28 сентября 2020
Репортаж

AUTOMECHANIKA В КАЗАХСТАНЕ

С 1 по 3 марта в Астане в выставочном центре «Корме» проходила Международная выставка запасных частей, автокомпонентов и оборудования для технического обслуживания автомобилей. Мероприятие было организовано при поддержке мирового бренда Automechanika, который на сегодняшний день представлен в 14 странах мира.

Открывая выставку, Михаэль Йоханнес, вице-президент Messe Frankfurt GmbH, бренд-менеджер Automechanika, в приветственном слове сказал, что рассчитывает на то, что выставка будет содействовать росту и обновлению казахстанского парка автомобилей, выходу на рынок новых игроков, привлечению в отрасль инвестиций. Михаэль Йоханнес отметил также, что Казахстан сохраняет большой потенциал роста как для авторитейла, так и для расширения локального производства автокомпонентов.

Вице-министр по инвестициям и развитию РК, Альберт Рау, тоже выразил надежду, что выставка станет ежегодным событием и в конечном итоге поможет преодолеть главное препятствие для выхода отечественного автопрома на более высокий уровень развития – отсутствие в Казахстане компонентного производства.

Форум благих пожеланий

В первый выставочный день состоялся международный автомобильный форум, ключевыми спикерами которого стали представители Ассоциации Европейского Бизнеса, Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers, производители и дистрибьюторы Казахстана и России.

Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса, Андрей Лаврентьев, представил обзор автомобильного рынка РК, рассказал о тенденциях его развития. В своей речи он отметил большую активность производителей из Китая: в выставке участвовало около ста китайских компаний, представлявших автокомплектующие и расходные материалы.

IMG 3774

В 2015 году официальные дилеры нашей страны реализовали 97000 автомобилей. Это на 40% ниже результатов 2014 года. Хотя ВВП Казахстана показал рост, увеличилась доля серого импорта из-за диспаритета российского рубля по отношению к тенге. За четыре месяца из Казахстана было вывезено для покупки автомобилей более 4 млрд долларов.

Ситуацию благоприятно для дилеров изменили решительные действия правительства, которое выставило административные барьеры на ввоз автомобилей серыми дилерами и ввело программу льготного кредитования для продукции местного автопрома.

Самыми востребованными у казахстанцев являются машины в среднем ценовом сегменте от 10 до 15 тыс. долларов, и по прогнозам АКАБ этот сегмент будет наращивать обороты.

К прогнозу продаж на 2016 год в АКАБ подошли осторожно. Ожидается, что совокупно дилеры РК реализуют не менее 70000 автомобилей.

IMG 3793

В сессии форума «Официальный рынок запасных частей в России» в качестве спикера выступила директор агентства Russin Automotive Market Research (НАПИ), Татьяна Арабаджи. Она отметила, что рынки Казахстана и России оказывают влияние друг на друга: в каком-то смысле страны-партнеры конкурируют, и с этим необходимо считаться. Кроме того, Казахстан видится российским производителям в качестве одного из привлекательных рынков, потому что располагает возможностью перемещения товаров в рамках Таможенного союза.

В 2015 году российский автомобильный рынок практически переживал коллапс. Но правительство страны оказывало и оказывает всестороннюю поддержку отрасли, внедряя множество программ развития как на федеральном уровне, так и адресно, по республикам и регионам. Несмотря на это, по мнению спикера, прогноз оптимистичным назвать нельзя, спад продаж продолжится. На максимальные предкризисные показатели 2013 года удастся выйти ближе к 2021 году.

Татьяна Арабаджи подчеркнула, что у России осталось два собственных бренда: «Лада» и «УАЗ». В кризис они сохранили востребованность. Как только рынок восстановится, спрос на иностранные автомобили вырастет вновь.

IMG 3804

Как известно, в Россию пришло несколько зарубежных автозаводов, на которых производятся наиболее популярные модели автомобилей. И сегодня успешнее других продаются именно те марки, которые производятся локально. Их доля в объеме продаж составляет до 75 – 80%. В особых экономических зонах, в Татарстане, например, в Тольятти, в Липецке и так далее работать автопроизводителям и производителям запчастей особенно комфортно.

