В очередном выпуске нашей регулярной рубрики о выдающихся автозаводах мира мы расскажем о Nissan Motor Manufacturing в Великобритании (NMUK) – самом крупном и быстрорастущем предприятии в автомобильной истории этой страны. Завод работает на северо-востоке Англии и считается самым эффективным в Европе по показателям последних восьми лет.
Он был основан в Сандерленде в 1984 году на 300 гектарах бывшего аэродрома. Кое-кто именно в таком удачном «месте рождения» усматривает причины его успешной деятельности: как можно не воспарить, если ты родом из авиации! Однако давайте-ка приглядимся к нему поближе…
В 1986 году с конвейера завода сошел первый Nissan Bluebird, и с этого момента в развитие предприятия было вложено более 3,5 млрд фунтов стерлингов. Сегодня на заводе трудятся более 6700 человек, а объем производства составляет около 8 млн автомобилей. Около 7% от всей потребляемой заводом энергии производится десятью ветрогенераторами. Здесь делают автомобили классов B и C, электромобили, а с 2015 года – и премиальные марки. Ожидается, что вскоре завод станет глобальным производителем бренда Infiniti, предприятие будет еще более диверсифицированным.
В NMUK выпустили миллион автомобилей одной модели – Qashqai. Таким образом, производство Nissan в Сандерленде по праву приобрело статус завода-рекордсмена. С мая 2010 года для обеспечения потребностей рынков на первой сборочной линии (Qashqai) производство идет в три смены. Кроме того, в 2012 году в Сандерленде произвели 510572 автомобиля – это самое большое количество автомашин, выпущенных за год, и еще один рекорд в истории Великобритании.
Завод Nissan в Сандерленде в течение 15 лет подряд считался самым крупным автомобильным производителем в Великобритании и в течение 13 лет подряд – крупнейшим экспортером автомобилей. Он имеет невероятно успешную историю, а его рекордная производительность позволила наладить выпуск новых моделей. В настоящее время с конвейеров сходят новые Nissan Qashqai и Nissan Note, а также Nissan Juke, Juke NISMO и электромобиль Nissan Leaf, с 2015 года утверждено начало выпуска Infiniti Q30.
На экспорт завод Nissan в Сандерленде выпускает 80% продукции, которая поставляется на рынки 130 стран, в том числе и в Казахстан.
Производственный процесс начинается в прессовочном цехе, затем продолжается на двух линиях. В кузовном цехе происходит сварка, после чего готовые кузова поступают в цех окраски и, наконец, в цеха установки элементов отделки кузова и шасси – цеха окончательной сборки.
Завод располагает собственным литейным производством головок блока цилиндров, цехом сборки бензиновых двигателей, цехом по выпуску мостов и компонентов подвески, оборудованием для формовки пластмассы, которая используется при изготовлении бамперов, а также производственной линией, выпускающей литий-ионные аккумуляторы для электромобилей Nissan LEAF и e-NV200.
Кузовной цех и линия второго цеха установки элементов интерьера и шасси сейчас расширяются для начала выпуска премиальных автомобилей под брендом Infiniti.
Рост производства на заводе привел к увеличению присутствия бренда Nissan на европейских рынках. В Сандерленде нашли победную формулу совершенствования производственных процессов, к тому же на заводе разработана лучшая за все время его существования модельная линейка, там работает многофункциональная команда сотрудников, воодушевленная единой целью. Результат не требует комментариев: каждый третий новый автомобиль, произведенный в Великобритании, – Nissan.
Сандерленд имеет хорошее автомобильное и железнодорожное сообщение со всеми основными областями Великобритании. Это позволяет относительно легко обеспечивать поставки 105 отдельных компонентов и узлов внутри страны, а также организовывать доукомплектование автомобилей. Вскоре глубоководный речной порт даст свободный доступ к экспортным рынкам.
Завод в Сандерленде развит высоко технически, на нем широко используются передовые образцы робототехники и компьютерно интегрированные технологии производства. Это позволяет тщательно контролировать производственный процесс и сводит количество ошибок к абсолютному минимуму.
