24 апреля 2024
Инструментарий

Высокое назначение – поднять и удержать

Podemniki032015

Подъемник является неотъемлемой и необходимой частью оборудования станции технического обслуживания. Без него никуда. Это устройство обеспечивает максимальный доступ к обслуживаемым узлам автомобиля, поднимая и удерживая машину на определенной высоте.

Каким же должен быть подъемник? Какие вообще бывают подъемники? Как их правильно и безопасно эксплуатировать и обслуживать?

Об этом и многом другом рассказал нашему журналу руководитель компании Аlfa Equip Лев Михайлович Аксельрод.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что подъемник должен соответствовать виду работ, выполняемых в той или иной технологической зоне СТО или автотранспортного предприятия. В соответствии с назначением к подъемникам предъявляются разные технические требования.

– Лев Михайлович, расскажите нашим читателям, какими бывают подъемники.

– Подъемники классифицируются по типу установки: стационарные и передвижные; по количеству стоек: 1-,2-,3-,4-, 5-, 6- и 8-стоечные; по грузоподъемности; по типу привода: электромеханические, электрогидравлические, пневмогидравлические и другие; по типу поднимающих устройств: цепные, винтовые, ножничные, телескопические, рычажные; по типу подхватывающих устройств: платформенные, рамные, консольные.

Есть еще класс передвижных раздельностоечных подъемников (одно-, двух-, четырех-, шести-, восьмистоечных) с независимыми колоннами, устанавливаемыми к каждому из колес. Эти подъемники используются преимущественно в ремонте грузового транспорта.

Существуют также плунжерные подъемники, в которых применяется большой гидроцилиндр, утопленный в пол.

Podemniki032015 1

Одностоечных подъемников я, сколько работаю, в Казахстане не встречал. Они используются довольно редко. Самый же распространенный – двухстоечный подъемник.

Для нанесения антикоррозийного покрытия обычно используются подъемники опрокидывающего типа.

Стационарные подъемники монтируются в определенном месте на ровной поверхности, чаще всего без специального фундамента. Если же подъемник телескопический (в том числе плунжерный, стойки которого утоплены в пол), то для его монтажа требуется глубокий конструкционно сложный фундамент.

Для обслуживания легковых автомобилей на большинстве СТО используются двухстоечные подъемники грузоподъ¬емностью до 2 тонн. На них и производятся все основные виды работ в зоне приемки и выдачи автомобиля, технического обслу¬живания и ремонта ходовой части, а также на участке проведения кузовных работ.

Доступ к обслуживаемым на подъемнике узлам и агрегатам поднятого автомобиля зависит от конструкции подхватывающих устройств. Наибольший доступ к узлам и агрегатам автомобиля снизу обеспечивают подъемники с подхватом в виде четырех телескопических лап. С таким подхватывающим устройством выпускаются двухстоечные подъемники.

Рамные автомобили – автобусы и тяжелые джипы – желательно обслуживать на платформенных подъемниках (4-стоечных или ножничных).

При использовании платформенных подъемников для освобождения подвески машин используются дополнительные приспособления.

Подъемники с подхватывающим устройством в виде поперечных балок (рамные) выпускаются 1- и 2-плунжерными. Используются они в зонах мойки, на постах нанесения противокоррозионного покрытия, в зоне технического обслуживания и ремонта.

Подъемники платформенного типа (ширина направляющих платформы подъемника достигает 700-800 мм) выпускаются 4,6,8-стоечными с электрогидравлическим или электромеханическим приводом.

Для расширения перечня проводимых работ подъемники дополнительно комплектуются вспо¬могательным оборудованием – балконами, домкратами и другими приспособлениями.

Podemniki032015 2

Двухстоечные подъемники бывают основными и безосновными. Первые отличаются наличием горизонтальной платформы или рамы, к которой крепятся стойки. У вторых независимые колонны с системой синхронизации крепятся непосредственно к полу.

– Какими подъемники бывают, мы выяснили. Теперь давайте разбираться, как они работают.

– Электромеханические подъемники работают за счет вращения винта, поднимающего гайку из бронзового сплава, то есть основным является принцип червячной передачи. В свое время это были самые распространенные устройства.

Еще есть электрогидравлические подъемники, где подъем и опускание происходит за счет работы гидроцилиндров с маслом.

Электромеханические устройства были популярны из-за не слишком высоких требований к обработке металла. Кроме того, их было проще производить. Да и ремонтопригодность электромеханических подъемников выше, чем электрогидравлических, так как самая изнашиваемая часть в электромеханическом подъемнике – ходовая гайка.

