24 ноября 2020
Репортаж

Nokian Hakka Green 2

IMG 7875

САМАЯ ЭКОНОМИЧНАЯ ИЗ ВСЕХ ЛЕТНИХ

Осенью 2015 года финская шинная компания Nokian Tyres представила свою новую разработку – летнюю шину Nokian Hakka Green 2. Первые тесты и презентация новинки проходили на «домашнем» полигоне концерна в финском городе Нокиа. Среди приглашенных на тест журналистов был и наш корреспондент.

Испытательный полигон находится близ города Нокиа, где расположен один из заводов компании. Он представляет собой несколько закольцованных трасс с различным дорожным покрытием. Есть на нем и искусственно орошаемый участок, позволяющий проверять устойчивость летних шин к аквапланированию, и трасса для скоростных испытаний. Неподалеку от полигона расположена тестовая лаборатория (рассказ о ней был помещен в журнале Pitstop №12-2015), позволяющая специалистам отдела разработок и тест-пилотам оперативно обмениваться информацией, испытывать прототипы и образцы серийных шин.

IMG 8018

Для скучных и однообразных ресурсных тестов на треке используются робокары. В одном таком нам, журналистам, довелось проехать по полигону. Автомобилем дистанционно управляет компьютер с помощью сервоприводов, подключенных к рулевому механизму, рычагу АКПП и педалям. Выстраивание маршрута проходит при участии оператора, и после этого машина, ориентируясь на данные GPS-навигации, наматывает круги по заданному маршруту. Надо признать, отсутствие водителя на положенном месте при скорости выше 40 км/ч здорово бодрит!

Программа нашего пребывания на полигоне была разделена на несколько частей, и первой из них стала презентация, в рамках которой руководитель службы технической поддержки клиентов Мати Морри рассказал о ключевых особенностях новинки.

IMG 7808

Семейство шин Nokian Hakka Green изначально создавалось для эксплуатации на плохих дорогах со сложным климатом. Представленная новинка превосходит предыдущее поколение по нескольким параметрам. Изменения были направлены на улучшение устойчивости шины к аквапланированию и касались топливной экономичности. Положительные результаты стали возможными благодаря усилению брекерного пакета шины, применению новой резиносмеси Nokian Hakka Green Hybrid, включающей нанокомпоненты, и новому рисунку протектора.

Обычно в своих шинах Nokian использует два слоя стального корда, усиленного бесшовным нейлоновым бандажом. В новинке работает тот же принцип, но при изготовлении стального корда применяется проволока, представляющая собой сплетение двух жил, покрытых латунью, диаметром в четверть миллиметра каждая. На 1 дециметр площади каждого слоя корда приходится порядка 110 жил такой проволоки. В брекерном пакете используется два слоя, нарезанных под разным углом, таким образом, получается плотная стальная сетка с размером ячейки менее половины миллиметра.

IMG 8004

Стальной корд при изготовлении в обязательном порядке обрезинивается и крепится к другим компонентам стрипсами. Резина служит демпфером между металлическими частями и удерживает их от расползания. После сборки «сырой шины» и ее последующей вулканизации внутренние слои сращиваются и стальной корд, вместе с бесшовным нейлоновым бандажом и текстильным включением, становится частью конструкции шины, защищая ее от разрывов и проколов, помогая правильно распределять нагрузки.

Как уверяют финские специалисты, новая шина имеет непревзойденный ресурс и способна реально экономить топливо. Эти показатели обеспечивает инновационная резиновая смесь Hakka Green Hybrid. Ее отличия от аналогов заключаются в особых компонентах, в числе которых сосновое и рапсовое масло, силика нового поколения и сажа. При этом часть ингредиентов обрабатывается на молекулярном уровне перед смешиванием, что позволяет получить однородную структуру молекул исходного сырья с более прочными связями. На практике это проявляется в способности резины сохранять параметры жесткости в широком диапазоне температур, что положительно сказывается на износостойкости шины и уменьшении сопротивления качению.

IMG 7821

Далее от теории мы перешли к практике. На полигоне нам было предложено опробовать три разных комплекта шин на орошаемой трассе с толщиной водной пленки около 10 мм. Дабы почувствовать эталонное сцепление с мокрой поверхностью, мы вначале проехали на автомобиле, «обутом» в зимние шины. Этот тест состоял из сухого участка для набора скорости и орошаемого – для торможения в обозначенном конусами квадрате. Затем мы проделали тот же путь, но уже на новых шинах Nokian Hakka Green 2. А в завершение нам было предложено пройти участок на идентичном автомобиле, но на потертых шинах Hakka Green 2 с износом протектора примерно 50%.

