30 ноября 2022
Примеряем на себя

Автопробег Алматы – Нур-Султан

Наша редакция продолжает публиковать серию очерков о путешествиях по городам и весям Казахстана. В этом году летний сезон мы открыли поездкой из Алматы в столицу нашей страны для участия в выставке Automechanika Astana 2022. VW Touareg, на котором путешествуют сотрудники нашей редакции, готовился к дальней дороге заблаговременно. Статьи об этом вы сможете найти на нашем сайте в рубрике «Под капотом». В подготовке машины нам активно помогала компания bilstein group с брендами febi, SWAG и Blue Print.

В этом году внимание к трассе Алматы – Челябинск (автодорога М36), судя по многочисленным запросам на тематических форумах и в различных группах социальных сетей, было немалым. Возможно, это обусловлено увеличением стоимости и сокращением количества перелетов в РФ, и многие решили выбрать наземный транспорт. Мы решили увидеть текущее состояние дороги своими глазами.

В прошлом году, путешествуя от Алматы до Сочи, мы проехали эту трассу от Алматы до Нур-Султана и остались ею недовольны. Ее состояние на некоторых участках можно с уверенностью назвать аварийным. Заявленное строительство платной дороги ведется, но его темпы и логика очередности ремонта участков остаются для нас непонятными. По традиции мы решили оценивать качество дороги в баллах, где 0 – это направление без грунта, а 10 – современная многополосная дорога с освещением.

Из города мы выехали ранним утром в воскресение и ближе к шести утра уже были в районе спортивной трассы «Сокол». Тем, кто собирается в дальнюю дорогу, стоит заранее подумать о продуктах питания, питьевой воде и топливе. Так мы и сделали, чем значительно сэкономили время, ведь нам предстояло проехать за один световой день порядка 1000 километров по плохим дорогам и бездорожью. Наш промежуточный привал был запланирован в Караганде.

На всем протяжении трассы от Алматы до Нур-Султана мы наблюдали признаки проводимого строительства или ремонта дороги. Иной раз это были лишь признаки в виде заблаговременно установленных знаков, предупреждающих о реконструкции дороги и ограничивающих скорость. По факту на некоторых участках строительство не ведется вовсе или ведется крайне медленно, судя по нашим наблюдениям последних трех лет.

Двигаясь от Алматы, примерно до 110-го километра мы ехали по неплохим дорогам, которые оценили в 7 баллов. Далее дорожные службы проводят ямочный ремонт, установлены знаки ограничения скорости. Строительство новой дороги в этом районе не ведется, машины двигаются в обоих направлениях по старому дорожному полотну.

Начиная с 120-го километра дорога проходит по новому дорожному полотну (8 баллов). Как и в прошлом году, движение на этом участке организовано по одной стороне новой дороги, на которой нанесена временная разметка. На второй стороне идет строительство, правда, как и в прошлом году, техники и рабочих на этом участке не наблюдается. В обоих направлениях здесь установлены временные знаки ограничения скорости, курсируют экипажи полиции.

Периодически новое полотно сменяет старая дорога (4 балла), иногда встречаются гравийные сегменты. Еще гравием здесь засыпают объезды участков строительства мостов (2 балла). Двигаться по такой дороге сложно даже на скорости 30–40 км/ч, машину и пассажиров в ней протряхивает основательно. Такая картина наблюдается до поворота на Бозой. Далее нового полотна становится больше, как и наваленного по обочине грунта, который раскатывают по свежеуложенному асфальту проезжающие фуры.

К слову сказать, с новой резинометалликой подвески от SWAG, которую мы установили в этом году на редакционный автомобиль, гребенку и грунт подвеска отрабатывает на порядок лучше. Мягкости хода способствуют и новые стабилизаторы поперечной устойчивости. По личным наблюдениям, сделанным не за один год автопутешествий, от состояния сайлент-блоков и втулок стабилизаторов зависит безопасное и комфортное вождение на грунте и просеке. Так что если ваш путь зачастую проходит по плохим дорогам, особое внимание уделяйте состоянию резинометаллики подвески и исправности амортизаторов.

Примерно с 180-го километра идет старая убитая дорога (3 балла). Временами здесь встречаются наплывы асфальта высотой около 15 сантиметров и ямы глубиной 10–15 сантиметров и диаметром с колесо. На этом участке особенно внимательно стоит проезжать мосты и небольшие спуски, в конце которых за годы оттормаживания фуры накатали нешуточные волны асфальта, справиться с которыми можно, только контролируя скоростной режим. Никакого ремонта или намека на реконструкцию дороги в этом районе мы не наблюдали.