Podemniki032015 3

Гидравлические подъемники сейчас получили большее распространение, потому что гидравлика по сравнению с электромеханикой менее энергозатратна. Например, четырехтонный электромеханический подъемник – это два двигателя по 4 киловатта, а в гидравлическом двигатель на 2,2 киловатта.

От применения таких устройств обычно ожидают экономии электроэнергии, хотя эти надежды довольно призрачны. Подъемник около 1минуты затрачивает на подъем машины и столько же на спуск, то есть даже при большой разнице в мощности двигателя на выходе затраты электроэнергии получаются мизерные. При этом у гидравлики есть такой существенный недостаток, как невозможность останавливать подъемник в любом положении.

Производители качественных электромеханических подъемников предусматривают для своих изделий очень маленький шаг винта при увеличенном размере ходовой гайки. Это делается для уменьшения нагрузки на каждый виток резьбы, для сокращения износа и для того, чтобы подъем можно было остановить практически в любой точке.

Podemniki032015 4

У гидравлических же подъемников используются так называемые стопорные линейки, чтобы не оставлять на продолжительное время гидравлику под нагрузкой. Шаг между линейками составляет около 10 см, что не всегда удобно, особенно если требуется, например, поджать рычаги подвески. Тем более что прежде чем опустить электрогидравлический подъемник, его нужно приподнять, чтобы разгрузить стопорные линейки.

Основные электромеханические подъемники с нижней несущей рамой обычно имеют четкую синхронизацию. При этом следует знать, что вы никогда не сможете добиться распределения нагрузки поровну на обе стойки. Одна из них всегда будет нагружена сильнее.

На безосновных подъемниках работать удобнее, так как автомобиль не приходится закатывать через препятствие. Но ресурс таких подъемников ниже, потому что цикл работы одной из колонн будет складываться из чередования коротких циклов движения и остановок. То есть получается, что работать удобнее, но износ выше, или наоборот.

– На что нужно обратить особое внимание при выборе подъемного устройства?

– Важно обратить внимание на мощность электродвигателей. Мощные имеют больший ресурс, при подъеме тяжелых автомобилей у них меньше пусковые и обратные токи.
Обращать внимание нужно и на электросхемы подъемников. Некоторые производители делают систему контроля подъема высоковольтной, но лучше, когда она низковольтная, так как напряжение в сети бывает нестабильным. Чтобы избежать залипания контактов пускателя из-за перепадов напряжения, лучше выбирать 24- или 36-вольтовую автоматику.

Podemniki032015 5

Следует учитывать и расстояние, на которое выносится подхват. В зависимости от плеча меняются грузоподъемность и нагрузка на стойки подъемника. Чем дальше вылет подхвата, тем ниже грузоподъемность. Иногда на короткие подхваты автомобиль устанавливают так, что стоит задеть бампер, как машина переворачивается. Нужно помнить, что современный автомобиль, как правило, тяжелее спереди. Необходимо учитывать развесовку, иметь в виду конструктивные особенности каждого конкретного подъемного устройства.

Очень важную роль играет в подъемнике металл, его качество и количество. Понятно, что все производители стремятся к оптимизации производства, к снижению расходов. Особенно остро проблема встает в период кризиса. Сегодня даже крупные европейские производители экономят на автоматике, на мощности электродвигателей и на толщине металла как наиболее существенной статье расходов, так как в Европе подъемники производят только из корабельной стали, имеющей очень высокий коэффициент упругой деформации, устойчивости к усталости металла и коррозии.

Добросовестный производитель гнет колонну подъемника из 16-миллиметровой корабельной стали, а тот, кто похитрее, стремясь сэкономить, делает ее же из стали 4- миллиметровой, но сложно профилированной. Нагрузку вторая колонна выдержит такую же, что и первая, вопрос только в том, как долго. В стремлении избежать каких бы то ни было рисков в европейских странах принята директива, по которой использовать устройства с высокой грузоподъемностью более 7 лет нельзя. Их списывают и утилизируют, хотя некоторый запас прочности у этих устройств еще сохраняется.

Интересно, что многие производители перестали указывать вес выпускаемого оборудования, потому что он очень красноречиво свидетельствует о долговечности и надежности подъемника. И если вам говорят, что в Европе кто-то купил подъемник на 20 % дешевле, можете быть уверенными в том, что это устройство на 20 % легче. Чудес не бывает!

