19 марта 2024
Репортаж

Алматы – Алаколь2022

Шел третий месяц лета. Мы продолжали колесить по дорогам Казахстана, тестируя установленные на редакционный автомобиль резино-металлические детали подвески от SWAG. Воскресные «покатушки» по пригороду и достопримечательностям Алматинской области мы оставим за кадром. Поделимся впечатлениями от нашей поездки на Алаколь, которую совместили с посещением озера Балхаш.

По традиции качество дорог мы оценивали в баллах, где 0 – это направление без грунта, а 10 – современный освещенный многополосный автобан.

Из Алматы мы выехали ранним утром. Заблаговременно уложенный багаж и заправленный автомобиль позволили сэкономить уйму времени. От Алматы до Конаева (бывш. Капшагай) идет хорошая дорога (автодорога А-3) с асфальтобетонным покрытием. Ездить по ней летом – одно удовольствие. Дорога современная, с четкой разметкой, широкими полосами и отбойником, установленным на разделительной линии. Участок от Алматы до Капшагая мы оценили в 9 баллов. По обочинам дороги в районе крупных населенных пунктов размещен сервис: АЗС, СТО и объекты общепита.

Трасса Алматы — Талдыкорган

Участок от Алматы до Конаева – платный. Не так давно платным сделали и участок автодороги от Конаева до Талдыкоргана. Оплата производится при возвращении в город Алматы этим же маршрутом. При этом система автоматически высчитывает размер сбора, сопоставляя данные с камер фиксации на контрольных точках платных участков между городами Алматы, Конаев и Талдыкорган. За движение по платному участку на внедорожнике мы заплатили около 800 тенге в оба конца.

До Конаева добрались очень быстро, еще в предрассветных сумерках. Расцвеченные фонарями и световыми вывесками фасады местных игорных заведений смотрятся особенно красиво на фоне предрассветного неба – маленький Лас-Вегас. Старые участки дорожного полотна здесь встречаются не редко. Местами есть заплатки, но перепад уровня асфальта для уверенной езды не критичен. В районе города скорость ограничена, есть пешеходные переходы и курсируют экипажи полиции. Через Капшагайскую плотину по-прежнему идет не очень качественная дорога. Стационарный пост на момент нашего пересечения не функционировал.

Далее до Сарыозека идет дорога разного качества (8 баллов), местами нет дорожной разметки, иногда встречаются «качели»: колея около 15 сантиметров и провалы грунта по обочине глубиной 20–30 сантиметров и около полуметра в диаметре. Такие дыры мы встречали между 218-м и 220-м километром трассы. Наезд на такую яму на скорости гарантированно лишит автомобиль управляемости. Избежать таких последствий будет проще при соблюдении скоростного режима. Двигаться все время в левой крайней полосе запрещено, хотя на указанной трассе именно эта полоса не имеет выбоин и наплывов. Напомним выдержку из ПДД, п. 9.4: «Вне населенных пунктов занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота». Поэтому рекомендуем придерживаться левого края, двигаясь в правой полосе, – так многие наплывы останутся для подвески не замеченными.

Трасса Алматы — Талдыкорган

Кстати, о подвеске. Наш редакционный автомобиль при техническом обслуживании в этом году помимо смены фильтров, трансмиссионной и охлаждающей жидкостей febi получил новые резино-металлические детали подвески от SWAG, что положительно сказалось на управляемости и курсовой устойчивости автомобиля. Новые стабилизаторы поперечной устойчивости, сайлент-блоки и рычаги подвески изолируют вибрации от дороги, уменьшают крены и раскачку кузова, позволяя наслаждаться управлением машиной даже на некачественной дороге. Напомним, SWAG предлагает комплексное решение по обслуживанию подвески автомобилей немецкого автопрома. Эти запчасти по параметрам и качеству идентичны оригинальным запчастям, использованным при сборке автомобиля.

От Капшагая до Талдыкоргана мы наблюдали большое количество скота, пасущегося вдоль трассы. На этих участках следует снижать скорость и не забывать о непредсказуемом поведении животных на дороге.

АЗС за Талдыкорганом

От Капшагая до Талдыкоргана мы проехали несколько участков дороги, проложенной в холмистой местности. На затяжных подъемах, где ограничена скорость и запрещен обгон, встречаются тихоходы-фуры, а по окончании подъемов – экипажи полиции. Очевидно, простое совпадение. На подъемах установлен металлический отбойник на разделительной линии, а по обочине местами встречаются водоотводные каналы. На холмах местами осыпается грунт. Сотовая связь в холмистой местности работает не всегда.

