19 марта 2024
Репортаж

Автопробег Алматы – Сочи. Часть VI

Мы продолжаем публиковать отчеты об автопробеге, организованном нашей редакцией этим летом, по маршруту Алматы – Сочи – Алматы. Как и ранее, мы описываем увиденные достопримечательности, оцениваем качество дорог и придорожного сервиса – каким смогли воспользоваться. Сегодня мы расскажем об участке пути от Краснодара до Сочи, вдоль черноморского побережья.

Несмотря на будний день и ранний выезд, в пробку мы все же угодили. Она началась с окраин Краснодара и растянулась практически до Адыгейска. Ну как пробка, по алматинским меркам «пробочка». Интенсивность потока временами снижается до 10–20 км/ч, но машины продолжают ехать. В итоге расстояние от Краснодара до побережья (примерно 135 км) мы ехали два с половиной часа. Дороги здесь хорошие. Напомним, что ранее мы условились оценивать их качество в баллах от 0 до 10, где максимальная оценка – это освещенный современный многополосный автобан, а 0 – это направление без грунта и асфальта. Так вот, трассе М-4 от Краснодара до Горячего Ключа мы поставили 8–9 баллов. Дорожное покрытие здесь хорошее, разметка четкая, придорожный сервис на уровне. Временами встречаются заплатки, швы и небольшие наплывы.

Досаждают на этом участке и далее по черноморскому побережью обоченщики и различные «суетологи» – лавирующие между рядами и тихоходами. С первыми борются активно, с применением коптеров, камер и злых дэпээсников. Со вторыми сложнее: они зачастую скрываются под личиной порядочных водителей. Едет такой «персонаж» в своем ряду и вдруг решает, что едет недостаточно быстро, и, вопреки логике и разметке, выскакивая перед встречным транспортом, начинает обгонять автомобили в пробке! Как правило, такие маневры заканчиваются плачевно.

От Краснодара до Горячего Ключа мы наблюдали большое количество указателей на ярмарки и зоны отдыха. Часть торговых развалов расположены непосредственно у дороги. На них продают сезонные овощи и фрукты, мед, орехи, инжир и знаменитую кавказскую чурчхелу. Торговцы не все чисты на руку: нам пытались выдать 4-килограммовый арбуз за 7-килограммовый. Спасла полулитровая бутылка воды, которая с учетом тары обычно весит 540–560 граммов. С помощью такого нехитрого эталона мы вовремя смогли проверить правильность настройки весов.

Горные серпантины

От Горячего Ключа до Джубги дорога проходит через горы. Сотовая связь ловит не всегда, интернета здесь практически нет, как нет и заправок. Местами уложено новое полотно, местами подлатанное старое. До въезда на горные серпантины есть большое количество различных стоянок, где можно размять ноги и дать автомобилю остыть. В горах таких мест крайне мало. Дороги в горной местности сложные, с большим количеством острых поворотов, резких спусков и подъемов. Иногда встречаются особо плотные сегменты, где движение осуществляется по одному ряду в каждую сторону. Чтобы пропустить встречную фуру на таком участке, приходится останавливаться, прижимаясь к обочине. Пассажиров с нестабильным вестибулярным аппаратом на крутых виражах укачивает. В этой связи позволим себе дать совет: не ешьте плотно перед дорогой и принимайте заранее таблетки от укачивания.

На подступах к Джубге

В горной местности обочина, как правило, укреплена отбойником. Особо опасные участки горы, там, где существует вероятность осыпания скальных пород, укрепляют специальной сеткой. Кое-где ведется дорожный ремонт, установлены временные знаки ограничения скорости. Иногда мы встречали и засады ДПС.

Местами на разделительной полосе установлен бетонный отбойник

За несколько километров до перевала начался настоящий ливень, хотя при проезде Горячего Ключа погода была солнечной. Ливень был настолько сильным, что водяная пленка на дороге доходила до 5–8 сантиметров. Интенсивность потока в этих условиях снизилась практически до 10–15 километров в час. Дождь сопровождался раскатами грома и молниями. Уже позже мы выяснили, что ранее на побережье бушевал ураган, который сместился в сторону гор, – в него мы как раз и угодили.

Миновав этот опасный участок, мы выехали на новую дорогу, которая через небольшие эстакады привела нас к развязке. Полюбившаяся нам трасса М-4 ушла вправо – к Архипо-Осиповке, Геленджику и далее к Новороссийску. Наш путь продолжился по трассе А-147 к поселку Джубга. Проехав его, мы наконец-то увидели море – оно огромное, сильное и красивое! Морской бриз и свежий ветер моментально сняли дорожную усталость и зарядили нас отличным настроением.

