9 декабря 2024
Автобизнес

Шэффлер Казахстан: знаем сами, расскажем и вам

Казахстанский офис германской компании Schaeffler (бренды LuK, INA, FAG), находящийся в Алматы, недавно получил кадровое и техническое усиление. В связи с этим событием наш корреспондент встретился с ведущими специалистами «Шэффлер Казахстан» и попытался выяснить, чем живет представительство сегодня и каковы планы на будущее.

Беседа началась с истории появления компании в нашей стране, о ней рассказал руководитель группы технического обучения и сервиса Юрий Александров:

– Компания присутствует в Казахстане с 2010 года. Офиса тогда не было, но представитель Schaeffler уже работал, налаживал контакты с нашими клиентами. В 2013 году открылся офис в Алматы, а в 2023 году команда усилилась сотрудниками, и на сегодня силами из девяти специалистов мы закрываем все направления по продвижению  продукции в секторах индустриального применения и Automotive Aftermarket, который представлен тремя сотрудниками с более чем десятилетним опытом в концерне.

Юрий Александров

На рынке Казахстана сегодня представлено 28 товарных групп Schaeffler, в каждой из которых есть важные нюансы, позволяющие правильно осуществлять сертифицирование продукции, классификацию, ее продвижение. Мы осуществляем коммуникацию с клиентами, проводим мониторинг рынка, поддерживаем локальную сертификацию продукта, занимаемся маркетингом и поиском новых ремонтных решений для локального рынка. Офис также осуществляет информационную поддержку продукт-менеджеров, отделов сбыта, проводит тренинги для специалистов автосервисных предприятий по всему Казахстану. Отдельная работа – по обучению инженеров по гарантии крупных дистрибьюторов автозапчастей. В данной работе мы видим немалый смысл, так как грамотные специалисты по рекламациям – это сохраненный имидж компании и профессиональная оценка причин выхода деталей из строя.

Корр.: С какими сложностями вам приходится сталкиваться?

Юрий: Сложности в логистике, в размерах страны, в расстояниях. А мы ведь и наглядные материалы с собой везем. Например, кейс по диагностике двухмассового маховика с фрикционным кольцом по слайдам не объяснить, можно только ощущать технологические тонкости руками, правильно размещая специнструмент. Тренинг по двойным сухим сцеплениям тоже является непростым, это, наверное, один из наиболее технически сложных семинаров. Для раскрытия темы мы везем не только сцепления, но и два больших чемодана специнструмента, валы, шайбы и другие демонстрационные материалы. Трансмиссионный ряд, детали двигателя и ступичные подшипники – это сегменты, в которых за последние годы произошло немало технически значимых трансформаций. Весь прогресс нам удалось наблюдать за время нашей работы в Schaeffler Automotive Aftermarket! Мы стали свидетелями, как автопроизводители совершенствовали каждый узел, усваивали логику этих преобразований, что на самом деле необычайно интересно. А тут еще и электромобили наступают…

Корр.: Уже осваиваете и это пространство?

Юрий: Мы поддерживаем в первую очередь aftermarket-рынок, где актуальной тематики еще минимум лет на 20 хватит, но постоянно развиваемся внутренними тренингами, в рамках которых узнаем всю необходимую информацию о конструкции гибридных и электроавтомобилей.

Александр Тихомиров

Технический специалист «Шэффлер Казахстан» Александр Тихомиров дополняет.

Александр: Информации у Schaeffler накоплено огромное количество. Мы можем вести семинар по двухмассовым маховикам четыре часа или даже восемь! И это лишь одна товарная группа.

Юрий: Сейчас мы проводим тренинги по 16 различным программам. Полный курс по DSG (Direct Shift Gearbox) занимает не менее двух дней – первый день теория, затем практика. Мы наблюдаем, как реагируют опытные механики на такие тренинги. По его окончании у специалистов СТО появляется понимание, что в обслуживании и ремонте DSG существует множество нюансов, которые могут напрочь вывести из строя трансмиссию, если их игнорировать. Механики меняют подход к работе, начинают думать, действовать ответственно. Почему, например, две пружины могут выглядеть совершенно одинаково, а артикул иметь разный? У нас часть рекламаций была по Ford PowerShift, по роботизированным трансмиссиям именно потому, что механики полагались на визуальное сходство компонентов.

