30 ноября 2022
Примеряем на себя

Nokian Nordman S2 SUV – от Алматы до Сочи

Прошлым летом наша редакция при поддержке компании Nokian Tyres организовала тест летних шин Nordman S2 SUV. Тест проходил на различных дорогах нашей республики и за ее пределами. В общей сложности в рамках проведенного нами теста шины пробежали около 20 000 километров, показав при этом неплохие износоустойчивость и ходовые характеристики.

Знакомый с проводимыми нашей редакцией тестами читатель наверняка обращал внимание на то, что, как правило, мы тестируем шины на обычных дорогах, в самых обычных условиях. Потому что убеждены: именно гражданские тесты на реальных дорогах способны раскрыть потенциал тестируемых шин и продемонстрировать их ходовые характеристики. Нет, конечно же, нашим специалистам доводилось выезжать на тесты за рубеж, в том числе и на специальные испытательные полигоны. Но с приходом пандемии такие поездки были сведены к нулю.

Лето 2021 года выдалось жарким. Карантинные меры, действовавшие на тот момент в стране, не давали возможности спланировать полноценный отпуск, и в нашей редакции созрел план – проехать на редакционном Touareg от Алматы до черноморского побережья, а заодно и протестировать установленные на нем с начала весны тестовые шины Nokian Nordman S2 SUV. Как утверждает производитель, данная шина среднеценового сегмента актуальна для нашего рынка и останется таковой еще долгое время.

Забегая вперед, отметим, что за время автопробега отмахали мы в оба конца порядка 12 000 километров, проехав ремонтируемые участки трассы Алматы – Нур-Султан, побывав в Костанайской и Актюбинской областях, заглянув в Уральск и пройдя КПП «Озинки», далее через Саратов по федеральной трассе М4 через Волгоград, Ростов-на-Дону и Краснодар добрались до черноморского побережья и затем до конечной точки нашего маршрута – города Сочи. Всего за весенне-летне-осенний период тестовая шина прошла около 20 000 километров. Подробное описание наших приключений, а также видеозарисовки автопробега можно найти на нашем сайте в рубрике «Репортаж» (www.pitstop.kz/category/reportazh/).

Мы испытали на себе все прелести различных дорожных ситуаций в естественной среде, ощутив утреннюю прохладу трасс Северного Казахстана, палящий зной его южных областей и суровые ливни черноморского побережья.

Устанавливали тестовые шины мы в Алматы аккурат с календарным наступлением весны. Но в Казахстане зима сопротивлялась практически до конца марта, и периодически нам приходилось выезжать на летней резине при температуре чуть выше нуля. При этом никакой разницы в управляемости по сравнению с поездками по раскаленному асфальту в июне в Костанайской области при температуре +48 градусов мы не ощутили. На начальном этапе шины имели сильный характерный запах. «Свежие», – пошутил один из шиномонтажников, устанавливавших шины на автомобиль. За неделю эксплуатации от неприятного «свежего» запаха резины не осталось и следа.

От Алматы наш тест начался по не самым лучшим дорогам области. Первые 120–150 километров пути мы проехали по асфальту, а далее начались участки с реконструкцией дороги, и то там то тут приходилось съезжать на гравийные объезды. Проезжая плохо укатанную дорогу, мы, признаться, не сомневались, что новые летние шины с плотным рисунком протектора будут изуродованы острыми камнями, а канавки и ламели забьются песком и мелким щебнем основательно. Ничего из этого не произошло. Как утверждают инженеры компании Nokian Tyres, прочность протектора шины обеспечена уникальным балансом натуральных включений, сажи и синтетических компонентов. Такая сбалансированная резиновая смесь позволяет протектору оставаться в меру эластичным при снижении температуры и сохранять износостойкость и прочность при агрессивном воздействии гравия, песка и высоких температур. Кроме прочего, оптимальная жесткость положительно сказывается на управляемости и торможении и помогает экономить топливо за счет сниженного сопротивления качению.

В разрезе шина напоминает многослойный сэндвич

Для уверенной езды по плохим дорогам шину готовили так, как оснащают автомобиль для поездок по бездорожью. Помимо особой резиновой смеси во внешнем плече и на боковых продольных канавках бездорожью противостоят грунтозацепы. Они способствуют лучшей управляемости при езде по дорогам со сложным и зыбким покрытием. А для лучшего очищения протектора от камней на дне его центральных канавок расположены резиновые демпферы разнообразной формы. За время нашего пути нам пришлось проехать не один участок плохих дорог и грунтовки. А на участке от Карабутака до Аральска, ввиду реконструкции дорожного полотна, мы и вовсе ехали несколько десятков километров по первозданной степи – по рыхлому песку, перемешанному с пылью. Машина на тестовых шинах маневрирует эффективно и прогнозируемо, камни в протекторе не застревают.

Канавки в плечевых зонах имеют особую форму. Они улучшают отведение воды из пятна контакта шины с дорожной поверхностью.

Конечно же, большая часть нашего теста пришлась на асфальтовые дороги, иногда мы ехали при температуре выше сорока пяти градусов – таковы реалии южных областей Казахстана в летний период. При всем при этом мы отметили положительно курсовую устойчивость шин на большой скорости, их управляемость и эффективное торможение. Во многом эти качества обусловлены плотным направленным рисунком протектора и расположенными в его центральной части ребрами жесткости, которые для лучшего сцепления с дорожным полотном имеют ламели разной геометрии, прорезанные на всю глубину рабочего слоя протектора. Напомним, что летние шины могут эксплуатироваться до минимальной остаточной глубины протектора в 4 мм. Для удобного мониторинга износа шин разработчики оснастили центральное ребро протектора специальным индикатором, отображающим его остаточную глубину. Помимо этого информационные участки имеются и на боковине шины. Это стрелки, указывающие направление вращения колеса, метки рекомендуемого давления в шине и положения на оси для последующей ротации при сезонной смене шин.

