Мы продолжаем публиковать отчеты об автопробеге, организованном нашей редакцией этим летом, по маршруту Алматы – Сочи – Алматы. Как и ранее, мы описываем увиденные достопримечательности, оцениваем качество дорог и придорожного сервиса – каким смогли воспользоваться. Сегодня мы расскажем об участке пути от Краснодара до Сочи, вдоль черноморского побережья.
Несмотря на будний день и ранний выезд, в пробку мы все же угодили. Она началась с окраин Краснодара и растянулась практически до Адыгейска. Ну как пробка, по алматинским меркам «пробочка». Интенсивность потока временами снижается до 10–20 км/ч, но машины продолжают ехать. В итоге расстояние от Краснодара до побережья (примерно 135 км) мы ехали два с половиной часа. Дороги здесь хорошие. Напомним, что ранее мы условились оценивать их качество в баллах от 0 до 10, где максимальная оценка – это освещенный современный многополосный автобан, а 0 – это направление без грунта и асфальта. Так вот, трассе М-4 от Краснодара до Горячего Ключа мы поставили 8–9 баллов. Дорожное покрытие здесь хорошее, разметка четкая, придорожный сервис на уровне. Временами встречаются заплатки, швы и небольшие наплывы.
Досаждают на этом участке и далее по черноморскому побережью обоченщики и различные «суетологи» – лавирующие между рядами и тихоходами. С первыми борются активно, с применением коптеров, камер и злых дэпээсников. Со вторыми сложнее: они зачастую скрываются под личиной порядочных водителей. Едет такой «персонаж» в своем ряду и вдруг решает, что едет недостаточно быстро, и, вопреки логике и разметке, выскакивая перед встречным транспортом, начинает обгонять автомобили в пробке! Как правило, такие маневры заканчиваются плачевно.
От Краснодара до Горячего Ключа мы наблюдали большое количество указателей на ярмарки и зоны отдыха. Часть торговых развалов расположены непосредственно у дороги. На них продают сезонные овощи и фрукты, мед, орехи, инжир и знаменитую кавказскую чурчхелу. Торговцы не все чисты на руку: нам пытались выдать 4-килограммовый арбуз за 7-килограммовый. Спасла полулитровая бутылка воды, которая с учетом тары обычно весит 540–560 граммов. С помощью такого нехитрого эталона мы вовремя смогли проверить правильность настройки весов.
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_5580.jpg)
От Горячего Ключа до Джубги дорога проходит через горы. Сотовая связь ловит не всегда, интернета здесь практически нет, как нет и заправок. Местами уложено новое полотно, местами подлатанное старое. До въезда на горные серпантины есть большое количество различных стоянок, где можно размять ноги и дать автомобилю остыть. В горах таких мест крайне мало. Дороги в горной местности сложные, с большим количеством острых поворотов, резких спусков и подъемов. Иногда встречаются особо плотные сегменты, где движение осуществляется по одному ряду в каждую сторону. Чтобы пропустить встречную фуру на таком участке, приходится останавливаться, прижимаясь к обочине. Пассажиров с нестабильным вестибулярным аппаратом на крутых виражах укачивает. В этой связи позволим себе дать совет: не ешьте плотно перед дорогой и принимайте заранее таблетки от укачивания.
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_5561.jpg)
В горной местности обочина, как правило, укреплена отбойником. Особо опасные участки горы, там, где существует вероятность осыпания скальных пород, укрепляют специальной сеткой. Кое-где ведется дорожный ремонт, установлены временные знаки ограничения скорости. Иногда мы встречали и засады ДПС.
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_55801.jpg)
За несколько километров до перевала начался настоящий ливень, хотя при проезде Горячего Ключа погода была солнечной. Ливень был настолько сильным, что водяная пленка на дороге доходила до 5–8 сантиметров. Интенсивность потока в этих условиях снизилась практически до 10–15 километров в час. Дождь сопровождался раскатами грома и молниями. Уже позже мы выяснили, что ранее на побережье бушевал ураган, который сместился в сторону гор, – в него мы как раз и угодили.
Миновав этот опасный участок, мы выехали на новую дорогу, которая через небольшие эстакады привела нас к развязке. Полюбившаяся нам трасса М-4 ушла вправо – к Архипо-Осиповке, Геленджику и далее к Новороссийску. Наш путь продолжился по трассе А-147 к поселку Джубга. Проехав его, мы наконец-то увидели море – оно огромное, сильное и красивое! Морской бриз и свежий ветер моментально сняли дорожную усталость и зарядили нас отличным настроением.