От поворота на поселок Каншенгель есть участки дороги, подготовленные к строительству нового полотна (4 балла). Эта картина здесь не меняется на протяжении последних трех лет. Никакой техники или дорожных рабочих не наблюдается. По обочине дороги работают небольшие кафе, где можно перекусить и отдохнуть. Далее тянется такая же старая разбитая дорога с ямами и ухабами (4 балла). Много пыли.

Проехав с десяток километров, мы опять выехали на новую дорогу с временной разметкой (7 баллов). Такое полотно тянется до поворота на Аксуек. Ограничение скорости здесь 50 км/ч. Движение осуществляется по одной части дороги в обоих направлениях. Разделительной линии с отбойником на этом участке нет, обочина не организована. Временами по краям дороги встречаются кучи наваленного грунта, на дороге много песка. Зачастую особенно торопливые водители пытаются ехать по новому, еще не открытому участку дороги, чего делать категорически не стоит. Во-первых, не исключено, что через пару километров такой участок оборвется недостроенным тоннелем очередного моста. Во-вторых, такие участки могут не иметь съезда на действующую дорогу и, проехав несколько километров, придется возвращаться. Кроме того, на не открытых для движения сегментах может встречаться строительная техника и рабочие.

В районе поворота на поселок Аксуек идет активное строительство дороги, укладывается новый асфальт. За Аксуеком продолжается старая дорога (5 баллов), которая временами сменяется сегментами с новым дорожным полотном и гравийными объездами. К слову сказать, на гравийных объездах в обоих направлениях помимо знаков ограничения скорости установлены знаки, запрещающие обгон. Мы наблюдали не раз, как обгоняющие поток водители напарывались на дежурящий в конце объезда экипаж полиции. Поэтому настоятельно рекомендуем обращать внимание на знаки.

В районе съезда с трассы на Шу идет протяженный гравийный участок дороги (2 балла), организован объезд строящихся моста и развязки. Движение на этом участке не более 20 км/ч. В этом районе наблюдается активное движение карьерной техники. Далее идет старая дорога плохого качества (3 балла), много пыли и песка. В районе Бурубайтала организована стоянка большегрузов, работают придорожные кафе.

Через несколько километров от поворота на поселок Бурубайтал идет старое дорожное полотно с колеей и наплывами, местами с заплатками (6 баллов). Ехать здесь получается безопасно до 80–90 км/ч.

В районе поворота на Улькен мы ехали по новой дороге. Для движения открыта одна ее часть, на которой нанесена временная (желтая) разметка. Дорожной техники и строителей здесь не наблюдается. Перед поворотом на Улькен есть АЗС Royal Petrol, на которой помимо заправки топливом можно перекусить.

Позволим себе дать совет относительно топлива. На всем протяжении пути от Алматы до Балхаша мы встретили небольшое количество заправок. Поэтому, путешествуя этой трассой, стоит заправляться всякий раз, когда такая возможность представляется, либо везти топливо с собой. Качество бензина оставляет желать лучшего. Мы настоятельно не рекомендуем заправлять в жаркую погоду высокооктановый бензин, который, по утверждению многих автомехаников, специализирующихся на ремонте погружных бензонасосов, разбавляется на НПЗ газовым конденсатом. При высоких температурах такая смесь способна вскипать прямо в топливопроводе, что приводит к некорректной работе системы топливоподачи, а иногда к перегреву и выходу из строя бензонасоса. Лучше в таких условиях отдать предпочтение АИ-92, заправляясь на АЗС знакомых брендов. И не стоит ездить в жаркую погоду на остатках топлива, чтобы не убить и без того напрягающийся бензонасос топливным голоданием.

В районе 425-го километра идет активное строительство новой дороги. Хотя и старая дорога, по которой нам доводилось проезжать здесь в прошлом году, была неплохого качества. Говоря о нелогичности планирования строительства, мы имели в виду эти примеры: когда на участках дороги, где имеется непригодное для безопасного движения дорожное полотно, оно остается нетронутым, а на хороших дорогах снимается асфальт и идет активное строительство новой платной дороги.

Примерно с 435-го километра до Приозерска и далее до Сарышагана идет старая дорога неплохого качества (6–7 баллов). Местами дорога отремонтирована, местами имеются участки с небольшими наплывами на асфальте. Признаков строительства новой дороги на этом участке не наблюдается. Не доезжая до Приозерска, встречаем АЗС и кафе (493-й километр). На въезде в Сарышаган также имеется заправочная станция.

Примерно с 520-го километра и до города Балхаша идет строительство дороги, временами наблюдается движение строительной техники и рабочих. Выставлены временные знаки ограничения скорости и запрета обгона. На этом участке наблюдается большое количество экипажей полиции, как в потоке, так и дежурящих на обочине.

