Компания вплотную занимается разработкой компонентов для электролизных установок, которые используют процесс электролиза для расщепления воды на водород и кислород. Bosch стремится не только поучаствовать в борьбе других компаний с изменением климата, но и к тому, чтобы стать одним из промышленных производителей топливного водорода.
В свете диверсификации энергетики, в контексте отказа от ископаемого топлива и необходимости сокращения выбросов CO2 спрос на зеленый водород растет быстро – не только в энергоемких отраслях, таких как сталелитейная, химическая и транспортно-логистическая, но даже и в частных домовладениях. По данным ЕС, к 2030 году спрос этот вырастет примерно до десяти миллионов метрических тонн в год.
В идеале электричество для расщепления должно вырабатываться с помощью возобновляемых источников, таких как ветер или фотоэлектрическая энергия, и в этом случае результат известен как «зеленый водород». Представители правления Robert Bosch GmbH сообщили, что для получения промышленных объемов водорода компания намерена использовать собственное ноу-хау в технологии топливных элементов.
Руководство Bosch поручит разработку компонентов электролизных установок бизнес-сектору Mobility Solutions, к концу десятилетия инвестировав в это предприятие до 500 миллионов евро. К этому же сроку Bosch прогнозирует рост мирового рынка компонентов для электролизных установок до 14 миллиардов евро.
Чтобы помочь бизнесу и обществу быстрее уменьшить зависимость от ископаемого топлива и перейти к использованию новых форм энергии, в течение ближайших трех лет Bosch намеревается инвестировать около трех миллиардов евро в экологически нейтральные технологии, такие как электрификация и водород.
Ключевым компонентом электролизной установки является батарея, которая состоит из нескольких сотен отдельных ячеек, соединенных последовательно. В каждой из этих ячеек электричество используется для расщепления воды на водород и кислород. Это явление обратное тому, что происходит в топливном элементе, где электричество вырабатывается соединением водорода и кислорода. В обоих случаях химическая реакция облегчается с помощью протонообменной мембраны (PEM).
В настоящее время компания Bosch наладила сотрудничество с рядом партнеров для разработки способа объединения электролизной установки с блоком управления, силовой электроникой и различными датчиками для создания «умного модуля». С пилотными установками, которые планируется ввести в эксплуатацию уже в следующем году, компания планирует с 2025 года начать поставлять такие смарт-модули производителям электролизных установок и поставщикам промышленных услуг.
Предполагается, что смарт-модули Bosch станут использоваться как в небольших агрегатах мощностью до десяти мегаватт, так и в гигаваттных наземных и морских установках. Ожидается, что и техническое обслуживание установок станет более гибким: любые плановые работы потребуют остановок только отдельных участков, а не всего объекта. Бош также работает над концепцией обслуживания, которая будет включать переработку компонентов для продвижения экономики замкнутого цикла.
В отличие от многих компонентов электролизных установок, представленных на рынке в настоящее время, умные модули Bosch будут выпускаться серийно. Bosch планирует начать серийное производство как можно быстрее в целом ряде мест. К ним относятся Бамберг и Фейербах (Германия), Тилбург (Нидерланды), Линц (Австрия) и Ческе Будейовице (Чехия). Ожидается, что производство компонентов создаст работу для сотен специалистов. Таким образом, развивая инновационное производство, Bosch решает триединую задачу – экологическую, экономическую и социальную. Это тем более верно, если учесть, что предполагаемые применения для водородного топлива – небольшие локальные электростанции для городов, торговых центров и станций для заправки автомобилей.
Фотоматериал Bosch