В заключение доклада Татьяна Арабаджи отметила, что рынок России имеет хороший потенциал для поставщиков на конвейер, поэтому в страну из-за рубежа приходят производители автокомпонентов. Развито сегодня производство шин европейских брендов. Так, Nokian в России производит около 80% от всего объема шин для легковых автомобилей.

Однако, как говорится, не шиной единой… Основным показателем развития автокомпонентной отрасли является производство двигателей. И процесс его локализации в России начался достаточно давно. Заводы открылись в Калуге, где делают моторы для автомобилей «Фольксваген» и «Форд» с уровнем локализации в 45%.

IMG 3856

А вот запросы и возможности потребителей, по данным НАПИ, снизились. Прослеживается явная тенденция отложить обслуживание автомобиля, его ремонт. Наиболее востребованными на рынке являются расходные материалы: шины, детали подвески, масла и фильтры. Рынок этот складывается, конечно, не только из того, что производится, но и из того, что импортируется. В кризис объемы импорта сократились, но импорт в России по объемам по-прежнему преобладает над экспортом. Доля импортного содержания по АвтоВАЗу, например, составляет около 30%. И по этой причине из-за падения курса рубля рост себестоимости продукции АвтоВАЗа достиг 15%.

По-прежнему приходит в Россию много контрафактных товаров из стран Юго-Восточной Азии, и, по мнению Татьяны Арабаджи, это достаточно серьезная угроза для евразийских производителей автокомпонентов.

Еще одной приметой времени она назвала сокращение импорта в Россию из Турции и Украины, объемы которого были до недавних пор достаточно велики. Многие российские предприятия рассматривают этот факт как возможность для себя освоить новые рыночные ниши. На этом фоне также активизировались поставщики из Узбекистана.

IMG 3862

Казахстан тоже может выйти на рынок России, например с газобаллонным оборудованием. Правительством РФ сейчас активно поддерживается развитие газомоторного автотранспорта, и эта ниша среди производителей Таможенного союза пока что остается незанятой.

Присутствовавший на форуме вице-министр по инвестициям и развитию РК, Альберт Рау, в ответ на выступление Татьяны Арабаджи заметил, что Казахстан пока не готов выступать в роли поставщика автокомплектующих для российских заводов. Впрочем, некоторую продукцию мы сегодня уже экспортируем – аккумуляторы талдыкорганского завода.

На форуме широко обсуждались вопросы сертификации производимой продукции, ее омологации, качества и наращивания локализации в отечественном автопроизводстве, вопросы логистики. Выступавшие в частности признали, что сегодня достаточно сложно оценить неофициальный рынок запасных частей в Казахстане, его объемы и качество, понять его структуру, изучить нагрузку на сервисные станции. Но такая работа АКАБ совместно с Министерством по инвестициям и развитию РК уже начата.

IMG 3864

Нельзя сказать, что форум выработал какие-то определенные меры или хотя бы рекомендации, скорее, он стал площадкой для обмена мнениями по широкому кругу вопросов. Особенно ценными из них были два. Первое: прежде чем рассуждать о казахстанском производстве компонентов и запчастей, о привлечении в эту сферу инвестиций, нужно сформировать четкое представление о наших возможностях производства и рынках сбыта. И второе: следует определиться, нужно ли вообще такое остро конкурентное производство нашей стране при наличии широкого ассортимента запчастей из Китая и России.

Выставка импортных достижений

Ожидания от мероприятия были двоякими. Опыт участия в подобных выставках в Астане и Алматы в последние годы подсказывал, что, скорее всего, мы снова увидим подавляющее преимущество гостей из Поднебесной и будем вынуждены констатировать весьма скромное участие наших соотечественников. С другой стороны, нынешняя выставка проходила при поддержке мирового лидера в сфере автомаркета – франкфуртского мэтра и гиганта Automechanika, что давало повод надеяться на соответствующий уровень и масштаб.

