23 ноября 2024
Репортаж

К Bosch не пустят без калош

В середине сентября наш корреспондент побывал на производственной площадке Bosch в Самарской области (РФ). Визит на завод был приурочен к 40-летию начала серийного производства электронной антиблокировочной системы тормозов, которая была разработана специалистами Bosch в сотрудничестве с автопроизводителями.

Завод, на котором мне довелось побывать, расположился в ближнем пригороде Самары, в 10 километрах от города. Первый камень в основание будущего предприятия здесь заложили в феврале 2014 года, а в июле 2015 года состоялось торжественное открытие завода. В строительство и оснащение оборудованием компания Bosch инвестировала около 50 млн евро.

Глобальный замысел размещения производства в Самаре заключался в снижении стоимости выпускаемых автокомпонентов за счет стратегически выгодной локализации производства. Сегодня завод входит в структуру индустриального парка, занимающего около 170 гектаров. Общая площадь зданий производственных зон, инженерных, логистических и энергетических служб здесь равна 15 квадратным километрам. Производят на предприятии электронные модули антиблокировочных систем (ABS) и модули электронных систем стабилизации (ESP), а также гидравлические системы рулевого управления для коммерческого транспорта. В поставках продукции завод ориентирован на крупнейшие конвейеры автопроизводителей России, на рынки стран Европы и Азии.

Завод Bosch в Самаре

Экскурсия по заводу для журналистов началась, как водится в таких случаях, с инструктажа по технике безопасности. После этого сотрудники предприятия позаботились и о безопасности выпускаемой ими продукции. Дело в том, что компоненты электронных систем очень чувствительны к воздействию статического электричества, поэтому всем гостям, собравшимся посетить цеха, предложи надеть на обувь специальные резиновые футляры, которые журналисты тут же окрестили калошами.

От одного до другого поста группа журналистов передвигалась строго по коридорам, ограниченным желтыми линиями, так как туда-сюда по цехам завода привычными маршрутами сновали транспортеры. Погрузившись в созерцание слаженно работающих машин и людей, периодически приходилось вздрагивать от неожиданных предупреждающих сигналов очередного юркого погрузчика с материалами, деталями, компонентами или готовой продукцией.

Неоднократно бывал я на крупных современных заводах. Чаще за рубежом, чем у себя на родине. Но как бы то ни было, убеждаюсь в том, что во взаимодействии сосредоточенных людей и подчиненных выполнению программ машин есть какая-то магия. Ритм завода захватывает сознание созерцателя, и начинает казаться, что весь этот шум и движение самодостаточны, существуют сами по себе и для себя. Трудно поверить, что лежащая на ладони заготовка, алюминиевая болванка, по окончании ряда процедур превратится в «умный» электронный компонент, участвующий в сокращении тормозного пути и сохраняющий управляемость автомобиля при экстренном торможении.

Завод Bosch в Самаре

По сути, электронный блок ABS координирует взаимодействие между датчиками скорости на каждом колесе и гидравлическим модулятором, который снижает давление в соответствующем контуре тормозной системы, предотвращая блокировку.

Впрочем, алюминиевая заготовка, которую нам показали на первоначальных стадиях производственного процесса, тоже не так проста, как может показаться на первый взгляд. На каждой из таких болванок уже проставлен код, по которому весь путь конкретного изделия можно воспроизвести пошагово – от станка к станку, от одного сборочного поста к другому. Контроль производственного процесса и готовых изделий на заводе – на высочайшем уровне, и он не зависит от локации производства. В какой бы стране мира ни делался компонент Bosch, общие стандарты прописывают незыблемые правила, обязательные процедуры и операции.

Высокий уровень организации производства на самарском заводе тоже не эксклюзивное изобретение, возникшее на берегах Волги. Прагматичный и по-немецки точный механизм Bosch отлаживался, корректировался и дополнялся на протяжении 132 лет с момента создания компании.

Завод Bosch в Самаре
Такие «калоши» служат не только для изоляции статического электричества, но и для безопасного перемещения по производству и защиты от падения предметов на ноги.

