24 ноября 2020
Репортаж

«ГазпромНефть СМ»

gazprom52014

ОМСКИЙ НПЗ: НЕ ТОЛЬКО КАЧЕСТВЕННОЕ ТОПЛИВО, НО И ПРЕМИАЛЬНЫЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА!

Любое современное производство – это тайна за семью печатями. Нашего брата, журналиста, обычно неохотно пускают за проходные или как минимум отнимают на входе фотокамеры и диктофоны – коммерческая тайна превыше всего! Тем не менее бывают и исключения. Корреспонденту журнала PITSTOP удалось побывать в святая святых Омского нефтеперерабатывающего завода и увидеть воочию, как производятся автомобильные масла «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» и G-Energy.

Поводом для поездки послужило приглашение компании на церемонию официального запуска новой линии по смешиванию масел.

Мы неоднократно знакомили наших читателей с компанией «Газпром Нефть СМ». Напомним, что это крупнейший российский производитель нефтехимической продукции и смазочных материалов. Омский завод (ОНПЗ) – самая крупная из пяти производственных площадок компании, и на его базе не так давно был построен новый ультрасовременный комплекс по изготовлению и фасовке масел. Запуск производства осуществлялся в несколько этапов, и этой весной начала работу автоматическая линия блендинга (смешивания масла). Теперь весь комплекс полностью автоматизирован – от процесса смешивания и розлива, до упаковки готовой продукции и складирования.

Завод не уступает по уровню оснащения зарубежным аналогам и превосходит по мощности все подобные производства в России. В качестве компонентов при изготовлении масла используется сырье таких именитых фирм, как Lubrizol и Afton, то есть в маслах G-Energy присутствуют те же компоненты, что и в американских и европейских премиальных маслах, с той лишь поправкой, что «Газпром Нефть СМ» использует в своих рецептурах самые последние разработки нефтехимической отрасли. По словам представителей компании, мировой рынок инноваций в этой области уже исчерпал себя, и логичным шагом для компании стали инвестиции в автоспорт и науку, которые уже сегодня дают ощутимые результаты.

Кроме автоматизации процессов, новая линия блендинга позволила сократить время приготовления одной партии масла до 4 часов, что исключает его перегрев в процессе смешивания, а значит, и окисление, которое негативно сказывается на рабочих характеристиках и сроке службы моторного масла. Общая производственная мощность линии смешивания составляет порядка 110 тыс. тонн в год. Осталась на заводе и полуавтоматическая станция смешивания, но она используется в основном для приготовления небольших партий специфического масла, например, для сверхмощных спортивных автомобилей или для гидравлических систем.

Сердце нового комплекса – операторная, где работают 5 человек. Они следят за состоянием оборудования, процессом приготовления масла и его дальнейшей перегонкой на линию розлива.

gazprom520141

Если вспомнить, из чего производится моторное масло, то это базовая основа, полученная из тяжелых остатков нефти и оригинальный пакет присадок – моющих, противоизносных, вязкостных и т.д. Все эти компоненты хранятся на заводе в особых емкостях, связанных с цехом миксинга многочисленными трубопроводами. К слову сказать, завод использует как базовые масла собственного производства, так и импортные, высокой очистки, для премиальных продуктов на синтетической основе. С 2016 года компания планирует наладить собственное производство подобных базовых масел. По словам представителей завода, это позволит снизить за счет оптимизации логистических процессов стоимость конечного продукта для потребителей Таможенного союза.

При подаче на линию базовое масло и компоненты проходят через смесители, перемешиваются и в готовом виде перекачиваются в накопительные емкости. После получения нужного количества готового масла система автоматически сообщает оператору о необходимости выполнить лабораторный тест качества. После его прохождения партия масла получает технический паспорт и отправляется на линию розлива и упаковки. Как прокомментировали специалисты завода, система полностью исключает ситуацию, когда информация, указанная на этикетке, может не соответствовать параметрам масла, залитого в канистру или бочку. Электронный паспорт – это характеристики масла, номер партии и дата ее производства. Эти данные будут сопровождать конкретную партию на всех этапах производства и до отгрузки потребителям.

После миксинга готовое масло поступает в цех розлива (затаривания) и упаковывания. Конвейер полностью автоматизирован и включает в себя несколько роботизированных агрегатов.

На первом этапе из полиэтиленовой основы под давлением в специальной закрытой камере выдуваются канистры нужного объема. Затем канистры взвешиваются и отправляются по конвейеру на линию розлива, где их заполняют маслом и опять взвешивают. После этого на канистру накручивается крышка и проверяется ее герметичность. Далее канистра уходит на этап стикерования. Этикетки приклеиваются также в автоматическом режиме.

gazprom520143

После этого канистры отправляются на упаковку. Манипулятор укладывает их в соответствии с заданным количеством и оборачивает в картонную упаковку, также имеющую маркировку. Коробки с готовой продукцией укладываются на паллеты и отправляются в цех складирования, где их размещают на многоярусных стеллажах, каждая ячейка которых имеет свой уникальный номер. Информация о месте хранения продукции содержится в базе данных системы, и это значительно упрощает работу оператора склада и сокращает время отгрузки потребителям. Одновременно склад вмещает в себя до 10 тонн готовой продукции.

В ходе презентации новой линии представители компании провели пресс-конференцию, на которой поделились планами «Газпром Нефть СМ» на ближайшее будущее. Стало известно, что модернизация омского НПЗ с запуском новой линии не закончена и в 2018 году компания планирует запустить линию приготовления базовых масел высокой очистки.

Продолжит компания и свою работу с ведущими автоспортивными командами, в сотрудничестве с которыми разрабатываются новые продукты и технологии, которые затем попадают и в гражданское производство.

Глобальный автомобильный рынок претерпел за последние несколько лет значительные изменения. Двигатели современных автомобилей становятся компактнее и мощнее и одновременно с этим экономичнее. Требования к моторным маслам при этом также повышаются, и масла с минеральной основой уже не отвечают новым стандартам. Именно поэтому, следуя за тенденциями мирового рынка, компания намерена постепенно увеличивать в своей производственной программе долю премиальных продуктов на синтетической основе.

Текст: Д. Саблин
Фотоматериал автора и «ГазпромНефть СМ»

Похожие материалы

MIMS Automechanika 2019

admin

Первая шинная выставка

admin

Белый ад – приятные впечатления и полезные знания

admin

Оставить комментарий