На въезде в город есть несколько заправок и точек общепита. После поворота на Балхаш несколько километров идет старая дорога (6 баллов). Далее она сменяется участками с новым дорожным полотном (8 баллов) и гравийными сегментами (2 балла). Схожая картина наблюдается вплоть до Караганды. Стоит принять во внимание, что на участок трассы от Балхаша до Караганды, ввиду постоянного ограничения скорости и большого количества гравийных объездов, уходит очень много времени. Действующих АЗС и СТО в этом районе мы не встречали.

Активное строительство дороги мы увидели в районе поворота на поселок Акжал. Приятно удивило отношение строителей к водителям: гравийные объезды здесь были как следует укатаны грейдером и дорогу постоянно орошали специальные поливальные машины.

Далее по нашему маршруту шла дорога разного качества: местами новые сегменты, местами гравий и старая разбитая дорога. В районе поворота на поселок Кызылкой расположен протяженный плохо укатанный гравийный участок дороги.

Километров за 65 до Караганды начинается новая дорога, на которой проводятся работы. Временами новое дорожное полотно сменяется старой дорогой. Здесь также местами действует ограничение скорости до 50 км/ч и курсируют экипажи полиции. В этом районе преобладает холмистая местность, на которой обгон попутных тихоходов и фур стоит производить заблаговременно.

На въезде в Караганду мы проехали мост с покрытием очень плохого качества (3 балла): ямы, ухабы, нет разметки. Далее в город идет новая дорога с установленным освещением и большим количеством скоростемеров, камер и экипажей полиции.

Переночевав к Караганде, заправив машину качественным топливом и проведя ее технический осмотр, мы отправились ранним утром в Нур-Султан.

От Караганды до Нур-Султана тянется новый современный автобан с хорошей разметкой и металлическим отбойником, установленным на разделительной полосе. Дорога платная, о чем сообщает большой информационный щит на начальном этапе пути. Для разных видов автотранспорта предусмотрен свой тариф, нашему внедорожнику потребовалось около 400 тенге в каждую сторону. Подробно о тарифах и условиях оплаты можно узнать на сайте управляющей компании. Оплата производится на выезде с платного участка через пропускной пункт. Он оснащен несколькими полосами, часть из которых работает в автоматическом режиме, пропуская автомобили с предустановленными транспондерами. На этих шлагбаумах расчет наличными или картой невозможен. На отведенных для наличного расчета участках установлены автоматы для приема наличных и выдачи сдачи. Необходимая сумма высвечивается на табло по мере приближения автомобиля к шлагбауму. Крупные купюры автомат не принимает.

На участке от Караганды до Нур-Султана мы наблюдали большое количество всевозможных съездов, часть из них ведет к местам отдыха, часть – к разным поселкам. Вдоль дороги имеются объекты автосервиса и АЗС. На удалении от населенных пунктов сервиса значительно меньше.

Металлический отбойник, установленный на разделительной линии, местами серьезно покорежен. Это напоминание водителям о необходимости соблюдать скоростной режим и о том, что даже на хорошей дороге иногда случаются аварии. Разрешенная скорость на этом участке – до 140 километров в час, и мы получили отличный шанс протестировать на скорости нашу подвеску с резино-металлическими запчастями от SWAG. На скорости машина управляется хорошо, никакой раскачки или излишних кренов. При проезде поперечных трещин или дорожных швов кузов не получает сколько-нибудь значительных вибраций. При резком оттормаживании с большой скорости на малую управление сохраняется на хорошем, прогнозируемом уровне. Сублимируя свои ощущения от поведения автомобиля за время нашей поездки, можно подвести итог: своим выбором в пользу запчастей SWAG для ремонта подвески нашего автомобиля мы остались очень довольны. По нашему мнению, продукция этого бренда может стать отличной альтернативой оригинальным запчастям.

Пробыв несколько дней в столице, мы вернулись тем же маршрутом в Алматы. Подводя итоги нашей поездки, хотим отметить, что строительство новой дороги, по нашим наблюдениям, ведется очень вяло, а местами и вовсе заморожено. Вероятной причиной тому может быть усиление важности строительства и ремонта южного пути, который станет частью транспортного коридора от Китая к морским портам на Каспии.

По приезде в город мы приступили к подготовке новой поездки по достопримечательным местам Казахстана. Но это уже другая история.

Текст и фотоматериал редакции

Видеоматериалы по нашему автопробегу и подготовке машины к нему доступны на нашем YouTube-канале

Похожие материалы

Не такой, как все – INOI

admin

Автопробег Алматы – Нур-Султан

admin

Готовим машину к дальней дороге…

admin