25 апреля 2024
Мастер-класс

Знания о масляном фильтре

В середине декабря технический специалист компании Mahle Виталий Никонюк провел вебинар, в ходе которого ознакомил аудиторию механиков с историей появления масляных фильтров, с их назначением и устройством, с перспективами развития фильтрации в автомобильных двигателях.

Как мы знаем, масляный фильтр производит очистку масла от различных загрязнений – как получаемых с потоком воздуха извне, так и от тех, которые возникают в процессе работы мотора. Однако помимо этого масляный фильтр устраняет пульсации в потоке и обеспечивает оптимальное давление в системе смазки.

Фильтрующие элементы бывают механические и инерционные, в удалении металлической стружки участвуют также магниты. В современных фильтрах Mahle процесс очистки масла осуществляется с помощью микроволокон Meltblown, диаметр которых составляет от 2 до 15 микрометров. Структура фильтрующего материала имеет очень большой объем пор, следовательно, с данным инновационным решением фильтры приобретают и длительный срок службы. Материал также хорошо справляется со снижением перепадов давления в системе.

Нередко в двигателях автомобилей используются фильтры-вставки OX (ECO). В нижней части такого фильтрующего элемента имеется антидренажный клапан, который перекрывает впуск масла при отсутствии давления в системе, то есть сразу после выключения двигателя.

Монтаж картриджей масляных фильтров OX Mahle требует от мастера применения слегка повышенного усилия. Этому есть простое и веское объяснение: для обеспечения надежной герметизации между «чистой» и «грязной» сторонами пролегает концевой диск из нетканого материала. Его края запрессовываются между внутренней обечайкой (фильтр) и стояком (корпус) и служат так называемой ячеистой прокладкой. Специалисты рекомендуют для более простого и удобного монтажа картриджа нетканый материал слегка смазывать свежим моторным маслом.

В обращении сейчас присутствуют и навинчивающиеся фильтры OC (Spin on). Они состоят из корпуса, пружины, фильтрующего элемента, перепускного и обратного клапанов, крышки и уплотнения. Из названия понятно, что закрепляются такие устройства с помощью резьбового соединения.

Основные причины неисправности масляных фильтров заключаются в ошибке подбора, неверной установке, в нарушении правил их эксплуатации и несоблюдении регламента обслуживания.

Неправильный подбор фильтра может привести к тому, что несоответствующей окажется высота очищающего элемента, фильтрующая площадь будет меньше, эффективная поверхность фильтрации снизится. Фильтрующие элементы, например, могут оказаться без тиснения, и это будет способствовать тому, что пластины фильтра в одном месте плотно сомкнутся, а в другом рассредоточатся, что спровоцирует неравномерный ток масла через фильтрующий элемент. В дешевых или контрафактных фильтрах эксперты часто отмечают плохое закрепление фильтрующих элементов. Это позволяет току масла проходить через фильтр, не очищаясь. Из-за некачественной обработки кромок фильтра может возникнуть плохое прилегание и недостаточное уплотнение в зоне установки. Это также позволяет маслу обходить зону очистки. Кроме того, такая проблема ускоряет появление коррозии на металлических частях фильтра. Симптомом, говорящим о проблемах с фильтрацией, могут быть борозды в радиальном направлении и посторонние включения на рабочих поверхностях подшипников двигателя.

Чтобы избежать неприятных последствий, механик должен придерживаться несложных правил. При замене масла необходимо всегда заменять фильтр. Слив масла нужно производить на прогретом двигателе – так можно добиться более полного выхода загрязняющих примесей и лучшего опорожнения картера. Снимая фильтр необходимо применять подходящий инструмент. От попадания масла нужно защитить расположенные поблизости агрегаты двигателя, в частности генератор и ременные приводы. Необходимо тщательно удалить использованные уплотнения и их прикипевшие частицы.

После демонтажа использованного фильтра не лишним будет внимательно осмотреть его и другие части системы. Водянистые отложения на крышке маслозаливной горловины, например, скажут о большой доле конденсата в масле, что возникает при поездках на короткие дистанции. Гнилая или хрупкая фильтровальная бумага укажет на превышение интервала замены фильтра или на слишком высокую температуру в системе. Вспученный или лопнувший фильтр является признаком неработающего клапана регулировки давления масла. Перед установкой нового фильтра можно провести очищающую промывку, она поможет удалить нагар и прочие загрязнения из системы.

При монтаже нового фильтра нельзя допускать перекручивания уплотнительных колец. Перед установкой кольца можно слегка смазать свежим моторным маслом. То же стоит сделать и с концевым диском на картриджах масляных фильтров типа OX, в которых нетканый материал диска исполняет роль уплотнителя. Механик должен выполнять затяжку фильтра в соответствии с инструкцией по монтажу. Не разрешается использовать при установке фильтра инструмент, предназначенный для демонтажа навинчиваемых фильтров (OC). Заправив систему маслом, необходимо дать двигателю короткое время поработать, затем следует проконтролировать уровень масла и в случае необходимости выполнить дозаправку.

Похожие материалы

Салонный фильтр – деталь важная

admin

Тормозной шланг – маленький, но важный

admin

Обгонная муфта шкива генератора

admin