24 апреля 2024
Мастер-класс

Опорные вопросы и ответы

В начале марта старший технический консультант компании bilstein group Александр Сосновский провел технический семинар «Опоры амортизаторов». В ходе занятия были рассмотрены функции и конструкция этого компонента подвески, виды опор и примеры их повреждений, причины выхода из строя. Кроме того, были даны советы по диагностике неисправностей и по правильной установке опор.

Во-первых, опорами обеспечивается крепление амортизаторной стойки к кузову или подрамнику. Во-вторых, в движении предотвращается передача вибраций на кузов от элементов подвески. В-третьих, снижается нагрузка, действующая на амортизатор. В-четвертых, предотвращаются эластокинематические изменения в подвеске, которые могли бы появиться под действием боковых сил. И наконец, обеспечивается подвижность управляемых колес. Это не исчерпывающий перечень функций, выполняемых опорами амортизаторов, а лишь основные, особенно важные действия.

В конструкции подвески Макферсона мы видим помимо стойки амортизатора еще и пружину. Опора имеет подшипник – радиальный шариковый либо упорный, они обеспечивают поворот стойки для управляемых колес. Опора амортизатора в подвеске Макферсона не должна иметь радиальную подвижность, повреждение же опоры может привести к появлению такой подвижности, что повлечет за собой изменение устойчивости и управляемости автомобиля.

По конструкции опоры делятся на три основные группы: обычные, связанные и раздельные опоры. Обычная опора связана только с амортизатором, она не контактирует с пружиной и состоит из двух частей – внешней металлической и внутренней резиновой. Связанная опора названа так потому, что радиальным шариковым подшипником позволяет связать в один узел корпус амортизатора, его шток и пружину. В современных же автомобилях все чаще применяется третий вид опор – раздельные, в которых корпус амортизатора и пружина крепятся через опорный подшипник с собственным демпфирующим элементом. Сам шток амортизатора при этом жестко связан с кузовом автомобиля, он неподвижен и крепится к внутренней пластине опоры. Таким образом, при прохождении неровностей и рулении происходит вкручивающее хождение штока в амортизаторе. Это снижает коэффициент трения и продлевает срок службы амортизаторной стойки.

Обычная опора без подшипника и без пружины осуществляет гашение колебаний от штока амортизатора. Внешняя часть такой опоры жестко связана с кузовом автомобиля, внутренняя – со штоком. Между этими двумя частями располагается эластомер несимметричной конфигурации, чтобы опора по-разному работала в режимах отбоя и сжатия.

Связанные и раздельные опоры бывают одноступенчатыми и двухступенчатыми. В первом варианте предусматривается гашение колебаний лишь от штока амортизатора, во втором гасятся вибрации еще и от подвески и пружины. Двухступенчатые опоры обусловливают более комфортную езду.

Отслоение эластомера от корпуса опоры может привести к скрипам во время работы подвески. Если резиновый элемент оторвался, может возникнуть и нарушение управляемости: автомобиль начнет уводить в сторону, может неровно встать рулевое колесо или появится неравномерный износ шин. Подклинивание подшипника опоры амортизатора способно вызвать шум со стороны пружины при повороте рулевого колеса. Затрудненный возврат рулевого колеса также связан с подклиниванием подшипника. Стук при движении по неровностям – наиболее очевидный из всех симптомов неисправности опоры амортизатора. Преждевременный выход амортизаторов из строя становится неприятным последствием невнимательного отношения ко всем тем сигналам, которые были описаны выше.

Для того чтобы правильно диагностировать состояние опор амортизаторов, мастеру необходимо пойти гораздо глубже элементарного раскачивания автомобиля вручную. Прежде всего нужно усвоить, что опору сложно диагностировать, когда она находится под нагрузкой. Подвеску при диагностике необходимо разгрузить, то есть установить автомобиль на подъемник и попробовать поднимать и опускать колесо. Моделируя поворот колеса, как если бы его разворачивали рулем, мы сможем понять работоспособность подшипника опоры.

Выход из строя опоры амортизатора может быть не причиной проблем, а лишь следствием. Поэтому стоит уделить внимание и другим элементам подвески. Следует выяснить, не менялись ли рабочие характеристики пружин, амортизаторов или колес.

Специалисты советуют при замене амортизаторов менять и опоры. Мастер не должен ошибаться в положении опор при их установке. В некоторых моделях автомобилей есть разные опоры – для левой и правой стороны. Нужно проверять состояние опорных подшипников, а меняя детали, производить замену по обеим сторонам машины и лучше в комплекте – опора с подшипником и крепежные детали. Самоконтрящиеся гайки амортизаторов дважды устанавливать нельзя, это детали разового монтажа. После замены амортизаторов и опор амортизаторов необходимо проверять углы установки колес, а при необходимости регулировать.

В заключительной части занятия участники смогли задать ведущему вопросы. Один из слушателей поинтересовался, нужно ли менять шайбу опоры амортизатора, которая находится в верхней части кузова, ведь мастера нередко обходятся заменой только нижней части комплекта. Ответ был такой: менять необходимо все компоненты опоры, так как в работе нагрузку несут все составляющие этого устройства.

Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал редакции и Bilstein group

Похожие материалы

Салонный фильтр – деталь важная

admin

Тормозной шланг – маленький, но важный

admin

Обгонная муфта шкива генератора

admin