Удобно на этой трассе организованы съезды (места отдыха) и разрывы на разделительной линии для совершения разворота. Съезды оборудованы мусорными контейнерами, беседкой, эстакадой и туалетом. Кроме прочего, положительно мы оценили и качество дорожных вывесок и указателей.

Первую заправку на участке от Капшагая до Талдыкоргана мы встретили на въезде в село Балпык би. За селом по трассе следует пара небольших населенных пунктов со светофорами и знаками ограничения скорости. Здесь и далее по трассе вплоть до Талдыкоргана наблюдается плохое качество дороги (6 баллов). Ближе к девяти утра мы въехали в Талдыкорган.

Основная трасса огибает город с юга и далее с восточной стороны. На выезде из города расположен большой заправочный комплекс Royal Petrol, который пользуется большой популярностью у автомобилистов. Здесь помимо топлива различных марок также можно приобрести напитки и продукты питания, воспользоваться туалетной комнатой (платно).

Далее идет дорога неплохого качества с четкой разметкой. По обочине много зелени и скота. Встречаются и муляжи животных. За авиабазой, расположенной за Талдыкорганом, идет строительство дорожного сегмента, организован объезд. Далее идет новая ровная дорога, движение открыто по одной ее половине. Встречаются временные знаки ограничения скорости, а на подъемах – знаки, запрещающие обгон. По краю дорожного полотна много щебня и песка. Значительный перепад уровня асфальта наблюдается при проезде мостов – здесь заблаговременно следует снижать скорость.

В районе поворота на село Капал много пыли и гравия, здесь строится мост и развязка. По обочинам установлено много знаков ограничения скорости, дежурит полиция.

Перед населенным пунктом Кызылагаш идет строительство дороги

Далее основная трасса уходит вправо от строящейся развязки на село Матай и тянется вдоль зеленых холмов. Если на развязке придерживаться прямого направления, то, минуя поселки Колтабан и Матай, можно приехать к побережью озера Балхаш в районе поселка Лепсы. Наш путь продолжился по автодороге А-3. В этом районе вдоль дороги наблюдается большое количество зеленых насаждений. От строящейся развязки идет старая двухполосная дорога (6 баллов). На обочинах идет подготовка к расширению дорожного полотна, работает строительная техника.

Перед населенным пунктом Кызылагаш идет строительство дороги, организован гравийный объезд, который постоянно орошается поливальными машинами. В результате пыльная гравийная дорога раскисла и превратилась в череду грязевых луж, в которые проезжающий транспорт погружается с большой неохотой.

После гравийного объезда идет неплохая дорога (7 баллов). Далее ее качество время от времени ухудшается (6 баллов): на дороге встречается колея, поперечные наплывы и ямы. Местами трасса идет через холмистую местность, где ввиду ограниченной видимости обгон следует производить заблаговременно.

Здесь также установлены временные знаки ограничения скорости и наблюдается большое количество пасущегося вдоль обочины скота.

Гравийный объезд организован и в районе населенного пункта Сагабуйен. Действуют знаки ограничения скорости. Сразу за населенным пунктом строится большой мост через реку Биен. Здесь дорога также проходит через грязный и пыльный гравийный участок (2 балла), по которому можно двигаться не более 15–20 километров в час. Далее идет дорога неплохого качества вплоть до поселка Жансугуров (7 баллов). Обочина здесь значительно ниже уровня дороги. В поселке есть АЗС, но подъехать к ней с трассы невозможно – нужно заезжать в поселок. За поселком идет плохая пыльная дорога, которая проходит через поселок Таусамалы (2 балла). За населенным пунктом идет новая дорога (8 баллов). Следует быть внимательным на стыках старой и новой дорог: уровень дорожного полотна отличается значительно.

В районе поворота на аул Тарас автомобилисты вынуждены объезжать большие кучи грунта на дороге

Примерно от поворота на село Енбек новая дорога чередуется с гравийными участками (2 балла). Работает дорожная техника. В районе поворота на аул Тарас и далее 15–17 километров идет плохой участок. Здесь дорожные строители вывалили по центру дороги кучи гравия, которые автомобили объезжают как могут, растаскивая их колесами по дорожному полотну. Регулировкой движения на этом участке не занимается никто – в местах сужения проезжей части водители пропускают друг друга поочередно (1 балл).

В районе поворота на аул Тарас строительная техника продолжает укладывать дорожное полотно во время движения транспорта

После поворота на Саркан идет неплохая двухполосная дорога (8 баллов). Разметка есть не везде, обочина временами значительно ниже дорожного полотна. В районе реки Саркан встретили дежурящий на обочине экипаж полиции. Такой же экипаж наблюдал за тихоходами в конце затяжного подъема на 452-м километре трассы. Далее тянется ровная дорога, прерывающаяся в районе мостов через местные речушки поперечными швами со значительным перепадом. Рекомендуем всегда снижать скорость на этих участках. Заправок на нашем пути не встречали.

