Экологический фонд Audi совместно с Берлинским техническим университетом разработал фильтры для защиты городских стоков от листвы, частиц автомобильных шин и бытового мусора. Проект «Урбанфильтр» уже получил обнадеживающие промежуточные результаты в испытаниях на эффективность и выносливость. Испытания были запущены в сентябре 2020 года.
Системы фильтрации «Урбанфильтр», по расчетам инженеров, смогут защитить природные и искусственные водоемы от загрязнений, прибывающих вместе с дождевой водой. Экологи Германии подсчитали, что ежегодно на улицах этой страны возникает 110 000 метрических тонн пыли, образованной частицами износа шин и дорожного покрытия. Вместе с порывами ветра, с осадками все это распространяется в окружающей среде, загрязняя воздух, почву и воду.
Специалисты Audi Environmental Foundation вместе с учеными университета разработали инновационную концепцию фильтров для очистки городских стоков. Фильтры можно комбинировать в зависимости от конкретной ситуации, от интенсивности движения по дороге например.
Лабораторные испытания показали, что фильтры сумели задержать отходы уборки улиц, окурки, конфетные обертки и крышки от одноразовых кофейных стаканчиков, а также мелкую грязь – твердые частицы размером до трех миллиметров. Система справляется с водными потоками различной интенсивности, она работает и когда дождь невелик, и в том случае, когда с небес льет не на шутку.
Фильтр был установлен на одной из оживленных магистралей в Берлине и успешно прошел стресс-тесты во время серии февральских штормов. Испытательный экземпляр останется на «рабочем месте» до конца года – исследователи хотят получить пробы как всасываемой, так и вытекающей воды, чтобы определить эффективность фильтра в реальных условиях эксплуатации в течение всех четырех времен года.
В линейке фильтров предусмотрены устройства для трех зон: уличной, канализационной и сливной. Для наилучшего результата в зависимости от места нахождения можно применить до трех модулей. В верхней части устройств предусмотрен стоковый канал, ниже, в так называемой юбке фильтра, от потока отсекаются крупные твердые загрязнения. Самая нижняя зона предназначена для тонкой фильтрации.
Система уже прошла испытания с шинной пылью с размером частиц от 20 до 1000 микрометров в условиях слабого и среднего количества осадков. Сейчас инженеры улучшают конструкцию для ее продуктивной работы при сильных ливневых дождях. В итоге авторы проекта «Урбанфильтр» хотят запустить в эксплуатацию такие фильтры, которые в течение года не нужно было бы обслуживать и чистить. Однако пока проектная работа продолжается ввиду немалого количества факторов, которые требуется учесть – например, график уборки улиц, интенсивность движения, часы пик и погодно-климатические условия. Дело касается даже того, много ли деревьев вдоль дороги или это популярное место для выгула собак. Специалисты отмечают, что фильтр может быть очищен превентивно – например, перед сильными дождями.
Фото Audi