26 ноября 2020
Репортаж

Toyota Fortuner: КОСТАНАЙСКИЙ АВТОПРОМ

IMG 5995

В Казахстане был дан официальный старт производству внедорожников Toyota Fortuner. Сборочная линия функционирует на базе предприятия «Сарыарка Авто Пром», расположенного на территории завода «Агромаш Холдинг» в г. Костанае, и рассчитана на выпуск 3000 автомобилей в год.

Мы побывали на этом производстве и готовы поделиться информацией с нашими читателями.

Есть в автоиндустрии значительные фигуры, заложившие основы современного производства. Если конвейерным способом сборки впервые воспользовался Генри Форд, то единым стандартам производства и качества научила мир именно Тойота. В основе этих стандартов лежит своя философия, идущая гораздо дальше обычных технических регламентов и возводящая выполнение работниками своих обязанностей в степень культуры или религии, если хотите. У этой философии есть свое название – тойодаизм. Мы не будем вдаваться в подробности, тем более что об этом написано немало интересных познавательных статей и даже книг. Скажем лишь, что именно благодаря этому «фундаменту» Toyota уже несколько лет считается самым продаваемым автомобильным брендом в мире. За 2013 год, например, было реализовано 10 117 274 автомобиля. Теперь производство, основанное на этих канонах, пришло в Казахстан.

toyota 620144

Завод «Агромаш Холдинг», помимо сельскохозяйственной техники, успешно выпускает автомобили брендов SsangYong, Chance, Peugeot и Iveco. Для Toyota Fortuner здесь построена новая линия, на которой выпускается и внедорожник Nomad. Эта линия была произведена и собрана в Японии. После совместного тестирования японскими и казахстанскими специалистами ее разобрали, доставили в Казахстан и опять собрали.

Обучение обслуживающего персонала сборочной линии также проходило с участием японских специалистов. И по сей день на заводе трудится порядка 20 инженеров Toyota.Они следят за качеством продукции и передают опыт местным кадрам.

toyota 620142

Стандарты Toyota четко описывают процедуру сборки и упорядочивают работу сотрудников. Чтобы не нагружать работника сверх его способностей, после обучения каждый оператор сборочной линии получает свой уровень допуска, позволяющий ему работать на том или ином участке самостоятельно или в паре с мастером. Постепенно операторы могут повышать свою квалификацию, проходя дополнительное обучение.

toyota 620143

С чего начинается автомобиль

Все запчасти, необходимые для сборки автомобиля, поставляются из Юго-Восточной Азии (около 80%) и Японии (около 10%). Краска закупается в Южной Корее, мастики и ГСМ – в Российской Федерации. Представители завода не исключают возможности дальнейшего импортозамещения в пределах Таможенного союза. Единственным условием для этого станет качество, удовлетворяющее требованиям Toyota.

Запчасти распределяются по сборочной линии согласно спецификации и количеству предзаказанных дилерами автомобилей. Кузов на завод доставляется в виде отдельных металлических компонентов, а двигатель и трансмиссия – в собранном виде. Такой способ сборки, по мнению японских специалистов, при заявленном ежегодном объеме производства в 3000 автомобилей считается наиболее оптимальным как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения контроля качества.

toyota 620141

Автомобиль собирается в несколько этапов. Первый – сборка кузова из отдельных металлических частей. Этот процесс выполняется вручную, с применением специальных сварочных аппаратов. Отдельные детали вначале закрепляются на станине в строгом соответствии с заданными параметрами, затем их скрепляют точечной сваркой. На этом этапе команда сварщиков выполняет около 2000 сварочных операций. Далее постепенно на кузов навешивают крылья, капот и двери, подгоняют зазоры и обрабатывают сварные швы, удаляют окалину.

Стандарты Toyota четко прописывают все операции сборки. Как закрутить тот или иной болт или гайку, каким инструментом и с каким моментом затяжки – это рабочий берет не из головы, а следует установленному регламенту. Особое внимание уделяется качеству конечной продукции. Опять же, по стандартам Toyota каждый оператор отвечает за качество работы на своем участке и вместе с этим проверяет работу предыдущего оператора. При обнаружении малейшего отклонения от заданных параметров на любом этапе сборки работник обязан остановить конвейер.