В одном из тренингов по ступичным подшипникам мы показываем, насколько каждый из этих узлов уникален с точки зрения регулировки преднатяга. Это очень сложно донести до сотрудников СТО. Зачастую многие уверены, что раздумывать там особо не о чем – «стрельнул пневмой» центральную гайку, да и всё. А сколько «стреляет» та пневма? У Opel Astra H, например, момент затяжки центральной гайки переднего ступичного подшипника составляет 295 ньютон на метр, в том же узле у Mercedes-Benz Vito первой генерации уже 500 ньютон на метр! Есть ведь разница, правда? Бывает, автовладельцы прощаются с двигателем всего лишь из-за шпильки ролика, из-за фиксатора резьбового соединения, из-за необезжиренной резьбы в блоке. Казалось бы, мелочь, но цена ошибки – от нескольких до десяти тысяч долларов, столько примерно стоит бывший в употреблении двигатель.

Александр: Если вернуться к разговору о сложностях… Интересны бывают условия, в которых проводятся семинары. Мы ведь не только по легковой тематике работаем, но и по грузовым автомобилям. Иногда изображение проектора приходится наводить на тент полуприцепа, потому что больше просто некуда. Однажды проецировать изображение пришлось на потолок, и автомеханики сидели все занятие с поднятыми головами.

Юрий: Затрудняет процесс развития профессионального ремонта и почти полное отсутствие в стране специализированных СТО. Необходимо понимать, что различные марки автомобилей – это разные технологические миры, соответственно, и разные подходы к диагностике и обслуживанию. Кроме того, специализация необходима и по узлам, системам, агрегатам обслуживания и ремонта. В идеале СТО не должна заниматься всем подряд, так как неизбежно возникнут дефицит компетенций, нехватка специализированных инструментов и недостаток времени на выполнение разноплановых операций по предписанным регламентам и инструкциям.

Еще мы сталкивались на практике с такими случаями, когда СТО выглядит современной и ухоженной, мастера на ней работают вроде бы как надо, но при этом руководство станции отказывается от обучения. Связан отказ с тем, что владелец станции не хочет, чтобы мастера повысили свои компетенции и ушли на вольные хлеба, стали зарабатывать самостоятельно.

Александр: Чаще, конечно, бывает наоборот – когда в руководстве хотят развить персонал, а сотрудники станции считают свои знания достаточными и учиться не желают. Бывало в нашей практике и такое, что мы даже отказывались проводить обучение ввиду полного отсутствия заинтересованности аудитории. Когда все уходят в собственные мобильные телефоны, донести материал просто нереально. И тогда не хочется попусту терять время.

Готовя материал для семинара, мы стараемся не распыляться, стремимся дать знания в наиболее емкой форме и строго в рамках заданной темы. Более того, готовя семинар, мы адаптируем его под сотрудников конкретной СТО, под их уровень знаний и компетенций, техническое оснащение и специализацию. Бывает и так, что на одном сервисе мы проводим несколько тренингов: один для мотористов, другой для слесарей по подвеске, третий для специалистов по трансмиссиям. У меня сейчас свыше 60 запросов на обучение. Мы видим большой интерес к техническим тренингам от Schaeffler.

Корр.: А у кого больше шансов на проведение тренинга? У тех, кто крупнее?

Александр: Нет, мы не смотрим на количество подъемников или на оборот именно нашей продукции. Имеет значение модельный ряд обслуживаемых автомобилей. Ассортимент Schaeffler больше ориентирован на европейские марки, в которых инновационные решения применяются чаще, чем, к примеру, в автомобилях Toyota.