На подступах к селу Лермонтово повстречали автотуристов из Казахстана. Они, как и мы, ехали в Сочи. Приятно встретить земляков так далеко от дома…

По местным дорогам, тянущимся вдоль побережья, путешествует большое количество туристов. Отели и дома отдыха здесь, как правило, забиты битком и бронируются заранее. В условиях локдаунов и карантина едут отдыхать сюда со всей России и из соседних государств. Кто-то целенаправленно в Сочи – за отдыхом в респектабельных отелях. Менее притязательные предпочитают пляжный отдых в районе Туапсе, Лазаревского, Дагомыса – небольшие населенные пункты в сезон обычно переполнены туристами. Это создает определенные проблемы водителям на трассе. К примеру, неоднократно нам приходилось наблюдать картину, когда разморенные мамаши и папаши, идущие с пляжа, просто забывали про отставших от процессии отпрысков, а те, оставшись без присмотра, выскакивали на проезжую часть, переходили дорогу в неположенном месте. На этих участках трассы нужно запастись терпением и двигаться строго по знакам, согласно дорожной ситуации. Скорость в населенных пунктах ограничена 40 километрами в час, постоянно дежурят экипажи ДПС. Быстро проскочить от Краснодара до Сочи у нас не получилось, расстояние в 300 километров мы ехали практически 9 часов.

В районе Туапсе стоит постоянный запах бензина. Виной тому расположенный в городе нефтеперерабатывающий завод. Несмотря на явно неблагоприятные экологические условия, туристов в сезон здесь так же, как и на всем побережье, много. Трасса проходит непосредственно через город, поэтому еще на окраине скапливаются многокилометровые пробки. Сразу за Туапсе начинаются горные серпантины, где приходится активно работать рулем и педалью тормоза. Дороги здесь не самого лучшего качества: встречаются ямы с полколеса, наплывы, швы. Мы оценили их в 6–7 баллов. Нависающих над дорожным полотном гор в этом месте много, мы старались проезжать такие участки с особым вниманием, не задерживаясь. Несмотря на укрепленные сеткой склоны, то там, то тут можно было заметить следы обвалов, сбитые с обочины ограды и бетонные блоки. С вниманием стоит подойти к заблаговременной проверке давления в шинах. При проходе острых горных поворотов, даже на небольшой скорости, нагрузка на внешнее от поворота колесо значительно возрастает и при недостаточном давлении покрышка может не выдержать. Стоит ли говорить о том, чем это грозит на горном склоне?

Пробка в районе Tyance

И коль мы начали раздавать бесплатные советы по обслуживанию автомобиля, вспомним добрым словом инициативу поменять перед пробегом колодки и тормозные диски. На подобных горных участках хорошие тормоза – важный компонент безопасности. Установленные нами диски и колодки febi эффективно и предсказуемо оттормаживали автомобиль, не перегреваясь. Помимо этого также рекомендуем, путешествуя по черноморскому побережью, заправлять автомобиль всякий раз, когда появляется возможность. Причин этому несколько. В этой местности не так много заправочных станций, и в сезон подвоз «горючки» в условиях пробок может быть ограничен. Кроме этого, в жаркое летнее время на горной дороге с включенным кондиционером от системы топливоподачи потребуется стабильная работа. В автомобилях с погружным бензонасосом не стоит ездить на остатках: возникает вероятность перегрева насоса или его голодания, в результате чего он неминуемо выйдет из строя. Следует также заблаговременно проверить уровень жидкости в системе охлаждения и работоспособность аккумуляторной батареи. Вопреки утверждению, что максимальные нагрузки батарея испытывает зимой, именно летом, в жаркую погоду, когда активно используются электроприборы, частой причиной выхода из строя батареи становится выпаривание воды из электролита. Готовя наш автомобиль к дальней дороге, мы поменяли масло и фильтры и установили новый аккумулятор фирмы BOSCH. Выбор был не случайным – подобный аккумулятор проработал на нашей машине более шести лет.

Под аркой с надписью «Сочи» наш автомобиль остановили для проверки документов

По пути нашего следования горные участки сменялись прямой дорогой, а погода менялась с дождливой на солнечную. Местами встречалась дорожная техника и рабочие, устранявшие последствия прошедших здесь ураганов и подтоплений. Все мелкие населенные пункты по-прежнему были перегружены туристами и автомобилями.

Если вам доведется побывать в этих краях проездом на автомобиле, обязательно возьмите с собой палатку. По пути мы встречали огромное количество недорогих автокемпингов, расположенных в непосредственной близости к пляжу. В отсутствие свободных мест в отелях ночевка в подобном кемпинге, где есть горячая вода, свет, душ и туалет, – не самый плохой вариант. К тому же отдых в отеле вряд ли можно сравнить с ночными посиделками у костра и ночевкой в палатке под звездным небом. А небо по ночам здесь действительно красивое!