Никакой разницы в поведении автомобиля мы не отметили. Со скорости 60 км/ч автомобиль одинаково хорошо оттормаживался в заданном квадрате и на зимних шинах, и на новых Nokian Hakka Green 2. Из чего был сделан вывод, что новинка сохраняет свои характеристики торможения даже при значительном износе и отлично при этом справляется с водной пленкой, не хуже, чем это делает зимняя шина.

IMG 7861

После мы перешли к более экстремальному тесту – испытанию устойчивости новинки к аквапланированию. Толщина водной пленки на участке трассы для испытания составляла 3 – 4 см. Оттормаживаться в заданном квадрате предстояло со скорости 40 км/ч.

На дорогах общего пользования специалисты по безопасности не рекомендуют ездить по таким водным преградам быстрее 10 – 15 км/ч, иначе возникает вероятность аквапланирования – тот опасный момент, когда шина скользит по водной пленке, не успевая сцепиться с поверхностью асфальта. Чтобы минимизировать такую вероятность, а в идеале исключить ее вовсе, протектор шины должен «уметь» отводить из пятна контакта большие объемы влаги. И было бы проще снабдить его кучей всевозможных водоотводных каналов, ламелей и прорезей, как, например, в зимних шинах. Но в случае с летними шинами, которым большую часть времени придется колесить по сухому и разогретому асфальту, требуется плотное плечо с наличием сплошных ребер жесткости, обеспечивающих курсовую устойчивость и управляемость. Именно такие ребра жесткости и скрепленные между собой блоки протектора в плечевой зоне получила новая шина.

IMG 7835

Справляться с водными преградами ей позволяет особый рисунок протектора, при разработке которого инженеры Nokian Tyres применили физический эффект, описанный румынским ученым Анри Коандэ. Речь идет о свойствах воды огибать определенным образом углы и преграды. С учетом этого была построена геометрия блоков внутренней плечевой зоны протектора, которые теперь направляют водный поток от продольных каналов к боковым, перпендикулярным, способствуя тем самым быстрому отведению влаги из пятна контакта шины с дорожным полотном. Для ускорения процесса водоотвода дно центральных канавок получило полированную поверхность.

Шина отлично проявила себя на «мокром тесте», сохраняя управляемость на затопленных участках трассы. Примечательно, что основная часть водного потока при движении автомобиля уходит под днище. За эту способность будущему владельцу шины отдельное спасибо скажут пешеходы.

Следующими пунктом нашей программы были конвойные тесты по дорогам общего пользования.

Управляется автомобиль с новыми шинами на больших и малых скоростях отлично, сохраняя курсовую устойчивость и сцепление при боковых перегрузках.

IMG 7925

По утверждению многих журналистов, с которыми нам довелось обменяться мнениями в ходе этого теста, новую шину можно назвать малошумной. Те, кому хоть раз пришлось управлять автомобилем в Финляндии, наверняка помнят грубое асфальтовое покрытие некоторых участков скоростных трасс. Езда на летних шинах по такому асфальту обычно сопровождается монотонным воем, к которому, правда, быстро привыкаешь. В случае с Hakka Green 2, благодаря новой резиновой смеси и специальной демпфирующей прослойке между боковиной и протектором, дорожного шума и вибраций в салон передается значительно меньше. Уменьшает шум и особая поверхность стенок центральных водоотводных канавок. Она имеет рифленую фактуру, как у мяча для гольфа. Благодаря этому сопротивление воздуха при движении шины снижается и уменьшается дорожный шум.

Nokian Hakka Green2-Coanda Technology 2

Новинка получила традиционный для шин Nokian информационный участок в боковой части и фирменный индикатор износа, расположенный на центральном ребре. Также при ее покупке будет доступна и заводская гарантия, согласно которой покупатель имеет право на бесплатное восстановление или замену шины в случае ее повреждения во время эксплуатации.

В магазинах Казахстана Nokian Hakka Green 2 будет доступна этой весной в диаметре от 13 до 16 дюймов.

Кстати, еще о шинах Nokian. Прошлой осенью мы завершили редакционные испытания шин Nokian Black SUV по казахстанским дорогам. В следующем номере журнала поделимся с читателями результатами этого теста.

Untitled-1

Текст Д. Саблин
Фотоматериал автора и Nokian

Похожие материалы

MIMS Automechanika 2019

admin

Первая шинная выставка

admin

Белый ад – приятные впечатления и полезные знания

admin

Оставить комментарий