На подступах к селу Лермонтово повстречали автотуристов из Казахстана. Они, как и мы, ехали в Сочи. Приятно встретить земляков так далеко от дома…
По местным дорогам, тянущимся вдоль побережья, путешествует большое количество туристов. Отели и дома отдыха здесь, как правило, забиты битком и бронируются заранее. В условиях локдаунов и карантина едут отдыхать сюда со всей России и из соседних государств. Кто-то целенаправленно в Сочи – за отдыхом в респектабельных отелях. Менее притязательные предпочитают пляжный отдых в районе Туапсе, Лазаревского, Дагомыса – небольшие населенные пункты в сезон обычно переполнены туристами. Это создает определенные проблемы водителям на трассе. К примеру, неоднократно нам приходилось наблюдать картину, когда разморенные мамаши и папаши, идущие с пляжа, просто забывали про отставших от процессии отпрысков, а те, оставшись без присмотра, выскакивали на проезжую часть, переходили дорогу в неположенном месте. На этих участках трассы нужно запастись терпением и двигаться строго по знакам, согласно дорожной ситуации. Скорость в населенных пунктах ограничена 40 километрами в час, постоянно дежурят экипажи ДПС. Быстро проскочить от Краснодара до Сочи у нас не получилось, расстояние в 300 километров мы ехали практически 9 часов.
В районе Туапсе стоит постоянный запах бензина. Виной тому расположенный в городе нефтеперерабатывающий завод. Несмотря на явно неблагоприятные экологические условия, туристов в сезон здесь так же, как и на всем побережье, много. Трасса проходит непосредственно через город, поэтому еще на окраине скапливаются многокилометровые пробки. Сразу за Туапсе начинаются горные серпантины, где приходится активно работать рулем и педалью тормоза. Дороги здесь не самого лучшего качества: встречаются ямы с полколеса, наплывы, швы. Мы оценили их в 6–7 баллов. Нависающих над дорожным полотном гор в этом месте много, мы старались проезжать такие участки с особым вниманием, не задерживаясь. Несмотря на укрепленные сеткой склоны, то там, то тут можно было заметить следы обвалов, сбитые с обочины ограды и бетонные блоки. С вниманием стоит подойти к заблаговременной проверке давления в шинах. При проходе острых горных поворотов, даже на небольшой скорости, нагрузка на внешнее от поворота колесо значительно возрастает и при недостаточном давлении покрышка может не выдержать. Стоит ли говорить о том, чем это грозит на горном склоне?
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_5576.jpg)
И коль мы начали раздавать бесплатные советы по обслуживанию автомобиля, вспомним добрым словом инициативу поменять перед пробегом колодки и тормозные диски. На подобных горных участках хорошие тормоза – важный компонент безопасности. Установленные нами диски и колодки febi эффективно и предсказуемо оттормаживали автомобиль, не перегреваясь. Помимо этого также рекомендуем, путешествуя по черноморскому побережью, заправлять автомобиль всякий раз, когда появляется возможность. Причин этому несколько. В этой местности не так много заправочных станций, и в сезон подвоз «горючки» в условиях пробок может быть ограничен. Кроме этого, в жаркое летнее время на горной дороге с включенным кондиционером от системы топливоподачи потребуется стабильная работа. В автомобилях с погружным бензонасосом не стоит ездить на остатках: возникает вероятность перегрева насоса или его голодания, в результате чего он неминуемо выйдет из строя. Следует также заблаговременно проверить уровень жидкости в системе охлаждения и работоспособность аккумуляторной батареи. Вопреки утверждению, что максимальные нагрузки батарея испытывает зимой, именно летом, в жаркую погоду, когда активно используются электроприборы, частой причиной выхода из строя батареи становится выпаривание воды из электролита. Готовя наш автомобиль к дальней дороге, мы поменяли масло и фильтры и установили новый аккумулятор фирмы BOSCH. Выбор был не случайным – подобный аккумулятор проработал на нашей машине более шести лет.
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_565022.jpg)
По пути нашего следования горные участки сменялись прямой дорогой, а погода менялась с дождливой на солнечную. Местами встречалась дорожная техника и рабочие, устранявшие последствия прошедших здесь ураганов и подтоплений. Все мелкие населенные пункты по-прежнему были перегружены туристами и автомобилями.
Если вам доведется побывать в этих краях проездом на автомобиле, обязательно возьмите с собой палатку. По пути мы встречали огромное количество недорогих автокемпингов, расположенных в непосредственной близости к пляжу. В отсутствие свободных мест в отелях ночевка в подобном кемпинге, где есть горячая вода, свет, душ и туалет, – не самый плохой вариант. К тому же отдых в отеле вряд ли можно сравнить с ночными посиделками у костра и ночевкой в палатке под звездным небом. А небо по ночам здесь действительно красивое!
