На страницах нашего журнала мы неоднократно рассказывали о российском производстве компании Nokian Tyres. Этой зимой в редакцию на тест попали шипованные шины Nordman 5, произведенные во Всеволожске. В начале осени шины были установлены на нашу редакционную «Лада Гранта» и теперь мы готовы поделиться с читателями своими наблюдениями.
Современные автомобили разительно отличаются от своих предшественников. Это касается и дизайна, и сложных технических решений. Регулярно автогиганты выдают новинки, обновляют предыдущие модели, и с каждой запущенной в серию инновацией автомобиль становится все сложнее и дороже. При этом в развитых странах к автомобилям предъявляются повышенные требования, касающиеся безопасности и экологичности. В этих условиях шинные производители также вынуждены работать интенсивно, делать шины легче, прочнее и экономичнее.
Практически каждый год инженеры Nokian Tyres представляют на рынке новые разработки и материалы, которые в последующем используются при обновлении модельного ряда. Его флагманом в зимнем сегменте традиционно считаются шины Hakkapeliitta – первые зимние шины, разработанные для сложных условий эксплуатации. Под понятием «сложные» инженеры концерна подразумевают неустойчивый климат и дороги с различным покрытием: от голого асфальта, снега и шуги до ледяного наста.
С момента своего появления Hakkapeliitta прочно удерживает пальму первенства на сравнительных тестах зимних шин, проводимых независимыми СМИ. И в этом году компания Nokian Tyres представила уже восьмое поколение, которое получило самые современные разработки, актуальные для премиального сегмента (см. Pitstop №10-2014).
А что же происходит с устаревающими поколениями шин, в разработку которых концерн вкладывал в свое время немалые средства? Ответом на этот вопрос как раз и является шипованная шина Nordman 5 – новинка, представленная компанией в этом году в среднем ценовом сегменте.
Шина унаследовала технические решения, знакомые потребителям по легендарной Hakkapeliitta 5 (HKPL5). Это и многослойный протектор с усиленными боковыми частями, и особая технология шипования, которая, кстати, выполняется ввиду сложности процесса только в заводских условиях. Кроме прочего, в состав резиновой смеси протектора шины включен натуральный каучук и силика, позволяющие сохранять резине одновременно и эластичность при минусовых температурах, и износостойкость при плюсе.
Пятое поколение Nordman получило обновленный состав резиновой смеси и направленный рисунок протектора от HKPL5. Протектор выполнен из нескольких слоев различной по жесткости резины. В месте посадки шипа использована более жесткая смесь для наиболее прочного крепления его основания. Шип получил новую конструкцию и расположение в соответствии с новыми требованиями Евросоюза. Его округлая сердцевина выполнена из твердого сплава, а якорное основание – из прочного алюминия.
Проехав на тестируемых шинах в зимний сезон порядка 5000 километров, мы потеряли всего пару шипов с передней оси, несмотря на то что большую часть теста приходилось ездить по чистым асфальтовым дорогам. При перемещении на обледенелых участках шип прочно цеплялся за поверхность, и торможение и разгон были стабильными и прогнозируемыми. Правда, перед началом теста мы, как и положено, «обкатали» новые шипы. Специалисты Nokian рекомендуют делать это после установки шин и первые 400 – 500 километров избегать перегрузок и резкого торможения. После обкатки шип «садится» на свое место и вытащить его из протектора становится практически невозможным.
Шина шумная, и к цоканью шипов о сухой асфальт первое время пришлось привыкать. После обкатки шум значительно уменьшился, а на втором месяце эксплуатации мы про него забыли.
Этой зимой алматинская погода порадовала снегом и отличными условиями для теста, сложившимися благодаря бездействию городских коммунальных служб. Протектор тестовых шин отлично справляется с шугой и снегом, и оттормаживается машина прогнозируемо и стабильно. Канавки протектора практически полностью высвобождаются под действием центробежных сил, и протектор остается чистым независимо от погоды. В его центральной части расположено усиленное сплошное ребро и сдвоенные блоки шашек, что сделало управление более информативным на сухой поверхности.
Для лучшей «рулежки» на снегу и шуге плечо протектора выполнено открытым, и в боковых шашках прорезаны дополнительные грани, цепляющиеся за поверхность при поворотах колеса. Протектор испещрен ламелями, нарезанными под различным углом таким образом, чтобы во время движения часть из них всегда находилась перпендикулярно траектории движения – а это и стабильное торможение, и хорошие сцепные свойства протектора при разгоне и маневрировании.
Стоит также отметить и технологию «Медвежий коготь», которую шина унаследовала от своего «предка» из премиального сегмента. Для более стабильной работы шипа и снижения вибрации разработчики оснастили блоки протектора, где он установлен, специальным заступом с острой кромкой. В момент торможения кромка позволяет создать напряжение в месте посадки шипа и удержать его вертикально по отношению к дорожному полотну. Это значительно снижает вибрацию и улучшает сцепные характеристики шипов.
Положительно мы отметили и информационные участки покрышки. В боковой ее части владелец может ставить отметки о расположении на передней или задней оси, данные о давлении. На поверхности протектора имеется индикация износа, в виде прорезанных на разную глубину цифр. После истирания цифры 4 эксплуатировать шину с учетом наших новых правил запрещено.
Современный автовладелец стал требователен к качеству шин. Причем требования автомобилистов в одной стране могут разительно отличаться от требований в другой стране или даже регионе. К примеру, в тех странах, где топливо стоит дорого и законодательством регламентирован срок «жизни» покрышки, главным аргументом для покупателя, помимо стоимости, будут сцепные характеристики шины и ее низкое сопротивление качению, которое напрямую влияет на расход топлива и экологию. Для нас же экологичность – это условный аргумент в пользу выбора шины. Главное – износостойкость и цена. И с этим не поспоришь. Если в той же Германии среднестатистический владелец меняет шину в среднем один раз за два сезона, то наши водители умудряются «выжать» из нее все пять. При этом на уже «облысевшем» зимнем протекторе некоторые индивидуумы раньше откатывали еще и пару летних сезонов. Впрочем, с принятием новых законов и в нашей стране теперь регламентировано использование шин по сезону и оговорена остаточная глубина протектора, с которой шина допускается к эксплуатации.
Что же до протестированной шины, то, судя по ее состоянию и остаточной глубине протектора на момент написания этой статьи, шина прослужит еще минимум четыре зимних сезона, не теряя своих технических характеристик. Если переложить этот срок на первоначальную стоимость (примерно 14500 тг за баллон 175/65 R14 в магазине у официального представителя), то выходит, что в год мы потратили на качественные зимние шины европейского бренда всего 11000 – 12000 тенге. Такая стоимость ставит новинку в один ценовой ряд с образцами азиатских производителей. А при такой конкуренции Nordman 5 имеет весомый аргумент в свою пользу – европейское качество и технологии концерна Nokian Tyres.
Текст: Э.Кричевский,
Фотоматериал Pitstop и Nokian Tyres