Мы продолжаем публикацию очерков, рассказывающих об автопробеге, организованном нашей редакцией, по маршруту Алматы – Сочи. В прошлом номере журнала мы рассказали о том, как доехали до Уральска и пересекли границу с Россией в районе КПП «Озинки». Далее, добравшись до Саратова, мы устроили себе небольшой отдых и осмотрели городские достопримечательности. От Саратова наш путь пролегал к Волгограду и от него к Ростову-на-Дону.
В Саратове сервис для туриста развит относительно неплохо. Есть несколько сетевых респектабельных отелей, есть отели попроще. Большое количество кафе и уличного фастфуда. Есть своя набережная с теплоходами и катерами, предлагающими водные экскурсии. По совету местных старожилов мы посетили мемориальный комплекс, расположенный в парке Победы, побывали на смотровой площадке «Журавли».
В городе преобладают старые постройки, много архитектурных памятников. При этом есть и новые – современные кварталы, с многоэтажными жилыми домами, небоскребами из бетона и стекла. Дороги в городе оставляют желать лучшего: они узкие, местами разбитые и явно не рассчитаны на современный трафик. Кое-где в черте города уложено новое дорожное полотно, имеются широкие проспекты и обводные трассы. Удобно оборудована набережная. Город расположен на холмах и активно прирастает микрорайонами.
Напомним, в начале нашего пробега мы условились оценивать дороги, по которым нам довелось проехать, в баллах от одного до десяти, где единица – это только направление (без дорожного полотна), а 10 – современный многополосный автобан с дорожным освещением.
От Саратова до въезда в Красноармейский район местами идет новая широкая дорога, которую мы оценили в 8 баллов. Далее идет старая узкая дорога, не очень хорошего качества и с плохой обочиной (6–7 баллов). Есть участки с капитальным ремонтом, в некоторых местах организован объезд. Как правило, на таких участках скорость снижена до 40 километров в час и курсируют экипажи ДПС.
По пути от Саратова до Волгограда по трассе Р-228 мы встретили большое количество объектов придорожного сервиса. На таких участках есть удобные съезды с трассы, парковки, АЗС и кафе.
С 379-го по 380-й километр организован контрольно-пропускной пункт, взвешивание для большегрузов. Сразу за ним есть съезд с трассы со стоянкой. Далее дорога становится на порядок ровнее, но ее ширины по-прежнему недостаточно для комфортного разъезда со встречными фурами.
В России, как и в Казахстане (особенно в некрупных городах), есть общая проблема – «обочинщики». Это целый пласт водителей, которые, вопреки здравому смыслу и дорожной разметке, пытаются объехать поток или пробку, пробираясь по обочине дороги. Как правило, обочина пыльная, а кондиционеры есть не у всех. В летнее время вся поднятая ими пыль оседает на автомобилях и попадает сквозь открытые окна в салон. Кроме этого, проехавший до очередного препятствия «нелегал» так или иначе нарушит рядность и выдавит кого-то из правого – крайнего – ряда. Это создает определенную нервозность на дороге. В России с «обочинщиками» борются жестко – как сами водители, так и ДПС – посредством оборудованных камерами дронов, зависающих над наиболее нагруженными участками дороги. Находящиеся под таким наблюдением участки дороги отмечены специальным знаком.
Примерно с 445-го километра трассы Р-228 начинается новая широкая дорога (9 баллов), иногда сменяющаяся старыми разбитыми сегментами (5 баллов). Местами на разделительной полосе установлен отбойник. На 452-м километре организован удобный съезд для отдыха, оборудованный беседками и эстакадой. Разрешенная скорость на этом участке трассы – 90 километров в час, но основной поток при этом движется со скоростью 100 км/ч, что не считается по местным ПДД нарушением.
После населенного пункта Камышин участков с новым дорожным полотном на порядок больше. Стационарные объекты фиксации скорости и движения по полосе встречаются часто, чего не скажешь о заправках и объектах придорожного сервиса. Кроме стационарных радаров в этом районе наблюдается большое количество муляжей автомобилей ДПС. Краска макетов на солнце давно выцвела, и неестественный их окрас заметен издалека. Впрочем, в сумерках или в вечернее время муляж, оснащенный настоящими проблесковыми огнями, легко спутать с настоящим автомобилем ДПС.