Экспозиция Международной выставки запасных частей, автокомпонентов и оборудования для технического обслуживания автомобилей разместилась в двух павильонах, собрав под их сводами 28 экспонентов из Германии, Казахстана, ОАЭ, Польши, России и Турции, около100 фирм из КНДР.

IMG 3866

Центральное место выставки занимали яркие и наиболее посещаемые экспозиции MOTUL и LOTOS.

На стенде MOTUL, в частности, были представлены премиальные масла флагманской линейки 300V и новые продукты серий 8100 Eco-lite, 8100 X-cess и 6100. Ведущие специалисты представительства MOTUL и регионального дистрибьютора этого бренда на территории Казахстана, компании Lans Auto, охотно консультировали гостей выставки по моторным и трансмиссионным маслам, подробно рассказывали о преимуществах каждого продукта и давали компетентные технические рекомендации по обслуживанию транспортных средств.

IMG 3869

Представитель компании Lans Auto, Наталья Соболева, поделилась собственным впечатлением от выставки:

– Расцениваю ее как очень значимое для Казахстана событие. Под брендом Automechanika уже много лет проводятся выставки во Франкфурте, в Шанхае, в Дубае и по всему миру. Благодаря им между производителями автокомпонентов, запчастей и дилерами заключаются взаимовыгодные соглашения, выстраиваются новые партнерские связи. Это инвестиции и интересные проекты…

Сегодняшняя выставка – попытка Казахстана заявить о себе на мировом рынке. И пусть мы знали, что масштаб выставки будет значительно скромнее, чем, например, во Франкфурте, но пропустить первую выставку, проводимую при поддержке бренда Automechanika, никак не могли.

Радует, что выставка предоставила возможность общения «business to business», то есть праздношатающихся зевак практически не было. Нам удалось переговорить с большим числом потенциальных партнеров. Думаю, что и в следующем году мы как группа компаний DAV примем участие в этой выставке.

IMG 3879

На рынке Казахстана группа компаний DAV работает более 16 лет и имеет в портфеле несколько брендов. В числе наиболее популярных – смазочные материалы «LOTOS», «MOTUL» и «LUXOIL», итальянская автокосметика «MA-FRA», масляные, топливные, салонные и воздушные фильтры «UFI» и антифризы «Pilot».

Менеджер российского представительства компании «MOTUL», Алина Кудинова, так отозвалась о динамичном характере мероприятия:

– Буквально с первого часа работы выставки, не прекращаясь, шли переговоры, и мы рады были видеть так много людей, которые заинтересованы в построении бизнеса с MOTUL. Хочется надеяться, что при поддержке правительства Казахстана выставка станет популярной и традиционной, посещаемой и значимой.

IMG 3892

С надеждами на развитие связал перспективы данной выставки и Максим Глазков, представлявший экспозицию польской компании «LOTOS»:

– Думаю, что этот проект, поддержанный всемирно известным брендом Automechanika, будет стремительно развиваться в Казахстане. Представленный на выставке польский бренд «LOTOS» хорошо известен в Европе и уже популярен в среде любителей автоспорта в Казахстане. Титульным рекламным лицом нашего бренда выбран польский спортсмен Каетан Каетанович, многократный победитель раллийных чемпионатов Польши. И этот выбор был сделан неслучайно. Наша компания имеет многолетнюю практику участия в раллийных чемпионатах, где у нас есть возможность на правах технического и рекламного партнера поддерживаемых нами команд проводить тестирование своих продуктов, внедрять новые разработки, которые в последующем используются при производстве гражданских моторных масел.

IMG 3899

Еще одну широко известную в мире марку масел, Mobil, на выставке представлял официальный дистрибьютор бренда в Казахстане – компания «KULAN OIL». Торговый представитель этой компании, Андрей Бессарабов, опыт участия в выставке оценил как весьма полезный, сказав следующее:

– Мы приобрели немало новых знакомств, и это непременно отразится на расширении клиентской базы. Наша компания, кстати, занимается не только смазочными материалами Mobil, мы имеем большой склад запасных частей, поступающих из России, Японии, Америки и Европы. Мы также продаем аккумуляторы Varta. В республике компания «KULAN OIL» представлена 13-ю филиалами.

