29 ноября 2020
Репортаж

ПРОГУЛКИ ПО ФИНСКОМУ ЗАВОДУ EXXONMOBIL

Наш журнал подробно рассказывал своим читателям о моторных маслах и о том, как правильно их классифицировать и выбирать. И вот нам удалось побывать на одном из современных заводов по производству и розливу моторных масел компании ExxonMobil, который расположен в финском городе Наантале

Современный завод по производству моторных масел весьма неинтересное для прогулок место. Нет на нем, вопреки ожиданиям, ни суетливых рабочих в промасленных халатах, ни чадящих труб, ни громадных чанов, в которых кудесники-технологи варят масло. Все автоматизировано, напичкано электроникой и закрыто от посторонних глаз. Надо всем довлеют корпоративные требования и нормативы. Впрочем, если нам правила поведения «гостей с фотокамерами» расслабиться не давали, то общительные финны с удовольствием рассказывали о жизни завода.

Предприятие в Наантале начало свою историю в 1957 году. Его выгодное местоположение определило стремительное развитие завода и обеспечило бесперебойную поставку сырья как морским путем, так и по суше. Это же касается и экспорта готовой продукции. Изначально завод работал исключительно на внутренний рынок Финляндии, производя масла и смазки «Mobil», а с 1985 года освоил выпуск продукции под брендом «Mobil 1», часть которой идет на экспорт, в том числе и в страны СНГ. И если вначале поставки к нам измерялись десятками бочек, то сегодня на наши рынки завод отгружает десятки крупнотоннажных фур ежедневно.

mobil 9 20131

Повышение спроса на продукцию завода привело к постепенному его расширению. Добавились цеха, увеличилась территория складских помещений. И сегодня завод находится в режиме постоянной модернизации. Причина этого – желание корпорации ExxonMobil применять только передовые технологии в производстве масел и при защите окружающей среды. Кстати, экологии внимание уделяется особое. На заводе действуют жесткие нормативы, исключающие нанесение какого-либо вреда природе. Порядка 90% сопутствующих производству материалов (бумага, картон, древесина) подлежат вторичной переработке, а современные системы безопасности исключают попадание вредных веществ в почву и воду. Кроме этого, в соответствии с законодательством Финляндии и корпоративными требованиями ExxonMobil завод инспектируется специальной комиссией, а его оборудование проходит регулярную проверку с целью предупреждения неисправностей. Возможно, именно благодаря такому подходу финский завод неоднократно признавался самым безопасным в мире.

Производство

В Наантале действует единый для всех заводов ExxonMobil контроль качества сырья, используемого при производстве, и контроль готовой продукции. Собственная лаборатория завода в связи с расширением производства перенесена в Турку – город, расположенный в 20 км от Наантале. Там же находится и основной склад.

mobil 9 20137

Приготовление моторных масел на заводе происходит в автоматическом режиме. Рецептура по понятным причинам держится в секрете и определяется инженерами концерна. Базовые масла, произведенные на собственных НПЗ ExxonMobil, поступают в Наантале в готовом и очищенном виде по морю в танкерах и хранятся в специальных резервуарах на территории завода до момента смешивания их с пакетом присадок и модификаторами вязкости, которые также приходят на завод в готовом виде. Происходит смешивание в специальных резервуарах миксинга пневмомеханическим способом. После этого готовое масло поступает на линию розлива, где фасуется по канистрам и бочкам. Каждая партия масла проходит тщательное тестирование, включающее несколько этапов, в том числе в начале процедуры розлива и при ее окончании. Не допускается никакого отклонения от заданной рецептуры.

На конвейере ведется компьютеризированный контроль соблюдения технологического процесса. Перед поступлением на линию пустая тара автоматически взвешивается, и, если ее вес не соответствует заданным параметрам, удаляется с конвейера. Далее на пригодные к розливу канистры наклеивается этикетка, и с этого момента компьютер фиксирует информацию и следит за тем, чтобы конкретная канистра была привязана к конкретной партии масла. Так исключается вариант, при котором в канистру может быть залито масло, не соответствующее параметрам, указанным на этикетке.

mobil 9 20136

В момент розлива электроника следит и за точностью дозирования масла, вплоть до нескольких миллилитров, касается это 200-литровой бочки или 1-литровой канистры. После наполнения тара опять проходит взвешивание и только потом отправляется по конвейеру на установку пробок, крышек и опломбирование.