В районе Балыклейской бухты дорога идет через мост. В этом районе организован неплохой придорожный сервис, имеются АЗС. Далее идет дорога хорошего качества (8 баллов). Для удобного обгона тихоходов и фур на некоторых участках трассы предусмотрено расширение полотна до двух полос в одном направлении.
Около 602-го километра трассы Р-228 качество дороги значительно ухудшается (6–7 баллов), местами встречаются накатанная фурами колея, наплывы на асфальте, дыры и рваный край засыпанной чем попало обочины. Такие же «убитые» участки трассы есть и в районе населенного пункта Дубовка.
Судя по регистрационным номерам, читаемым на попутных автомобилях, по этой трассе к морю путешествуют многие жители центральных городов России. По этой причине в районе небольших поселков на обочинах организованы места торговли различными поделками и местными сувенирами. Как правило, это изделия из меха, древесины и керамики.
На подъезде к Волгограду, в районе поселка Ерзовка, на мосту образовалась нешуточная пробка – машин пятьсот. Какая-то часть двигавшихся в потоке с виду приличных водителей перекрасилась в «обочинщиков».
Наш путь от Саратова до Волгограда проходил вдоль Волги. Временами река была видна с трассы, были и мосты через притоки и заливы. Мы не могли не заинтересоваться возможностью отдыха на берегу. Как оказалось, подобный сервис вне крупных городов развит плохо, практически везде стоимость не соответствует качеству. Зачастую построенные в удаленных от воды дачных массивах усадьбы выдаются за дома отдыха. При этом на фотографиях, размещенных в интернете, удаленность от воды не просматривается. Найти приемлемый, с нашей точки зрения, вариант удалось ближе к Волгограду, на базе отдыха Нобель, где мы и провели несколько дней.
Из достопримечательностей Волгограда (бывший Сталинград) нельзя не отметить памятник «Героям Сталинградской битвы» с его знаменитым монументом «Родина-мать зовет!». Места эти горячо любимы туристами. Кроме прочего, побывали мы и у знаменитого фонтана «Бармалей» на привокзальной площади. Если будете путешествовать в этих краях, обязательно задержитесь в Волгограде на несколько дней – здесь есть множество интересных туристу исторических достопримечательностей, памятных мест.
Из личных наблюдений. На дорогах России мы встретили большое количество автомобилей российских брендов, и это понятно: невысокая стоимость при покупке, большое количество запчастей, доступный сервис. Практически так же часто встречаются автомобили марки «Рено», меньше Kia и Hyundai и гораздо реже «Тойоты» и автомобили немецкого автопрома. При этом зачастую за рулем какой-нибудь уставшей «девятки» или «пятерки» можно увидеть совсем молодую женщину. Такая автомобильная жизнь по доходам непривычна нашему глазу, привыкшему к роскошным кроссоверам на столичных дорогах. Впрочем, новых и дорогих автомобилей становится в разы больше на трассах по мере приближения к курортным городам и областным центрам.
В Волгоградской области и в самом городе имеется большое количество ж/д переездов. Не всегда они оборудованы шлагбаумом и светофором. Здесь следует уделять должное внимание дорожным знакам. Планируя свой маршрут, обязательно принимайте во внимание время, которое вы потратите на ж/д переезды. Интенсивность движения поездов в летнее время очень высокая, и на некоторых переездах вне города приходилось ожидать проезда около получаса.
На выезде из Волгограда в направлении Ростова-на-Дону (трасса А-260) имеется свой долгострой, там частично ограничено движение и организованы объезды. На 22–23-м километре строятся развязки. Ремонт идет вплоть до 28-го километра. Далее идет новая дорога с хорошей разметкой (8 баллов). Впрочем, и новые дороги здесь остаются пыльными и грязными. Виной тому грузовики, возящие грунт и песок из местного карьера. Насыпанное сверх меры и ничем не прикрытое в процессе перевозки частично оказывается на трассе. Здесь можно запросто получить камень в лобовое стекло из-под колес встречного транспорта.
