В начале сентября в Алматы технический тренер компании Valeo Пётр Сигунов провел продуктовый семинар, на котором продавцы-консультанты розничных магазинов, механики, мастера-приемщики СТО ознакомились с обновлениями ассортимента продукции и узнали много полезного о техническом устройстве новинок, об их преимуществах, применимости и о гарантийной поддержке от производителя.
Ведущий семинара представил обновления в нескольких продуктовых линейках: сцепление, тормозная система, стеклоочистители, фильтры, оптика и лампы. С первых минут своего выступления Пётр развеял миф о том, что Valeo выпускает запчасти и оборудование преимущественно для французских марок автомобилей. Почти треть продукции компании выпускается для так называемой большой немецкой тройки (30%), чуть меньше – для азиатских марок (27%), третью ступень занимает продукция для американских марок машин (22%).
Сейчас каждый второй автомобиль с механической коробкой передач, сходящий с конвейера в Европе, и каждый третий в мире оснащаются сцеплением Valeo. Производство сцепления началось в 1932 году, а сейчас в деятельности компании можно увидеть четыре основных бизнес-направления: «Силовые установки и трансмиссия», «Температурные и климатические системы», «Системы помощи водителю» и «Средства обеспечения видимости».
Компания официально представлена в 33 странах мира, имеет 138 заводов, 54 научно-инженерных и опытно-конструкторских центра, продукция аккумулируется на 15 складах. Подавляющую часть оборота компании, 87%, в 2018 году составляли конвейерные поставки, но и 13%, приходящиеся на долю афтермаркета в денежном выражении были равны 16,5 миллиарда евро. С 2008 года компания имеет представительство в России, с 2013 года осуществляются поставки в Беларусь и в Казахстан.
На удовлетворении запросов рынка афтермаркета специализируется подразделение Valeo Service, под эгидой которого на рынок постпродажного обслуживания продукция выходит под несколькими независимыми брендами (FTE, SWF). В легковом сегменте компания имеет 14 продуктовых линеек, и проще перечислить то, что она не производит – компоненты подвески, внутренние компоненты двигателя, а также интерьерные и кузовные элементы.
Продолжая семинар, Пётр Сигунов решительно расправился с еще одним мифом – о том, что сцепление Valeo работает лишь на небольших маломощных автомобилях. На самом деле этот продукт устанавливается не только на серийные городские машины, но и на полноприводные внедорожники, суперкары, спорткары.
В ходе семинара собравшиеся предметно рассматривали некоторые критические моменты в работе представленных докладчиком устройств. Так, например, мастера услышали предостережение об ударных нагрузках, недопустимых по отношению к сцеплению. Дело в том, что при падении неупакованного сцепления возвратные пружины повреждаются выжимной плитой. Визуально изменения геометрии пружин можно не заметить, однако работать установленное в автомобиль сцепление не будет.
Часто рекламации по сцеплению связаны с тем, что оттенок окончания пальцев диафрагменной пружины отличается от ее основной части. Люди предполагают, что это сцепление уже было использовано, однако на самом деле это объясняется дополнительной закалкой.
Еще чаще беспокойство покупателей вызывает различный разлет пальцев (лепестков) диафрагменной пружины по высоте. Но оценивать положение лепестков можно только после установки узла на маховик. И даже если в установленном состоянии разлет лепестков составляет миллиметр-полтора, это не должно тревожить.
Компания выпускает диски сцепления со встроенным демпфером крутильных колебаний, призванным бороться с ацикличными колебаниями двигателя на высоких оборотах. Для гашения колебаний, возникающих на низких оборотах, компания предусмотрела предварительный гаситель колебаний, прилегающий непосредственно к валу. Такой предварительный гаситель колебаний устанавливается на 70% дисков сцепления Valeo.
Мастер, устанавливающий сцепление, должен иметь в виду, что производитель намеренно допускает некоторый продольный и осевой люфт, чтобы обеспечить полное прилегание фрикциона к рабочей поверхности диска. Ведущий семинара также призвал собравшихся соблюдать рекомендацию о замене сцепления вместе с центрующей втулкой и выжимной вилкой.
Слушатели семинара ознакомились с устройством и особенностями выжимного подшипника – классической конструкции и с технологией самоцентровки. Самоцентровка подшипника в диафрагменной пружине осуществляется после двух-трех нажатий педали сцепления и обеспечивает равномерный износ лепестков диафрагменной пружины.
Далее по ходу семинара собравшиеся рассмотрели полугидравлическую и гидравлическую системы сцеплений. Первая, как известно, состоит из главного и выжимного цилиндров, воздействующих на выжимную вилку и выжимной подшипник. Вторая из названных систем посредством главного цилиндра активирует узел, в котором рабочий цилиндр с выжимным подшипником объединены. Это конструктивное решение было принято, чтобы сократить количество деталей, упростить установку, сократить вес и оптимизировать затраты производителя. Разница в весе между более тяжелой первой системой (975 г) и облегченной второй (270 г) составила 705 граммов.