Автоматизация может решить многие проблемы, тем не менее человеческий фактор по-прежнему остается на заводе жизненно важным. Организация эффективного производственного процесса на NMUK выразилась в разработке способа ведения дел и отношения к работе, основанных на ответственности сотрудников за каждое действие. В достижении этой цели Nissan ожидает и требует от сотрудников развития профессиональных навыков, побуждает работников принимать собственные решения, организовывает взаимодействие в командах, практикует общение по открытым каналам связи, при этом отводит центральное место качеству. Открытая коммуникационная политика включает в себя ежедневные встречи лицом к лицу руководства и сотрудников. Упор на качество подразумевает, что каждый отвечает как за свою собственную работу, так и за работу коллег.
Принцип «точно в срок» диктует подходы, при которых конкретные транспортные средства и их компоненты производятся строго своевременно, чтобы удовлетворить спрос на них. Узлы перемещаются в зону финальной сборки завода только тогда, когда монтажники готовы работать с ними, компоненты тоже подаются только перед установкой, и так далее. Таким образом, потеря денежных средств, вовлеченных в дорогостоящее производство, как и пространства для складирования, сведены к минимуму.
Каждый автомобиль контролируется автоматически на всех этапах производства. Электронный паспорт, прикрепленный к шасси транспортера, содержит полную информацию о цвете, спецификации и отделке автомобиля. Эти данные считываются в различных точках производственной линии. Когда, например, транспондер посылает сообщение производственной системе для компании, производящей кресла, об их цвете и отделке, это вызывает соответствующую реакцию: необходимое кресло производится строго по заданным критериям.
Nissan заявляет: «Мы не будем ограничиваться существующими способами производства. Мы будем постоянно добиваться улучшений во всех наших действиях». Это кредо отражает логику «кайдзен» – непрерывного улучшения качества. Японцы убеждены, что кайдзен можно применять везде и в любое время, в любом месте. Принцип может включать в себя мельчайшие изменения в повседневной рабочей практике, а также значительные трансформации в технологии производства. Обычно такие улучшения инициируются командами сотрудников, которые, собираясь вместе, делятся рационализаторскими соображениями. Практика показывает, что кайдзен может сберечь деньги, время, материалы, трудозатраты, а также улучшить качество, безопасность, условия и производительность труда.
На заводе ощущают, как важно обучать людей работать в такой высокотехнологичной отрасли и с такими сложными системами контроля качества. Учебный отдел проводит анализ потребностей в обучении, оценивает индивидуальные запросы служащих. В организации учебных программ концентрируются на пяти основных направлениях: технические разработки, например, обучение навыкам в робототехнике и электрике; личностное развитие – выявление потребностей работника и его амбиций; понимание процессов – семинары по технике безопасности, производственным операциям и так далее; навыки работы с компьютером и подготовка кадров высшей квалификации; стажер-развитие – курсы для стажеров в построении команды.
Северо-восток Англии вообще может похвастаться широким спектром специализированных центров поддержки автомобильной промышленности. Это, например, «Региональный центр качества производства», «Автомобильная академия» и «Автомобильный центр передового опыта». Сам же завод является единственным глобальным тренинговым центром Nissan, расположенным не на территории Японии.
На заводе Nissan в Сандерленде предлагается множество программ для подготовки новых специалистов и повышения квалификации уже работающих сотрудников. Так, программа Nissan Skills Pledge направлена на безупречную подготовку новичков до уровня NVQ 2 – c функциональными навыками гуманитарной и математической направленности. С начала работы завод в Сандерленде подготовил более 1000 рабочих, пришедших туда в качестве учеников. Более 100 человек, прошедших профессиональное обучение как ученики и стажеры, продолжают обучение по пятилетней программе квалификации техников обслуживания оборудования.
Компания Nissan в течение многих лет очень успешно способствовала снижению уровня безработицы в регионе благодаря проекту «Обучение будущих сотрудников», позволяющему безработным приобрести навыки, необходимые для того, чтобы снова начать зарабатывать.
Ежегодно 2500 детей в возрасте 11 – 13 лет проходят занятия на заводе Nissan в Сандерленде. Вот уже три года эта инициатива поддерживается правительственной программой «Загляни внутрь».
Как видим, высочайший уровень производительности труда на заводе Nissan в Сандерленде и соответствующее качество конечной продукции не являются случайными, и удача в данном примере сыграла ничтожную роль. Успехи автогиганта вытекают из всеобъемлющего аналитического подхода к производственному процессу. Он-то и выявляет лучших в мире людей и машин, позволяя заводу уже более 30 лет добиваться заметных успехов.
Текст: Илья Фарбер,
Фотоматериал: Nissan ©2015