По дороге к Адлеру мы проехали множество туннелей

Под аркой с надписью «Сочи» наш автомобиль остановили для проверки документов. Такие случаи на побережье не редкость, когда без видимых причин автомобиль с иностранными номерами останавливают сотрудники ДПС. Здесь встречаются как стационарные посты, так и барражирующие в потоке экипажи. На наш вопрос, что конкретно будут проверять, инспектор на полном серьезе достал из кармана лупу и начал рассматривать техпаспорт на автомобиль и водительское удостоверение. Что искал? Для нас это осталось загадкой.

По мере приближения к Сочи дороги становятся на порядок лучше, знаки и разметка – более четкими (8–9 баллов). Различные камеры и скоростемеры встречаются чаще. Населенные пункты перед Сочи расположены очень плотно, практически везде в них скорость ограничена до 40 километров в час. Не всегда знаки установлены логично, мы встречали знак «70» перед острыми поворотами, в которые «вкрутиться» получается лишь на 30–40 километрах в час. Поэтому здесь и далее следует следить не только за цифрами на знаках, но и за реальной дорожной ситуацией. Зачастую на дороге встречаются нерегулируемые перекрестки, пешеходные переходы, остановки общественного транспорта. Очень мало заправочных станций.

Непосредственно перед городом и далее до Адлера идет современная трасса с разделительным бордюром и хорошо организованной обочиной. Местами трасса проходит через туннели. В самом Сочи, в исторической его части, дороги очень узкие, парковок практически нет, а те, что есть, извечно заняты. Зачастую узкие дороги заканчиваются тупиком – без навигатора очень легко заблудиться. Перемещаться по Сочи трудно – сплошные спуски и подъемы, гуляющие по дорогам туристы. Этот город явно не для машин.

По дороге к Сочи

Пробыв какое-то время в Сочи и насладившись его красотами, пляжем и достопримечательностями, мы отправились дальше в Адлер, который, по мнению многих побывавших здесь туристов, выглядит более современно. К Адлеру ведет современная дорога (9–10 баллов), по обочинам которой высажены высокие пальмы, туи и кипарисы. Ощущения от хорошей дороги портят пробки, которые тянутся практически от самого Сочи. Стоять в пробке долго не приходится, если только она не связана с ДТП или рухнувшим на проезжую часть деревом.

На берегу видны последствия прошедшего шторма

По Адлеру перемещаться значительно легче, чем по Сочи: широких дорог и развязок больше, как и машин на дорогах. Вдоль реки Мзымта построена новая трасса с подвесными сегментами, ведущая к Красной Поляне. Если переехать реку и двигаться от Адлера по прямой, то можно попасть в туристический центр Сириус. Здесь расположены олимпийская деревня, стадион «Фишт», множество отелей и респектабельных кварталов и знаменитый сочинский автодром, на котором проводится один из этапов «Формулы-1». Дороги в Сириусе большие и ровные, разметка, знаки и светофоры читаются четко.

Вдоль побережья в этом районе тянется оборудованная набережная, гулять по которой как днем, так и вечером одно удовольствие. На берегу располагаются пляжи, кафе и рестораны. По уровню цен здесь, как и по всему черноморскому побережью, наблюдается большой разлет цен на питание, проживание и развлечения.

Центральная часть Сириуса

Путешествие к Черному морю для многих автотуристов не заканчивается лишь Сочи или Адлером, многие предпочитают ехать дальше – до границы с Абхазией здесь рукой подать. На той стороне знаменитые курорты – Гагры, Пицунда и Сухум, где также есть масса оборудованных для отдыха пляжей, отели, кафе и рестораны на разный размер кошелька. Гражданам Казахстана для въезда в Абхазию потребуются виза и страховка.

Набережная оборудована велодорожкой

Наше путешествие из Алматы в Сочи можно считать оконченным. Мы проехали более 5000 километров, побывав в городах Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи, опробовав на себе все прелести этого маршрута. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что автомобильный туризм имеет массу преимуществ и позволяет планировать отдых под конкретные возможности и потребности. В условиях тотальных ограничений, связанных с пандемией, черноморское побережье стало хорошей альтернативой традиционным курортам Египта и Турции, хотя порой здесь можно встретить неадекватные качеству обслуживания цены.

Далее нам предстояло возвращение домой в Алматы тем же маршрутом. Но это уже другая история.

Посмотреть видеообзор автопробега вы можете перейдя по ссылке:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL01nprWS4RB4cSIAMQUptycCT_H70KiNv

Продолжение следует.

Похожие материалы

Выставка запчастей, оборудования и компонентов

admin

Выставка с широкой географией

admin

О прошедшей выставке «ИНТЕРАВТО»

admin