При езде по бетонке или по обычному асфальту шины было практически не слышно. Гул протектора появлялся при скоростной езде по грубому асфальту, который мы встречали в Костанайской и Актюбинской областях и на некоторых участках трассы от Саратова до Ростова-на-Дону. Снижению дорожного шума способствует технология Silent Groove, это сферические углубления на поверхности боковых стенок центральных канавок, напоминающие по форме поверхность мяча для гольфа. Эта технология давно и успешно используется инженерами компании Nokian Tyres и на деле, помимо акустического эффекта, положительно влияет и на охлаждение протектора. Шина имеет индекс скорости 104H, что позволяет эксплуатировать ее на скорости до 210 километров в час. Максимальная скорость во время наших тестов, учитывая полную загрузку салона и багажного отделения, составляла временами немногим более 150 километров в час.

Напомним, шина создавалась специально для тяжелых внедорожников и кроссоверов и получила соответствующую предполагаемым нагрузкам прочную конструкцию. В разрезе она напоминает многослойный сэндвич. При этом самыми нижними являются изолирующие мягкие слои, отвечающие за герметичность шины. Присутствуют здесь и текстильные включения, и металлический корд. Он выполнен из стальных нитей, которые после плетения покрываются резиной и нарезаются под углом. В шине применяются два таких разнонаправленных слоя. Инженеры компании заявляют, что одна такая нить способна выдержать на разрыв более двух тонн, а общий вес стального брекера, используемого в одной шине, составляет около двух с половиной килограммов. Помимо стали при производстве шин компания Nokian Tyres использует бесшовный нейлоновый бандаж. Он представляет собой сверхпрочную синтетическую ленту, которая наматывается на станке на поверхность заготовки шины, как нить на катушку. Происходит это до установки верхнего слоя, на котором после вулканизации шины отпечатается протектор. Нейлоновый бандаж – это особо прочный слой, который вкупе с металлическим кордом защищает шину и от проколов. Стоит отметить, что за время нашего длительного теста нам не пришлось ни разу подкачивать шины или обращаться на вулканизацию, и это притом, что проезжали мы и откровенное бездорожье.

Летние шины для кроссоверов и внедорожников, помимо прочности и сцепных характеристик, должны хорошо справляться и с мокрой дорогой. Для испытания этих свойств на шинных полигонах создаются специальные орошаемые трассы, где с помощью фонтанов на поверхности дороги создается водная пленка. Нам повезло больше, чем тест-пилотам шинных полигонов: мы ощутили все прелести различных дорожных ситуаций в естественной среде, ощутив на себе утреннюю прохладу трасс Северного Казахстана, палящий зной его южных областей и суровые ливни черноморского побережья.

Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда приходилось двигаться по мокрым дорогам, и смогли оценить умение шин справляться с водяной пленкой. Вспомнить хотя бы наш путь через перевал за Горячим Ключом по дороге к черноморскому побережью. Выехав из Краснодара по хорошей погоде, в районе перевала мы попали в бурю, под настоящий ливень. Арыки и ливневые отводы, расположенные вдоль дороги, просто не успевали справляться с водой, как не успевали удалять водяную пленку с лобового стекла дворники… Ехать нам пришлось в плотном потоке, двигающемся в один ряд, с постоянной скоростью 35–45 км, по асфальту, залитому водой на 5–7 сантиметров. При этом маневрирование и оттормаживание были по-прежнему прогнозируемыми и эффективными.

Такое сцепление шин с мокрой дорогой обеспечивается особым рисунком протектора с прорезанными ламелями и особой формой канавок в его плечевых зонах. Канавки под действием центробежных сил создают для воды эффект воронки, способствуя тем самым осушению пятна контакта шины с дорожной поверхностью. Таким образом значительно уменьшается риск возникновения аквапланирования.

С возвращением в родной город наши тесты не были окончены: мы проехали на тестовых шинах еще несколько тысяч километров по алматинским дорогам и трассам области, сменив летние шины на зимние уже в конце октября, когда среднесуточная температура опустилась до +5 градусов.

За весенне-летне-осенний период 2021 года тестовая шина прошла около 20 000 километров. Из них около 12 000 километров пришлось на автопробег Алматы-Сочи.

Подводя итоги теста, стоит отметить, что заявленные производителем высокие характеристики шины подтверждаются на деле, будь то управляемость или износостойкость, торможение или низкое сопротивление качению, способствующее снижению расхода топлива. Все это – результат кропотливой работы инженеров компании и многочисленных испытаний как в условиях полигонов, так и в условиях тестов по гражданским дорогам. Весь потенциал шинной компании Nokian Tyres, ее технические наработки используется инженерами при создании новых шин. И если вам когда-либо доведется пообщаться с ними вживую, спросите, куда деваются инновационные разработки после их применения в дорогих шинах премиального семейства Nokian Hakka.

…Откроем маленький секрет: они со временем используются при производстве бюджетных шин бренда Nordman.

Текст: Дмитрий Саблин, фотоматериал редакции и компании Nokian Tyres

 

Смотрите наши ролики о проведенном тесте:

На платформе YOUTUBE

На платформе RUTUBE

Похожие материалы

Не такой, как все – INOI

admin

Автопробег Алматы – Нур-Султан

admin

Готовим машину к дальней дороге…

admin