Благодаря чуткому вниманию к малейшим нюансам компания Bosch выпускает продукцию высочайшего качества, а это, в свою очередь, послужило основой для поиска передовых технических решений. Появившаяся в автомобиле в 1978 году серийная антиблокировочная система послужила основой нескольких электронных систем активной безопасности и ассистентов помощи водителю, не говоря уже о том, что с середины 2004 года она вошла в обязательную комплектацию всех ведущих производителей легковых автомобилей. С начала 2016 года ABS вошла в перечень обязательного оборудования и для всех новых мотоциклов с объемом двигателя свыше 125 куб. см. С 2017 года в Европе стало невозможно зарегистрировать новый мотоцикл без ABS, а в 2018 году компания Bosch представила первую готовую к серийному производству антиблокировочную систему тормозов для электроприводных велосипедов – eBike ABS. Помимо очевидных преимуществ в управлении транспортными средствами антиблокировочная система увеличивает ресурс шин, так как избавляет их от неравномерного
износа при резком торможении на заблокированных колесах.

Блоки ABS и ESP, выпускаемые на заводе в Самаре, адресованы таким автопроизводителям, как Renault, АвтоВАЗ, Volkswagen, Nissan, UAZ, GM, ZAZ, ГАЗ и «ПСМА Рус». Гидравлические системы рулевого управления изготавливаются здесь для автомобилей КамАЗ и ГАЗ.

Завод Bosch в Самаре

В связи с тем, что в ближайшем будущем скорость нарастания давления в тормозной системе станет одним из решающих факторов, влияющих на оценку эффективности систем безопасности при тестировании такими организациями, как NCAP, компания Bosch, фокусируется и на создании тормозных жидкостей с новыми свойствами.

На заводе в Самаре журналистам была представлена жидкость нового типа ENV6, одновременно обладающая низкой вязкостью и высокой температурой кипения. Низкая вязкость жидкости способствует сокращению времени срабатывания системы ESP, в то время как высокая температура кипения снижает риск образования в системе пузырьков пара, что является основной причиной отказа тормоза.

Завод Bosch в Самаре

Данный продукт появился на рынке в 2016 году, а до этого жидкость прошла серию испытаний в лаборатории Bosch в г. Абштадте. Кроме стандартных тестов на температуру кипения и вязкость проводились также испытания на давление в тормозной системе при экстремальных температурах, на шумообразование и износостойкость при высоких нагрузках. В результате специалисты пришли к выводу, что с ENV6 автовладелец может выиграть год (или 20 000 километров) на замене. То есть менять жидкость в системе придется не каждые два года, как сейчас рекомендуют автопроизводители, а раз в три года. Помимо этого высокая смазывающая способность существенно снижает шумы при работе системы, а также защищает гидравлические контуры от износа и коррозии.

Название жидкости ENV образовано от сокращения слова envelope, что можно перевести как «покрывать». Смысл этого наименования заключается как в уникальном сочетании характеристик продукта, перечисленных выше, так и в совместимости ENV6 с более ранними типами гликолевых жидкостей (DOT3, DOT4, DOT5.1) кроме LHM, произведенной на основе минеральных масел, или DOT5, содержащей силикон. Жидкость нового типа пригодна для использования в тормозной системе практически любого автомобиля, выпущенного после 1990 года. Благодаря такой универсальности владельцы автомагазинов и менеджеры отделов запчастей получают возможность не закупать несколько разных артикулов тормозных жидкостей и за счет этого могут оптимизировать складские запасы. Это тем более уместно, если иметь в виду, что в запечатанной таре ENV6 может храниться до пяти лет, она отсутствует в перечне постановления об опасных веществах и поэтому не требует дополнительных мер предосторожности и разрешений при хранении и перевозке.

Завод Bosch в Самаре

Жидкость нового типа была представлена на заводе, производящем блоки ABS и ESP, вовсе не случайно. Ее появление в ассортименте продуктов Bosch как нельзя лучше укладывается в концепцию «Все компоненты – из одного источника».

Кстати говоря, каждый, кому доведется побывать на заводе в Самаре, сможет почувствовать, как велик потенциал этого предприятия. Этот «источник» наверняка в состоянии стать площадкой для производства гораздо большего ассортимента автомобильных компонентов и систем. Ведь, как говорится, и Волга начинается с малого ручья.

Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал автора и компании BOSCH

Похожие материалы

International Auto Expo 2024

admin

KazAutoExpo – с опорой на два колеса

admin

«ИНТЕРАВТО-2024» – как это было

admin