Выпуская электрогидравлические подъемники, экономить при производстве можно еще более серьезно. Гидроцилиндры производители укорачивают вдвое, ведь именно они очень дороги в производстве и их сложно изготавливать. Через блок устраивают подъем тросом – вот и экономия! Но при этом нужно учитывать, что цилиндр понесет в два раза большую нагрузку и трос нужно менять ежегодно. Производитель также может поставить гидроцилиндр не к каждой колонне, а один на две опоры – экономия еще заметнее, тем более что и системы синхронизации при этом никакой не нужно. Но такое устройство требовательно к внимательному техническому обслуживанию, которое на отечественных станциях встретишь нечасто…

Экономить старается и покупатель. Отечественные сервисы среднего и мелкого масштаба традиционно ориентируются на недорогие подъемники, то есть предпочитают китайскую продукцию. В последнее время на этот зыбкий путь встали и крупные сервисы. Все акцентируют внимание на цене. Такое предпочтение можно объяснить и периодом становления казахстанского автосервиса и неуверенностью в стабильности экономической ситуации. В любом случае установка подобного оборудования влечет явные риски. Очевидно, что корабельной легированной стали в несущих конструкциях китайского производителя вы не увидите, и, скорее всего, колонны будут изготовлены из металла вторичной переработки.

В 2003 году я был в Китае на открытии завода одного из производителей подъемников. На маркировке устройства было указано 4 тонны, а я вижу, что конструктивно подъемник не рассчитан на подъем рамных машин. Прошу сотрудника, проводящего презентацию, поднять на этом устройстве джип. Он категорически отказывается. Спрашиваю, почему же тогда написано, что он может поднимать 4 тонны? Представитель завода отвечает: «Четыре тонны – это хорошо». Вот и вся логика!

Не хочу утверждать, что все, сделанное в Китае, некачественное. Там тоже выпускают хорошие подъемники, но стоят они при соблюдении всех производственных требований дороже немецких.

Много китайской продукции появляется на рынке под европейскими брендами. Поэтому, приобретая подъемник, нелишне определить, громкое имя на упаковке называет реального производителя или это только торговая марка. Если второе, то вы года через три рискуете столкнуться с проблемой отсутствия оригинальных запчастей. Допустим, металлическую часть можно изготовить и у нас, а вот с электроникой такой вариант исключен категорически. Бывает, изготовленное в Китае оборудование недобросовестные поставщики продают с европейским сертификатом. Замечу при этом, что разбег в цене качественного европейского производителя и китайского может быть пятикратным! Думается, показатели качества соотносятся также. Китайские дешевые подъемники лишены даже системы автоматического контроля. А в нештатной ситуации, когда происходит остановка одной из колонн, достаточно перекоса в десять градусов, чтобы машина опрокинулась…

Те, кто приобретает китайское оборудование, должны свыкнуться с мыслью, что после поломки его придется выбросить, ведь ремонтировать такое просто невозможно.

Большинство из того, что к нам завозится, попадает в страну контрабандным путем. Я видел, как в Урумчи продают запчасти к шиномонтажному оборудованию: сидит продавец, а перед ним стол, заваленный железками. Пожалуйста, выбирай, что тебе нужно! Никаких сложных цифро-буквенных кодировок, как в каталогах у «цивилизованных» производителей, вы не увидите, а следовательно, и запасные части правильно выбрать не сможете.

Podemniki032015 6

– Допустим, что свой выбор мы сделали. Существуют ли какие-то правила установки?

– Да, конечно! Существуют совершенно четкие нормативы и СНИПы. Для установки подъемника необходимо привлекать строительные компании с лицензией на установку такого оборудования. Другой вопрос, соблюдается ли это на практике. Как правило, нет. Чаще всего помещения СТО и автосервисов строятся не специалистами.

Стандартное рабочее место для двухстоечного подъемника рассчитывается, исходя из размеров площадки 5 на 7 м, чтобы остались технологические зоны вокруг подъемника.

В случае установки четырехстоечного устройства, нужно исходить из размеров подъемной платформы, они бывают от 4 м до 6-8 м для легковых автомобилей. Минимальный запас для технологической зоны – 1м с каждой стороны подъемника. Не забудьте про расстояние до потолка. Оно должно быть таким, чтобы при подъеме автомобиля на максимальную высоту исключить повреждение крыши, открытого багажника или капота. Если потолок слишком низкий, как это обычно бывает в небольших гаражных мастерских, можно прибегнуть к хитрости: сделать под подъемником яму, в которой будет находиться мастер, обслуживающий автомобиль. Наличие свободного пространства вверху является значимым еще и с точки зрения освещенности рабочей зоны, шумности, вентилирования и ряда других важных факторов.

Для установки любого подъемника нужен фундамент, и вопрос в том, насколько сложным и мощным будет его основание. Самые сложные фундаменты конструируются для плунжерных устройств, так как подъем на высоту 1,8 м подразумевает наличие 2-метровой конструкции под землей. Ножничные подъемники также могут быть утопленными в пол.