Мастера в ходе проведения семинара задавали вопросы. Один из них был о восстановленных деталях. Ведущий ответил, что восстановлением компания занимается, но восстанавливают корзины сцепления только для грузового транспорта. Делается это на заводе во Франции с соблюдением жестких требований дефектовки комплектующих и с тщательной проверкой восстановленного изделия. Само собой, восстановленное сцепление имеет на упаковке соответствующий знак.
Интересной была и та часть семинара, которая была посвящена двухмассовым маховикам. Этот нужный и важный элемент современного автомобиля часто выходит из строя по причине потери смазки в пружинах. Замена маховика – операция трудоемкая и дорогостоящая. Поэтому инженеры Valeo предложили решение по переоборудованию автомобилей с двухмассовым маховиком и крутящим моментом двигателя от 200 до 350 Н/м на классический одномассовый маховик со специальным демпфером и корзиной. Комплект переоборудования включает в себя все необходимые детали. Но если двигатель развивает крутящий момент выше 360 Н/м, то демпфирование может обеспечивать только двухмассовый маховик. В отличие от оригинала в предлагаемом решении увеличена площадь фрикциона и изменена форма диафрагмы. Этот специальный сервисный набор, обеспечивающий экономию вложений около 30%, одобрен несколькими автопроизводителями.
На тот случай если от двухмассового маховика отказаться по техническим причинам невозможно, компания предлагает еще один способ уйти от коварных пружин, теряющих смазку. Новинка называется VBLADE DFM. Это двухмассовый маховик, в котором вместо винтовых пружин применены пластины сложной геометрической формы. Пластины обеспечивают демпфирование в любых режимах работы двигателя и не требуют смазки в процессе эксплуатации. Удобство заключается еще и в том, что VBLADE DFM взаимозаменяем с оригинальным маховиком, а простота его установки не требует специальных инструментов или навыков. Первый VBLADE уже доступен для заказа и может устанавливаться на Volkswagen LT 28-46 II и LT 28-35 II 2,5 TDi. Технология вскоре должна распространиться на более популярные модели автомобилей.
В ходе семинара слушатели ознакомились и с интересными техническими нюансами. Любопытно, например, было услышать об автомобилях, которые для замены сцепления не требуют демонтажа коробки передач. В числе прочих примеров тут прозвучало имя Saab 99, в котором замена сцепления осуществлялась просто из-под поднятого капота, за полчаса.
Вторая часть семинара была посвящена системам стеклоочистки. Это вторая по объемам продуктовая линейка в портфеле компании Valeo. Акцент семинара был сделан на самом востребованном элементе системы – на щетках. В частности, присутствующие смогли ознакомиться с различиями в устройстве каркасных и бескаркасных щеток, узнали о точках распределения давления и увидели новинку 2018 года, в основе которой лежит технология, разработанная по заказу Mercedes-Benz в 2012 году, – щетку с форсунками для подачи омывающей жидкости. Щетки называются Valeo Aqua Blade, и они уже серийно применяются в заводской комплектации топовых моделей легковых автомобилей Mercedes-Benz, Ford, Volvo, Tesla и Renault.
Полезным замечанием было предостережение ведущего о покупке «щеток Valeo» на сайте AliExpress. Конечно же, продукция, реализуемая через данный сайт, в подавляющем большинстве ничего общего с фирменными изделиями иметь не может.
Вторую часть семинара ведущий начал с рассказа о компонентах тормозной системы, выпускаемых Valeo. С производства именно этих деталей компания и начинала свою деятельность. На сегодняшний день линейка компонентов тормозной системы входит в лидирующую тройку производителей по объемам продаж в мире. В ассортименте компании представлено около 2,5 тысяч артикулов – тормозных колодок, дисков, частей заднего барабанного тормоза, главных цилиндров и тормозной жидкости.
Особенность колодок Valeo заключается в том, что они проходят заводскую притирку, поэтому производитель не рекомендует особых условий движения после замены диска и колодок.
В колодках премиум-сегмента компания применяет технологию NRS (New Retention System). Суть ее заключается в пластине с зазубринами, которая обеспечивает более прочное удержание фрикциона и снижает шумность колодки.
Еще одна технология, делающая колодки тихими, называется Nu-Lok. В ней работает противошумовая пластина, закрепленная на колодке скобами. Таким образом инженеры снизили механическое напряжение между суппортом и колодкой.
В заключительной части семинара Пётр Сигунов представил аудитории автомобильные галогенные лампы премиум-класса и противотуманную фару серии Fogstar LED. По прогнозу инженеров Valeo, будущее автомобильной светотехники будет полностью принадлежать светодиодному освещению. Специалисты отводят ксенону максимум 5–7 лет, галоген же, по их мнению, послужит несколько дольше, но только на автомобилях ультраэкономсегмента и в коммерческой технике.
Завершился семинар вручением сертификатов и подведением итогов конкурса на лучшее усвоение темы. Один из слушателей, наиболее полно и точно ответивший на тестовые вопросы, получил от ведущего поощрительный приз – парктроник фирмы Valeo.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал «Автомастер»