На сороковом километре трассы, в районе населенного пункта Новый Рогачик, расположены магазины, кафе, АЗС и другие объекты придорожного сервиса. Обгоны в этом районе запрещены – дорога изобилует поворотами и экипажами ДПС. Дорога в этом районе хорошая, с редкими наплывами (8 баллов).
От пятидесятого километра качество дороги значительно ухудшается. Местами дорога подлатана, но заплатки по уровню не совпадают с основным полотном, поэтому машину на таких участках частенько «лихорадит». Кроме этого, встречаются и наплывы на асфальте, и накатанная большегрузами колея.
От поворота на Калач-на-Дону идет неплохая дорога. За городом выставлен кордон ДПС. С 93-го километра трассы ведется ремонт, скорость здесь ограничена до 40 километров в час. Далее опять идет ровная дорога, чередующаяся с ремонтными участками, объездами. По этой трассе проходит европейский маршрут Е40, которым доставляются грузы в Россию и Европу. По этой причине как в попутном направлении, так и во встречном мы увидели рекордное за весь наш автопробег количество фур. В условиях такого трафика большегрузов разумным решением автотуриста будет движение со скоростью общего потока.
С 111-го по 122-й километр идет старая дорога неплохого качества с хорошо читаемой разметкой (8 баллов). Вдоль трассы тянутся поля, по которым пылит сельхозтехника. Периодически на нашем пути продолжают встречаться ремонтные участки, на которых для движения транспорта открыта половина дорожного полотна. На таких участках установлены светофоры для регулирования разъезда со встречным транспортом, что, по нашему мнению, весьма удобно.
На 176-м километре трассы открыто движение по новому дорожному полотну хорошего качества (9 баллов). Вдоль обочины растут деревья, много зелени – сказывается благоприятная близость к водоемам. С 219-го километра идет старая подлатанная дорога неплохого качества (7–8 баллов). В районе города Морозовск, за рекой Быстрая, есть заправочные комплексы. На въезде в город и выезде установлены скоростемеры, работает пост ДПС.
В этом месте нам довелось пообщаться с представителями ДПС – на одном из постов нашу машину остановили для проверки документов. Проверяли страховку, техпаспорт и водительское удостоверение. И этот факт в очередной раз доказал, что со страховкой мухлевать не стоит – лучше приобретать легальную страховку на весь период пребывания в Российской Федерации. Кроме этого, следует внимательно относиться к объектам автоматической фиксации нарушений. Как уверили нас сотрудники ДПС, система фиксирует нарушения не только автомобилей с российскими номерами, иностранные граждане также могут получить автоматический штраф. Нас, конечно же, проверили на наличие такого штрафа и, не обнаружив его в системе, без лишних задержек отпустили, пожелав доброго пути.
На 308-м километре, после Белой Калитвы, справа и слева от дороги есть объекты придорожного сервиса: АЗС, магазины, отели. По мере приближения к Ростову-на-Дону дежурных экипажей ДПС на дороге становится больше. С 327-го километра вдоль обочины тянутся ветряные фермы.
За ж/д станцией Лаврово наш путь продолжился через развязку по двухполосной трассе М-4, которая связывает Москву и Новороссийск. Дорога после развязки не очень хорошего качества – последствия высокого трафика большегрузов (7–8 баллов). В этом районе очень плотное движение, начиная с 971-го километра попали в пробку, которая растянулась на десять километров. Причина тому – ремонтные работы.
Проехали поворот на населенный пункт с названием Малая Гнилуша… Если есть малая, значит, где-то есть и большая?
Трасса на этом участке буквально утыкана различными радарами и объектами фото- и видеофиксации. Вдоль трассы часто встречаются временные знаки ограничения скорости, курсируют машины ДПС. С 1006-го километра идет ровная дорога (9 баллов).
Сразу за рекой Аюта работает АЗС «Газпром». За литр АИ-95 здесь просят 50,99 рубля, что на полрубля дешевле, чем в Ростове. С 1025-го километра идет трехполосная дорога, установлены знаки «Магистраль» – скорость движения до 110 км/ч. На обочинах встречаются места отдыха.
По Новочеркасскому шоссе мы въехали в центр города, который встретил нас жаркой погодой и пыльными улицами. Прогулявшись по набережной, осмотрев местные достопримечательности и проведя диагностику автомобиля, мы двинулись дальше.
Продолжение следует.