Корр.: В головном офисе компании работают методисты, которые разрабатывают семинары, занимаются вопросами подачи информации? Донести такой технически насыщенный материал до широкой аудитории тоже ведь дело непростое…

Юрий: Здесь работает принцип саморегулируемой организации. Технические тренеры Schaeffler, работающие по всему миру, в ходе своей деятельности дополняют и совершенствуют материал. Конечно, в работе помогают и огромные базы данных компании – по возвратам и рекламациям, по рассмотрению претензий и по ошибкам, допущенным механиками. Так дополняется контент тренингов, так он становится предметным и емким, в нем зримо, на слайдах и видео, отражаются ошибки и их последствия. Поэтому мы все – методисты. Александр также непосредственно занимается написанием технических бюллетеней, которые потом публикуются в онлайн-каталоге.

В плане обеспечения видеоряда для семинаров невозможно переоценить значимость технической базы Schaeffler. Это полноценные видеостудии, профессионально снимающие  видеоинструкции с трехмерным цифровым моделированием рабочих процессов. Ролики по одной и той же теме со временем перезаписываются, актуализируются. Сейчас это уже сотни видеофайлов, снятых для СТО и представленных на портале REPXPERT.

Корр.: Какие еще нюансы рынка запчастей вы заметили за прошедший год?

Юрий: В Казахстане своеобразная система сбыта, в которой традиционно важна роль рынков, где зачастую нет прозрачных цен, отсутствует гарантия купить неконтрафактную деталь. Это определенно региональное своеобразие. Некоторые наши партнеры констатируют, что половина объема их реализации уходит именно через авторынки. Для нас это пока непонятный и непрогнозируемый сегмент сбыта.

Интересно и то, что здесь сложилась картина своеобразного технологического разрыва. Климатические условия на юге страны позволяют долго держаться кузовам, а это основа транспортного средства. Здесь можно увидеть на дороге ранние Toyota RAV4 в родной краске или Volkswagen Golf 2–3-го поколения, первое поколение Subaru Forester. Это, конечно же, чудо! В России таких машин уже практически не встретить, они ушли. И вместе с этими 20–30-летними автомобилями просторы Казахстана бороздят «космические корабли» в образе электромобилей Tesla или Zeekr.

Мы заметили, что в Казахстане осторожно относятся к инновационным трансмиссиям, не любят «роботы» и вариаторы. Я бы так сказал: в стране по-восточному неспешно относятся к серьезным приобретениям. Соответственно складываются и компетенции механиков на СТО. Специалистов по сложным трансмиссиям и автоэлектриков высокой квалификации в Казахстане пока крайне мало.

Корр.: Как продвигается в Казахстане портал REPXPERT? Чем он полезен сервисным предприятиям?

Юрий: Прежде всего данный онлайн-ресурс полезен наличием в нем бесплатного каталога TecDoc, который в работе автосервисных предприятий выступает ключевым элементом, так как позволяет осуществлять безошибочный подбор запчастей и кроссировать их по всем мировым производителям. Каталог ежедневно актуализируется, и для автосервиса нет более точного источника данных, чем этот.

TecDoc сам по себе как IT-продукт является платным, а в REPXPERT каталог TecDoc представлен бесплатно. Это хороший подарок для тех, кто осознает ценность подобной информации.

REPXPERT, несомненно, полезен для СТО и в корректной установке деталей. Здесь можно найти записи вебинаров, сервисные бюллетени, инструкции по установке, предписания по моментам затяжки резьбовых соединений, данные по диагностике узлов и механизмов, описание специнструмента, рассмотрение наиболее распространенных ошибок механиков, затраты в нормо-часах, а также много другой полезной информации. То есть это продукт и даже, я бы сказал, целая экосистема, которая может закрыть все нужды и потребности автосервиса в справочной информации.

Корр.: На что нужно обращать внимание механикам в работе с продукцией Schaeffler?

Юрий: В первую очередь необходимо помнить, что есть портал REPXPERT. Он поможет в подборе запчастей и при их установке. Прежде чем заказывать продукцию, нужно обратить внимание на то, что идет в комплекте с основной деталью, достаточно ли будет этого для полноценного ремонта системы или нужно приобрести что-то еще. Обычно комплект содержит все необходимые компоненты и крепеж, что является одной из сильных сторон Schaeffler в разработке ремонтных решений. Поэтому такие комплекты и называются интеллектуальными ремонтными решениями. Но иногда ремонт выходит за пределы одного узла, и тогда необходимо менять смежные компоненты, которые тоже могли выйти из строя и даже стать причиной обращения в сервис.

