1 октября 2020
Технологии

Эволюция автомобильных стекол

15-2

До 30-х годов ХХ века на автомобили ставили самые обычные оконные стекла, и это касалось всех стекол, включая лобовое. В те времена именно из-за легко бьющегося стекла автомобильные аварии были очень опасны. Но уже в третьем десятилетии ситуация изменилась, и ездить стало гораздо безопаснее.

Безопасное «небьющееся» стекло было изобретено еще в самом начале века, в 1903 году, Эдуардом Бенедиктусом – французским художником, писателем и ученым. Как и многие другие открытия, это произошло совершенно случайно. Работая в своей лаборатории, Бенедиктус уронил на пол колбу и был сильно удивлен тем, что она не разбилась. Начав разбираться в этом неожиданном происшествии, он установил, что в сосуде находился раствор нитрата целлюлозы, другими словами, жидкий пластик. Именно он, высохнув, создал прозрачную пленку, которая и не дала колбе разбиться… Так появились однослойные «небьющиеся» стекла.

Сразу после этого исследователь вплотную занялся изучением возможности промышленного изготовления многослойного стекла, которое было бы не только прочнее однослойного, но и при раскалывании лишь трескалось, а не рассыпалось. Спустя 7 лет Бенедиктус запатентовал свою технологию под названием «Триплекс», что и означает «трехслойный».

Естественно, технология была довольно дорогой, но, как это часто бывает, на помощь пришла оборонная промышленность. Армия взяла на вооружение изобретение Эдуарда Бенедиктуса и стала оснащать кабины самолетов лобовыми стеклами, выполненными по технологии «Триплекс».

15-4

Сначала военные технологи выбрали цилиндрический метод производства, при котором цилиндрическую заготовку стекла раскатывали, а потом шлифовали. Но это было довольно дорого. На смену пришел другой, более совершенный и менее трудоемкий способ – протягивание стекла. Его вытягивали из печи в виде лент, прокатывали между асбестовыми роликами, а после этого полировали до нужного состояния. В целом и такой метод не был совершенным, и стекла получались местами выгнутыми, местами неровными, но зато стоимость «Триплекса» уменьшилась в разы, и уже к 40-м годам на дорогах Америки трудно было отыскать автомобиль с оконными стеклами – ими оснащались только самые дешевые модели.

Еще через 20 лет были разработаны лобовые стекла высокого качества. В 1959 году британский инженер и бизнесмен Аластар Пилкингтон придумал и запатентовал способ создания стекол при помощи так называемой плавающей технологии. Метод подразумевал множество этапов: температурная обработка в герметичной ванне с жидким оловом, обработка давлением и химическими соединениями, полирование, повторное нагревание и моллирование (формование) стекол попарно, склейка поливинилбутиральной пленкой и окончательная обработка в автоклаве с температурой 1400 градусов при давлении 10 бар.

040713nis 106558 1 5

Способ закаливания стекла был изобретен во Франции еще в 1929 году. Компания SSG закаляла стекло по следующему методу: после разогрева до 700°С оно резко охлаждалось до температуры чуть ниже +400°C; при этом сначала охлаждался наружный слой стекла и только потом внутренний, что сжимало внутренний слой и обеспечивало повышенную твердость и прочность готового стекла. Кроме того, если такое стекло разбивалось, оно рассыпалось на множество неопасных кусочков, что соответственно уменьшало его опасность в случае аварии.

В то же время был введен стандарт прочности автомобильного стекла: оно должно было выдерживать определенные нагрузки, такие, как бросок шара определенной массы с заданной высоты или удар манекена, похожего на человека. Также были определены единые для всех производителей тесты на светопроницаемость, термо- и влагостойкость.

В Советском Союзе стандарты автомобильных стекол были введены только в 1972 году (в Америке к тому времени уже практически все модели машин в обязательном порядке комплектовались закаленными многослойными стеклами).

19363603 l

В наше время стандарты действуют повсеместно, индустрия автомобильного стекла развивается, новые технологии внедряются в производство. Изменяются характеристики стекла, реагирующие на действие солнечных лучей, улучшается шумо- и теплоизоляция, добавляется опция обогрева. Такие стекла защищают автомобили и зимой, и летом, и при ДТП. Кроме этого, увеличивается площадь остекления современных автомобилей и к прочности стекла предъявляются теперь повышенные требования, особенно в моделях со стеклянной крышей. Производители автостекол стараются идти в ногу со временем, разрабатывая новые технологии, способные соответствовать самым строгим стандартам качества от автопроизводителей.

Современному автосервису для успешной работы также требуется держать руку на пульсе. И особенно, если сервис занимается ремонтом и заменой автостекол. В наши дни это направление получило массу инновационных решений: новые клеи-герметики для фиксации стекол, подогревающие элементы, интегрированные в стекла, более эффективная защита от ультрафиолета.

Если ваш бизнес связан с этим направлением, не пренебрегайте новыми материалами и рекомендуйте своим клиентам использовать современные технологичные решения при замене стекол. Для клиентов это будет свидетельством вашего профессионализма и компетентности, ну и реально увеличит сумму в чеке.

KD7 0891

Текст: Серик Туленов
Фотоматериал: архив редакции

Похожие материалы

Углепластик станет заурядностью?

admin

На страже чистого воздуха

admin

Экономичное покрытие

admin

Оставить комментарий