После сварки кузов проходит сверку геометрии в заводской лаборатории и отправляется в цех окраски. В том случае, если на конечном этапе обнаруживается брак, кузов утилизируется.

toyota 620146

Цех окраски

Далее в технологической цепочке следует окраска. В цехе окраски кузов проходит несколько уровней обработки, включая катафорез – электро-химическую антикоррозийную обработку. Такой способ в автомобильной промышленности считается наиболее эффективным, так как позволяет обрабатывать скрытые полости и сварные швы. Дополнительно швы и стыки металла обрабатываются специальной мастикой.

Вопреки ожиданиям, в цехе окраски нет каких-либо химических запахов, напротив, там чисто, свежо и практически стерильно. Специальный подъемник (краб) поочередно погружает кузов в большие ванны с разными растворами. Первый из них полностью очищает кузов будущего автомобиля от мусора, пыли и масляных пятен. Затем на кузов наносится антикоррозийное покрытие и после этого – грунтовый слой. На каждом этапе обработки кузов просушивается в специальной печи. Перед отправкой на финишную окраску и лакировку его шлифуют и еще раз проверяют на предмет дефектов.

toyota 620148

Окрашивание производят роботы-манипуляторы в специальных герметичных боксах. После нанесения краски кузов вновь просушивают в специальной камере и отправляют на лакировку. Далее, после очередной просушки, полировки и нанесения защитного воска, будущий автомобиль отправляется на линию сборки компонентов.

Качество окраски проверяется как визуально, так и с помощью приборов, измеряющих толщину лакокрасочного покрытия.

Цех сборки

На этапе сборки кузов устанавливается на конвейер, на котором будут происходить его дальнейшие трансформации, – превращение отдельных компонентов в единый, четко настроенный механизм.

В первую очередь операторы линии навешивают на уже окрашенный кузов автомобиля мягкие панели, защищающие лакокрасочное покрытие, и только потом приступают к самой сборке. Последовательно устанавливают шумоизоляцию, монтируют электропроводку и электрооборудование, устанавливают обивку салона, стекла, дверные панели и приборную панель – всего около 1600 компонентов.

toyota 620145

Параллельно в этом же цехе происходит сборка шасси. На определенном этапе готовый кузов устанавливают на шасси (работники конвейера называют этот процесс «женитьбой») и после этого на автомобиль монтируются бамперы и другие пластиковые элементы.

Затем машину перемещают на участок регулировки, где будут залиты все необходимые жидкости и проведены надлежащие регулировки и тесты.

Последним этапом производства является стендовое тестирование автомобиля. Специалисты проверяют тормозную систему, геометрию, работоспособность всех электронных систем и герметичность резиновых уплотнителей дверей и окон. После испытаний готовый автомобиль отправляется на этап погрузки и к конечному потребителю.

toyota 620147

Перспективы

У многих казахстанских журналистов, побывавших на открытии сборочной линии, возникли логичные вопросы: будет ли поставляться собираемый в Казахстане автомобиль нашим партнерам по Таможенному союзу, будет ли увеличиваться количество собираемых автомобилей. В ходе пресс-конференции, приуроченной к открытию сборочной линии, мы смогли получить от японской стороны интересующие нас ответы.

Автомобили производятся по предзаказу от дилеров. Это позволяет избежать перепроизводства. Заявленный максимальный объем – до 3000 автомобилей в год – по мнению маркетологов Toyota, способен покрыть потребности внутреннего рынка Казахстана. В перспективе собранные автомобили будут предложены чиновникам и государственным службам нашей страны. Что же до поставки автомобиля в другие страны, то в ближайших планах Toyota это не значится.

toyota 620149

Очевидно, что для казахстанского автопрома этот проект является не столько коммерческим, сколько якорным. Запуск производства автомобилей по стандартам «Тойота» позволит заводу «Агромаш Холдинг» получить в свое распоряжение необходимые технологии и привести в соответствие с международными стандартами уже существующее производство.

О конкретной дате старта продаж Toyota Fortuner пока не сообщается. Предположительно, это будет осень текущего года.

Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: Pitstop

Похожие материалы

MIMS Automechanika 2019

admin

Первая шинная выставка

admin

Белый ад – приятные впечатления и полезные знания

admin

Оставить комментарий