданных производителем автомобиля или ступичного узла.

Как долго прослужит подшипник, зависит не только от качества самого изделия, но и от правильной установки детали на автомобиль. Подшипник – высокотехнологичное и высокоточное изделие, требующее бережного обращения во время транспортировки, хранения и монтажа. Именно поэтому специалисты рекомендуют хранить такие узлы в надлежащей упаковке, не допуская резких перепадов температур. Советуем приобретать такие детали у хорошо проверенных поставщиков.

Соблюдение нюансов демонтажа старого ступичного узла, установки нового подшипника (или узла в сборе), качественное смазывание – это и есть профессионализм автомобильного механика.

Набор специнструмента SKF для правильной установки подшипника

Например, подшипник с магнитным кольцом АБС запрещается подвергать электромагнитному воздействию. В противном случае резко возрастает вероятность некорректной работы АБС.

SKF Energy EfficientTapredrollerbearing 012015 2

Магнитная карта SKF

Для определения целостности кольца АБС используется специальная магнитная карта. Магнитное кольцо чувствительно к царапинам и повреждениям. Запрещено прикасаться к нему любыми металлическими предметами (скрепками, отвертками и другими) и намагниченными изделиями.

Иногда случается, что автомеханик ошибочно устанавливает ступичный подшипник другой стороной. В результате АБС перестает работать, так как блок управления не получает данные по частоте вращения колеса. Во избежание недоразумений всегда используйте магнитную карту!!!

При установке подшипника и ступичного узла обязательно применение антифреттинговой пасты. Она должна быть нанесена на кромку поверхности, которая монтируется по посадке с натягом.

SKF Energy EfficientTapredrollerbearing 012015 3

Антифреттинговая паста SKF – LGAF 3E

Применение данной пасты позволяет избежать фреттинговой коррозии, которая резко сокращает ресурс ступичного узла.

Также рекомендуется наносить небольшое количество антифреттинговой пасты на шлицевое соединение приводного вала. Это позволит значительно упростить последующий демонтаж ШРУСа и сократить драгоценное время работы автомеханика.

SKF Energy EfficientTapredrollerbearing 012015 4

Текст: Сергей Петров, технический тренер компании SKF
Фотоматериал: SKF

Похожие материалы

Вспомогательное не значит второстепенное

admin

Компрессор – в дело

admin

Смазка и подтяжка – не нужны

admin

Оставить комментарий