IMG 3901

В беседе с Андреем Бессарабовым мы поинтересовались, чем характерен сегодняшний день в жизни крупных дилеров автозапчастей.

– Конечно же, преодолением кризисных явлений, – ответил Андрей. – Эти меры заключаются в поиске новых поставщиков. Вот, например, недавно мы стали сотрудничать с украинской компанией, производящей газомоторное оборудование. Кроме того, компания переходит в более доступный для покупателей сегмент. Обновление парка автомобилей повлекло большие продажи расходных материалов, чем запасных частей. Еще один тренд: покупая новый автомобиль, его владелец все меньше доверяет торговцам на базаре, а старается приобрести детали гарантированного качества, обращаясь к официальным представителям брендов.

С широким распространением Интернета потребитель стал более информированным и просвещенным, базарным ловкачам стало сложнее его провести. И те, кто на рынке пользовался недобросовестными методами, уходят или пересматривают свой подход к торговле.

IMG 3902

Еще одним рецептом преодоления кризиса поделилась Юлия Летуновская, менеджер компании «СОБЕК-Сервис»:

– Мы занимаемся реализацией широкого спектра продукции, включающего оборудование, инструменты и расходные материалы для СТО, шиноремонтных мастерских и автомоечных комплексов, производственную металлическую мебель и моющие средства. Все – от ведущих европейских производителей. Выигрываем в силу многовекторности и универсальности нашего бизнеса. Если одно из направлений в кризисные времена может отставать, то остальные непременно компенсируют это отставание.

И, конечно, помогают нашему бизнесу собственные интеллектуальные разработки. На выставке мы представили произведенные компанией «СОБЕК-Сервис» электрогидравлические прессы и дископравные станки. Устойчивый неподдельный интерес у посетителей выставки вызвало приспособление для мойки днища автомобиля, которое тоже является нашей разработкой.

Вниманием выставочные экспонаты «СОБЕК-Сервис» действительно не были обделены. В течение трех дней технический директор компании проводил консультации на стенде компьютерной геометрии. Кроме этого, на стенде компании вживую демонстрировалась работа подъемников и автоматизированного шиномонтажного оборудования.

IMG 3914

Отдельно стоит сказать об участии в выставке казахстанского производителя – талдыкорганского завода «Кайнар — АКБ», производящего аккумуляторы с 1975 года. Директор филиала «Кайнар — АКБ» в Астане, Жанар Еспаева, кратко рассказала нам о буднях этого предприятия:

– Завод модернизирован, сегодня он работает на новейшем импортном оборудовании и выпускает 21 наименование продукции: от аккумуляторов для легковых автомобилей до батарей для тяжелых грузовиков. Вся линейка делится на три группы: «премиум класс», «стандарт» и «эконом».

Дилерская сеть завода охватывает все города Казахстана. Продукция также поставляется в Азербайджан, Беларусь, Китай, Кыргызстан, ОАЭ, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Недавно завод получил право устанавливать батареи на корейские и японские легковые автомобили. Это необслуживаемые аккумуляторы с высокими клеммами.

В прошлом году на заводе «Кайнар — АКБ» был запущен единственный в стране цех по утилизации аккумуляторов.

IMG 3917

Вот так, одарив всех пожеланиями, надеждами, мечтами и добрыми намерениями, прошла Международная выставка запасных частей, автокомпонентов и оборудования для технического обслуживания автомобилей. Это знаковое мероприятие продемонстрировало интерес крупнейшего мирового выставочного бренда к нашей стране. И копилка наших надежд со звоном пополнилась ожиданием поддержки от Automechanika в следующем году.

Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал: www.a-master.kz

Похожие материалы

MIMS Automechanika 2019

admin

Первая шинная выставка

admin

Белый ад – приятные впечатления и полезные знания

admin

Оставить комментарий