29 сентября 2020
Технологии

Что умеет кислородный датчик

1-AA-16699

Чем отличаются дискретные кислородные датчики, которые постепенно уходят в прошлое, от современных новейших устройств – линейных датчиков? В чем их принципиальное функциональное различие и преимущество вторых по отношению к первым?

Дискретный датчик, как правило, предназначен для оповещения водителя о содержании кислорода в топливной смеси. Линейные же датчики помимо информирования еще и непосредственно влияют на работу двигателя.

Современные линейные датчики точнее анализируют состав отработавших газов и в зависимости от полученных результатов корректируют параметры топливной смеси через систему управления двигателем (EMS). Это делает работу двигателя более продуктивной и, конечно же, снижает долю вредных веществ в выхлопе. Таким образом, очевидно, что в борьбе за экологичность, которой сейчас озадачены многие автопроизводители, кислородные датчики находятся на передовой позиции, они играют здесь ключевую роль.

Однако вместе с уточнением настроек линейных датчиков диапазон концентрации газов, в котором они эффективно работают, стал уже. Поэтому в тех случаях, когда концентрация кислорода или углеводородов значительно выше или ниже рабочих параметров датчика, трехкомпонентный каталитический нейтрализатор может получить критичное повреждение и выйти из строя, а это значит, что выхлопные газы будут выбрасываться без какой-либо очистки. В каких же ситуациях возникает наиболее рискованное положение? Переобогащение топливной смеси происходит при резком ускорении автомобиля, а обедняется она, когда машина движется накатом. И для того чтобы защитить нейтрализатор, в этих случаях в действие вступает электронный блок управления двигателем.

Binder1-17

Еще один рисковый эпизод связан с неравномерным износом цилиндров. Появление такого дисбаланса тоже обнаруживается современными точными и быстродействующими кислородными датчиками, которые фиксируют малейшие импульсные изменения в составе отработавших газов. Далее блок управления ищет «отстающий» цилиндр, поочередно оставляя каждый из них без искры, то есть провоцируя пропуск зажигания. Затем электроника компенсирует потери и отправляет отчет в бортовую диагностическую систему, которая в свою очередь трансформирует сигналы в код неисправности.

Помимо вышеперечисленных функций инженеры возложили на кислородные датчики миссию контроля процесса рециркуляции отработавших газов и состояния сажевого фильтра в дизельных двигателях. Данные мониторинга этих показателей от кислородных датчиков коррелируют с показаниями датчиков давления и температуры. Обобщенные показатели служат не только для предотвращения поломок и сбоев, но и для их профилактики, например для регенерации сажевого фильтра.

Из сказанного выше легко понять, как важен кислородный датчик в современном автомобиле. Кстати говоря, автопроизводители не только совершенствуют конструкцию и функционал этих устройств, но и наращивают их число в автомобиле. В некоторых моделях мы можем встретить уже не один, а несколько кислородных датчиков.

Похожие материалы

Углепластик станет заурядностью?

admin

На страже чистого воздуха

admin

Экономичное покрытие

admin

Оставить комментарий