Когда выбор деталей сделан, нелишним будет просмотреть сервисные бюллетени по комплекту. Это небольшие по объему документы, которые напоминают о различных особенностях конкретных деталей или их изменений, обращают внимание мастеров на особенности агрегатов или даже модели автомобиля в целом.

Изучив инструкцию по монтажу, мастеру нужно подобрать и подготовить инструмент. Иногда для ремонта или обслуживания требуются особые приспособления или динамометрические ключи. Все это нужно иметь в арсенале мастерской, работающей с современными автомобилями.

Корр.: Как вы оцениваете объемы продаж продукции Schaeffler в прошедшем, 2023 году в Казахстане? Стал ли этот год успешным?

Юрий: Мы отмечаем двойной рост оборота по сравнению с предыдущими самыми успешными годами. В целом это заслуга больших компаний, уверенно осваивающих казахстанский рынок. Во многих городах сейчас представлены филиалы ведущих игроков рынка, происходит планомерная трансформация рынка, переехало много специалистов из других стран Таможенного союза, мы наблюдаем успешный обмен опытом и улучшение клиентоориентированности. Вслед за дистрибьюторами подтягиваются и СТО, которые также меняют модель своей работы и выбирают те бренды запчастей, за которыми стоит реальная техническая поддержка и гарантия.

Корр.: Видите ли поддельную продукцию на рынке Казахстана и как боретесь?

Юрий: Да, подделки мы видим, и их много. Мы делаем акцент на информировании клиентов всех уровней о том, как избежать приобретения поддельной продукции. Легально поступающая из Германии в Казахстан продукция имеет специальный QR-код, так называемый OneCode, с помощью которого в приложении REPXPERT легко проверить оригинальность происхождения товара, а также автоматически начислить на счет своего личного кабинета бонусные баллы.

Сейчас мы готовим информационные флаеры, которые будем распространять на станциях обслуживания и авторынках. В этих флаерах мы рассказываем о том, как скачать приложение для проверки на мобильный телефон и чем отличаютcя оригинальные детали LuK, INA, FAG от контрафактных.

Корр.: Как вы работаете с рекламациями?

Александр: С рекламациями мы работаем через инженеров по гарантии ведущих дистрибьюторов в Казахстане. Иногда это целые отделы с большим штатом сотрудников. Мы проводим очное обучение и разъясняем специалистам критически важные моменты по всем товарным группам продукции Schaeffler. С помощью наших информационных материалов инженеры по гарантии могут точно выяснить, как автомеханик работал с деталью и правильно ли он выполнил установку. Это помогает аргументированно объяснить, по какой причине деталь вышла из строя, или, если требуется, подключить технических специалистов «Шэффлер Казахстан» для более глубокого изучения ситуации.

Корр.: Не могу не поинтересоваться вашими планами на перспективу…

Александр: В Казахстане мы уже познакомились с более чем двумя сотнями ведущих автосервисных станций и за 2023 год провели 92 тренинга. Так исторически получилось, что СТО в Казахстане были обделены вниманием профессиональных технических тренеров, но теперь хороший шанс и время наверстать упущенное. Мы активно работали в восьми городах: Астане, Алматы, Шымкенте, Актау, Актобе, Уральске, Костанае и Павлодаре. Будем двигаться дальше. Запросов на тренинги становится все больше, и если после прочтения этой статьи читателя заинтересует проведение бесплатного технического тренинга по одной из 16 программ, то мы будем рады принять заявку по электронному адресу info@repxpert.ru.

 

Беседовал Андрей Сафонов

Фотоматериал Schaeffler

Похожие материалы

ZF выпустил 40 миллионов мостов!

admin

Новый партнер Dayco

admin

Новый центр переработки

admin