Далее готовую продукцию упаковывают и отправляют на временное хранение. На этом этапе происходит выборочное лабораторное тестирование, и только после положительной оценки масло отправляется в дилерские центры компании, откуда попадает на прилавки магазинов, автоцентров и СТО.

Современные двигатели требовательны к качеству моторного масла, и отвечать этим требованиям могут только синтетические и полусинтетические масла. К слову, именно корпорация ExxonMobil много лет назад впервые разработала и внедрила в массовое производство синтетическое моторное масло. По потребительским качествам оно имеет больший, нежели минеральное масло, ресурс, лучше предохраняет двигатель от износа, легче переживает температурные перепады.

mobil 9 20138

Сегодня концерн продолжает лидировать с брендом «Mobil 1» в сегменте синтетических моторных масел, ежегодно инвестируя миллиарды долларов в науку. В корпорации трудятся более 16000 инженеров и исследователей, задействованных в разработке новых продуктов, около 1000 из них имеют степень доктора наук. Кроме этого, моторные масла «Mobil 1» одобрены к применению всеми ведущими автопроизводителями, а наиболее требовательные из них используют их в качестве первой заводской заливки.

Все мы отлично знаем об активности «Mobil 1» в автоспорте, но не всем известно, что сотрудничество с командами предполагает использование в болидах масла и топлива «Mobil 1». Это позволяет концерну тестировать свои технологии в реальных экстремальных условиях. Впоследствии полученный опыт используется при производстве гражданских моторных масел.

mobil 9 20139

СПРАВКА

Корнями компания ExxonMobil уходит в далекое прошлое Америки, а ее отцом-основателем считается знаменитый мультимиллиардер Джон Рокфеллер. Об этом человеке-легенде можно рассказывать бесконечно долго – настолько интересна и поучительна его биография. В силу понятных причин сделать этого в рамках нашей статьи мы не можем. Остановимся лишь на некоторых фактах.

Все началось с создания в 1865 году корпорации Standart Oil (Ohio Corporation), которая за несколько десятилетий выросла в гиганта индустрии с десятками подразделений и дочерних предприятий. Standart Oil сумела получить контроль практически над всеми нефтедобывающими предприятиями Америки и скупила десятки транспортных компаний с собственными железными дорогами. Такая консолидация добычи, переработки и транспортировки нефти позволила компании монополизировать к 1910 году нефтяную отрасль США.

В 1911 году антимонопольный комитет штатов в принудительном порядке разделил корпорацию на 34 компании, каждая из которых прошла собственный исторический путь слияний и всевозможных трансформаций. Некоторая часть компаний из великого треста Рокфеллера известна и по сей день под такими громкими именами, как Chevron, ConocoPhilips, Mobil (Standart Oil of New York) и, конечно же, Exxon, которая образовалась от компании «Джерси Стандарт».

mobil 9 201311

В 1999 году компании Mobil и Exxon провели слияние, в результате чего появилась самая крупная по объемам капитализации нефтехимическая корпорация ExxonMobil ($418,2 млрд на начало 2013 г.) с 80-тысячным штатом сотрудников, с офисами и представительствами в 200 странах мира.

Помимо добычи и переработки нефти, корпорация ExxonMobil занимается производством топлива и смазочных материалов, хорошо знакомых казахстанскому потребителю под брендами Mobil 1 и ESSO.

НААНТАЛЕ

Город находится на юго-западе Финляндии и привлекает большое количество европейских туристов. В нем нет громадных супермаркетов, небоскребов и шумных улиц. Жизнь протекает спокойно и размеренно. Небольшие частные дома, расположенные на приличном удалении друг от друга, улицы, широкие и чистые, в исторической части города знаменитый СПА-курорт – вот, пожалуй, и вся туристическая картина Наантале. Да, еще стоит сказать о знаменитом парке сказочных персонажей – «Стране муми-троллей», с которыми связано немало финских сказок и вокруг которых крутится местный лавочно-сувенирный бизнес.

mobil 9 20134

Текст: Саблин Д.
Фотоматериал: ExxonMobil

Похожие материалы

MIMS Automechanika 2019

admin

Первая шинная выставка

admin

Белый ад – приятные впечатления и полезные знания

admin

Оставить комментарий