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_5647.jpg)
Под аркой с надписью «Сочи» наш автомобиль остановили для проверки документов. Такие случаи на побережье не редкость, когда без видимых причин автомобиль с иностранными номерами останавливают сотрудники ДПС. Здесь встречаются как стационарные посты, так и барражирующие в потоке экипажи. На наш вопрос, что конкретно будут проверять, инспектор на полном серьезе достал из кармана лупу и начал рассматривать техпаспорт на автомобиль и водительское удостоверение. Что искал? Для нас это осталось загадкой.
По мере приближения к Сочи дороги становятся на порядок лучше, знаки и разметка – более четкими (8–9 баллов). Различные камеры и скоростемеры встречаются чаще. Населенные пункты перед Сочи расположены очень плотно, практически везде в них скорость ограничена до 40 километров в час. Не всегда знаки установлены логично, мы встречали знак «70» перед острыми поворотами, в которые «вкрутиться» получается лишь на 30–40 километрах в час. Поэтому здесь и далее следует следить не только за цифрами на знаках, но и за реальной дорожной ситуацией. Зачастую на дороге встречаются нерегулируемые перекрестки, пешеходные переходы, остановки общественного транспорта. Очень мало заправочных станций.
Непосредственно перед городом и далее до Адлера идет современная трасса с разделительным бордюром и хорошо организованной обочиной. Местами трасса проходит через туннели. В самом Сочи, в исторической его части, дороги очень узкие, парковок практически нет, а те, что есть, извечно заняты. Зачастую узкие дороги заканчиваются тупиком – без навигатора очень легко заблудиться. Перемещаться по Сочи трудно – сплошные спуски и подъемы, гуляющие по дорогам туристы. Этот город явно не для машин.
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_5636.jpg)
Пробыв какое-то время в Сочи и насладившись его красотами, пляжем и достопримечательностями, мы отправились дальше в Адлер, который, по мнению многих побывавших здесь туристов, выглядит более современно. К Адлеру ведет современная дорога (9–10 баллов), по обочинам которой высажены высокие пальмы, туи и кипарисы. Ощущения от хорошей дороги портят пробки, которые тянутся практически от самого Сочи. Стоять в пробке долго не приходится, если только она не связана с ДТП или рухнувшим на проезжую часть деревом.
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_5599.jpg)
По Адлеру перемещаться значительно легче, чем по Сочи: широких дорог и развязок больше, как и машин на дорогах. Вдоль реки Мзымта построена новая трасса с подвесными сегментами, ведущая к Красной Поляне. Если переехать реку и двигаться от Адлера по прямой, то можно попасть в туристический центр Сириус. Здесь расположены олимпийская деревня, стадион «Фишт», множество отелей и респектабельных кварталов и знаменитый сочинский автодром, на котором проводится один из этапов «Формулы-1». Дороги в Сириусе большие и ровные, разметка, знаки и светофоры читаются четко.
Вдоль побережья в этом районе тянется оборудованная набережная, гулять по которой как днем, так и вечером одно удовольствие. На берегу располагаются пляжи, кафе и рестораны. По уровню цен здесь, как и по всему черноморскому побережью, наблюдается большой разлет цен на питание, проживание и развлечения.
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_5616.jpg)
Путешествие к Черному морю для многих автотуристов не заканчивается лишь Сочи или Адлером, многие предпочитают ехать дальше – до границы с Абхазией здесь рукой подать. На той стороне знаменитые курорты – Гагры, Пицунда и Сухум, где также есть масса оборудованных для отдыха пляжей, отели, кафе и рестораны на разный размер кошелька. Гражданам Казахстана для въезда в Абхазию потребуются виза и страховка.
![](https://pitstop.kz/wp-content/uploads/2021/12/img_5601.jpg)
Наше путешествие из Алматы в Сочи можно считать оконченным. Мы проехали более 5000 километров, побывав в городах Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи, опробовав на себе все прелести этого маршрута. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что автомобильный туризм имеет массу преимуществ и позволяет планировать отдых под конкретные возможности и потребности. В условиях тотальных ограничений, связанных с пандемией, черноморское побережье стало хорошей альтернативой традиционным курортам Египта и Турции, хотя порой здесь можно встретить неадекватные качеству обслуживания цены.
Далее нам предстояло возвращение домой в Алматы тем же маршрутом. Но это уже другая история.
Посмотреть видеообзор автопробега вы можете перейдя по ссылке:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL01nprWS4RB4cSIAMQUptycCT_H70KiNv
Продолжение следует.