К фундаменту, на который устанавливается автоподъемник, предъявляются очень строгие требования, поэтому заниматься самодеятельностью не стоит. Ведь от фундамента зависит не только удобство монтажа, но еще и безопасность работы. В технической документации, которой серьезные производители комплектуют свои изделия, обязательно расписаны все требования по установке подъемников. Если пол бугристый, с трещинами, сильными перепадами по высоте, то вряд ли удастся установить стойки подъемника ровно. В результате может возникнуть перекос и при подъеме автомобиля одна из стоек будет нагружена больше.

Для двухстоечных подъемников с несущей нижней рамой и четырехстоечных моделей толщина фундамента редко превышает 15 см. При заливке рекомендуется использовать бетон марки М 300 или выше. При крепеже используются самораспорные анкерные болты.

А вот для установки двухстоечных подъемников с независимыми колоннами нужно более прочное 40-сантиметровое основание из бетона марки М 400/500 с армированием по определенной схеме.

Собирается автоподъемник на месте, затем производят крепеж к полу собранной конструкции, а после подключают к ней электричество.

Podemniki032015 7

– Что делать, чтобы приобретенное подъемное оборудование служило долго?

– Европейские компании, занимающиеся производством подъемников давно и серьезно, в инструкции по эксплуатации детально прописывают все режимы и допуски эксплуатации, а также регламентируют обслуживание. Необходимо лишь скрупулезно выполнять эти требования, и тогда подъемник будет работать долго и безаварийно. Очевидно, что рабочий ресурс зависит от качества изделия и от соблюдения правил его обслуживания.

Вспомним недавнее прошлое. На электромеханических подъемниках советского производства при недостаточно внимательном уходе и нерегулярной смазке приходилось менять ходовую гайку каждые полгода. На современных качественных электромеханических подъемниках с системой автоматической смазки винта первый раз ее меняют после 8 – 12 лет эксплуатации. Если такая система отсутствует, персонал раз в неделю должен смазывать гайку. И хотя раз в неделю прошприцевать ее, а заодно и опорный подшипник, можно за две минуты, у нас, даже в крупных сертифицированных сервисах, ленятся это делать. И это несмотря на то, что все подъемники лидирующих производителей оборудованы таблицами, в которых указаны сроки проведения регламентных работ.

Совсем недавно в нашу компанию обратились с запросом на замену одной ходовой гайки двухстоечного подъемника. Мы рекомендовали поменять сразу две на двух стойках. Получили отказ. Случай очень показательный. И выглядит он еще более странно, если учесть, что так поступают люди, посмеивающиеся над автолюбителями, меняющими на их СТО по одному амортизатору. Кстати, присмотритесь повнимательнее к этой самой ходовой гайке. Чем меньше шаг резьбы на ней, тем лучше. Хорошо, если и ходовая и страховочная гайки сделаны из бронзы.

Если вы хотите быть уверенными в том, что оборудование исправно, то раз в год необходимо производить статические и динамические проверки работы подъемников. Стандартный динамический тест заключается в том, что вы перегружаете подъемник на 10%, поднимаете и опускаете его максимально высоко. Второй тест, состоит в том, что подъемник в поднятом состоянии нагружается на 25 % сверх нормы, стоит под нагрузкой некоторое время и разгружается, после чего осматривается на предмет обнаружения деформаций, протеканий и разрушений.

Podemniki032015 8

– Получается, что вопрос покупки и установки подъемника без всякого преувеличения является вопросом сохранения жизни и здоровья сотрудников станций технического обслуживания?

– Да, это так. Попробуйте обратиться к азиатским поставщикам и приобрести два-три подъемника. Что вы у них увидите? Сертифицированную продукцию и оборудование? Нет! Зато продавцы вас участливо спросят, в какой цвет покрасить агрегаты и название какой фирмы на них написать.

Недавно введенная в связи с вступлением в Таможенный союз система обязательной сертификации оборудования привела пока только к удорожанию продукции. Деньги за сертифицирование брать не отказываются, но вникать в то, что оформляют, никто не хочет. Или не может. В лучшем случае эксперты посмотрят техническую документацию. На сертифицирование одного наименования продукции требуется минимум 45000 тенге! А вопросы качества и безопасности остаются «за скобками».

И… пока это так, давайте не будем говорить об охране труда на отечественных СТО. Грустная это тема.

Текст: Андрей Сафонов,
фотоматериал редакции и компании MAHA

Похожие материалы

Все детали в свете OSRAM

admin

Эволюция ESI[tronic]

admin

Новая катушка для мастерских

admin