Хорошая дорога идет до аула Койлык, вокруг которого организован объезд по старой дороге (4 балла). В самом населенном пункте асфальт снят, накатана грунтовая дорога (2 балла). Здесь расположено большое количество мелких магазинов, есть СТО.

От поселка Кольбай до поселка Кобанбай идет гравийная дорога ужасного качества

За Койлыком до поворота на Карабогет идет плохая дорога без разметки (4 балла), ехать по ней можно не более 60 км/ч. На дороге встречаются ямы и значительные наплывы асфальта. Далее идет строительство дороги и моста через реку Лепсы. Здесь накатан гравийный объезд (2 балла). Дальше километров пять идет дорога хорошего качества (8 баллов), которая временами сменяется гравийными участками и сегментами со строящимися мостами.

В районе поселка Кольбай дорога А-3 уходит вправо. Сразу за развилкой проходит гравийный участок объезда – активно строится дорога через населенный пункт и развязка, работают поливальные машины.

Памятник Кабанбай батыру

От поселка Кольбай до поселка Кабанбай идет гравийная дорога ужасного качества (1 балл), вдоль которой строится новое дорожное полотно. Наша средняя скорость движения по маршруту здесь была значительно ниже той, которую рассчитал навигатор «Яндекс». По плохо укатанному гравию и холмам ехать быстрее 10–15 километров в час не получается: большие ямы на дороге. На обочине встречали много автомобилей с пробитыми колесами – виной тому острые камни, торчащие по центру дороги. На гравийные участки затрачивается очень много времени и сил. Временами на этом участке встречаются небольшие сегменты новой дороги, открытые для движения.

В районе развязки идет активное строительство дороги, накатаны гравийные объезды, пыльно

В процессе поездки на Алаколь мы обратили внимание на то, что навигатор «Яндекс» достаточно точно оценивал качество дорожного полотна: зеленым цветом отмечалась нормальная дорога, желтым – грунт и объездные участки и серым – жесткое бездорожье.

В районе населенного пункта Кабанбай также проходит строительство дороги и развязки – движение осуществляется по грунту и старой дороге (4 балла). За населенным пунктом есть АЗС Qazaq Oil, где заправиться можно, воспользоваться туалетной комнатой – нет. Это извечная проблема и репутационные потери казахстанских брендовых АЗС, расположенных вне крупных городов.

Далее до развязки, ведущей к Усть-Каменогорску (автодорога А-3) и Алаколю (автодорога А-7), идет неплохая дорога (8 баллов). Местами разметки нет. По обочине много глины и песка. Съезжать на такую обочину в дождь крайне не рекомендуется: можно и не выбраться самостоятельно.

В районе развязки идет активное строительство дороги, накатаны гравийные объезды, пыльно. До пересечения развязки есть несколько АЗС. В этом месте мы заметили большое количество машин полиции – как в потоке, так и дежурящих на обочине.

Наш маршрут продолжился по трассе А-7. Сразу за кольцом идет участок старой дороги протяженностью 4–5 километров (4 балла). Обочина неровная, на асфальте ямы и наплывы, много мусора. Далее идет новая дорога, которая тянется через населенный пункт Ушарал. В районе Ушарала установлено дорожное освещение (10 баллов), в самом населенном пункте есть СТО и АЗС, имеются продуктовые магазины.

Дорога за Коктумой

Такая же хорошая трасса (9 баллов), но без дорожных фонарей и временами без разметки тянется вплоть до нашего места прибытия – поворота на поселок Коктума. Этому поселку предшествует поселок Акши, в котором имеются базы отдыха и объекты общепита. Справа по пути нашего следования тянутся зеленые холмы, слева можно наблюдать на горизонте водную гладь Алаколя. За речкой Жаманты строится большой мост, организован гравийный объезд.

Берег Алаколя

Добравшись до поворота на поселок Коктума, мы съехали с хорошей трассы на старую дорогу, которая ведет к поселку. В Коктуме тоже расположено большое количество баз отдыха и просто частных владений, предлагающих гостиничные услуги. Напротив поселка организован пляж, где в течение всей недели, которую мы гостили на побережье Алаколя, наблюдалось большое количество людей. Здесь работают водные аттракционы.

Убежав от городской суеты, погружаться в поселковую мы не захотели и, не въезжая в Коктуму, свернули вправо, отправившись вдоль побережья по грунтовой дороге искать тихое место для нашего кемпинга. На пути мы неоднократно встречали съезды к берегу, на которых местные предприниматели установили шлагбаумы и собирали дань с проезжающих. Законно ли это – судить не беремся. Проехав чуть дальше таких съездов вдоль берега, мы нашли для себя площадку с удобным спуском к воде. В этом месте берег как бы поделен на участки, на которых останавливаются приезжие туристы, отдавшие предпочтение отдыху дикарями. Часто встречаются автомобили с номерами южных регионов, Алматы и Алматинской области.

Наш отдых на Алаколе, купание в теплой и соленой воде, вкусный плов, приготовленный на дровах, и нерезультативную рыбалку с берега мы оставим за кадром. Скажем лишь о том, что ни на минуту не пожалели о потраченном на дорогу времени. Негативный осадок оставил лишь мусор, который в большом количестве мы наблюдали вдоль всей береговой линии Алаколя.

Лепсы

Дорога в районе села Кызылкайын по направлению от аула Кольбай к поселку Лепсы

Проведя на побережье несколько дней, мы отправились в обратный путь тем же маршрутом. Но алакольская рыбалка вхолостую не давала покоя. После изучения карты было решено посетить озеро Балхаш со стороны поселка Лепсы, где мы намеревались взять реванш. Благо отклоняться от маршрута в Алматы нам пришлось незначительно.

Дорога среди холмов к поселку Лепсы

Добравшись до аула Кольбай по трассе А-3, мы свернули вправо к аулу Кызылкайын. Дорога здесь очень плохого качества, с наплывами и колеей высотой около 20 сантиметров (3 балла). Такой участок тянется пару десятков километров от трассы А-3. Затем идет старая, но отремонтированная двухполосная дорога (5–6 баллов). Местами она проходит в холмистой местности, где видимость значительно ограничена, как и скорость.

Таким неспешным ходом мы добрались до поселка Лепсы. Пополнив запасы воды и провизии в магазине «Достар», мы отправились к побережью. От Лепсов идет участок новой дороги, с которого мы съехали сразу за железнодорожным переездом. Далее к берегу идет гравийный участок, ведущий к развилке, от которой ведут три пути: прямо – к расположенным на побережье пансионатам и базам отдыха, направо и налево – базы отдыха попроще, за которыми начинаются «дикие участки». Для наших целей нам потребовалось найти тихое место, пригодное для купания и рыбалки. Что мы и сделали, свернув на развилке налево и проехав по гравийному участку пару десятков километров. Как только закончились примыкающие к строящейся дороге съезды к пансионатам и базам отдыха, обозначенным вывесками, мы свернули к берегу и по укатанной песчаной дороге добрались до дикого берега.

Берег неспокойного Балхаша

Отдых на Балхаше нельзя сравнить с отдыхом на Алаколе – здесь более экстремальные условия: внезапные порывы ветра и дождь, а в отсутствие ветра – мошка и комары. Но и рыбалка в отличие от Алаколя здесь более результативная. Проведя сутки на побережье Балхаша, изрядно покормив комаров, мы отправились в Алматы.

Дорога от Лепсов до населенного пункта Матай

Возвращались другим путем – через поселок Матай. Сказать, что первые 70 километров дороги от Лепсов по этому маршруту перечеркивают все положительные эмоции, полученные на побережье Балхаша, – не сказать ничего. Дороги здесь просто нет, есть направление. Временами на месте строительства новой дороги уложен грунт с торчащими из-под земли огромными валунами и острыми кусками скальной породы, о которые можно запросто порезать шины. На некоторых участках вдоль строящейся дороги тянутся объезды с таким же гравийным покрытием и совсем редко – со старым асфальтом. На участок от Лепсов до села Колтабан у нас ушло около двух часов.

Вернувшись на привычную трассу А-3, мы продолжили движение по нашему маршруту в Алматы.

Такие остановочные комплексы и туалеты установлены на новом участке трассы недалеко от населенного пункта Колтабан

Подводя итог, можно отметить, что наше автопутешествие на Алаколь прошло в штатном режиме, без особых приключений. Дороги здесь постоянно меняются, идет их активное строительство. Особо плохими в 2022 году можно назвать участки дороги от аула Кольбай до аула Кабанбай (трасса А-3) и от Лепсов до села Колтабан.

Желаем вам хороших дорог и отличного настроения!

Похожие материалы

Выставка запчастей, оборудования и компонентов

admin

Выставка с широкой географией

admin

О прошедшей выставке «ИНТЕРАВТО»

admin