19 апреля 2024
Персоналии | Хронограф

Как в масле нам не утонуть

IMG 9694

Споры вокруг выбора моторных масел продолжают волновать думающих автолюбителей и механиков, несмотря на то что предмет дискуссий стар как мир… Уточним – как мир моторов. Впрочем, даже в среде профессионалов есть и такие, кто до сих пор убежден, что все масло разливают по красочным упаковкам из одной бочки.

В ситуации, «когда в друзьях согласья нет» и всяк настаивает на своей правоте, самым разумным представляется обратиться к доводам того, кто может высказать на этот счет экспертное мнение. Вот и мы попытались разобраться в вопросе с помощью бренд-менеджера казахстанской компании DAV Сергея Калашникова.

Корр.: Итак, Сергей, нужно ли размышлять или махнуть рукой на эту пресловутую бочку, из которой нам льют во все моторы?

– Думать! И еще как! А историю про моторное масло разных уважаемых брендов, которое якобы разливают из одной бочки, я слышу уже много лет.

Наверное, корень проблемы таится в том, что все масла выглядят приблизительно одинаково. Но мы ведь не подходим с таким мерилом, сравнивая разных людей, которые по формальным признакам тоже одинаковы: две руки, две ноги, одна голова. Только жизни мы все проживаем разные – как по продолжительности, так и по качеству.

Корр.: Разумно. Тогда давайте разбираться. Какими же продуктами сегодня представлен рынок моторных масел?

– Предложения довольно разнообразны. Для легковых автомобилей с ДВС можно насчитать более 15 видов, для дизельных – около десяти. Масла могут предназначаться, например, для моторов с трехкомпонентными катализаторами, с сажевыми фильтрами или с турбонаддувом, для спортивных и высоконагруженных двигателей. Существуют также специальные масла для двигателей на газе, энергосберегающие масла, масла с увеличенным интервалом замены, масла для двигателей, работающих по системе «старт-стоп» и другие. Разработки последних лет даже предлагают масла, учитывающие степень износа двигателя в зависимости от пробега. Существуют продукты для высоких и низких температур, а также масла для тяжелых условий эксплуатации.

Само собой, необходимо понимать, что такие продукты, имеющие специализацию, можно заливать не во всякий мотор.

Корр.: А какое количество брендов присутствует на отечественном рынке?

– Сегодня на рынке нашей страны присутствует около 50 брендов производителей моторных масел, и лишь небольшая их часть имеет исторически сложившуюся репутацию. Но, наверное, сейчас никто не сможет сказать точно, сколько брендов моторного масла есть на рынке Казахстана. Недавно я был на Украине и в России, где в общении с коллегами обратил внимание на то, что им вовсе неизвестны некоторые распространенные у нас бренды, и наоборот. Однако мы сошлись во мнении, что лидером по ассортименту брендов, во всяком случае сейчас, является Беларусь. Предполагаю, что эта ситуация связана с либеральными правилами ввоза базовых масел из зарубежья и регистрации готовых продуктов под каким угодно названием. В Казахстане, кстати, эта практика тоже была, но осталась в прошлом.

Вместе с тем у нас на рынке, да и в мировом бизнесе вообще, много маркетинговых приемов, когда масло позиционируется как немецкое, а разливается по емкостям с германским флагом и соответствующими текстами на этикетке в цехе за углом. Такой продукт может выигрышно выглядеть по цене, но будете ли вы уверены в его качестве?

Корр.: Кстати о цене! Что кардинальным образом влияет на цену масла?

– Цена, во-первых, формируется на основе стоимости базового масла, которое может быть получено, например, из дорогой нефти. Во-вторых, сказывается затратность на процессы технологической обработки. Недешевым будет и синтетический продукт, произведенный на основе синтетических базовых жидкостей, которые имеют высокие стабильные свойства.

В-третьих, сказывается на цене и наличие в масле специальных присадок, набор которых у большинства производителей схож, хотя все зависит от соотношения и качества компонентов, позволяющих минимизировать отложения на поршневых кольцах и сократить износ двигателя.

Производством присадок для моторных масел в мире занимаются лишь несколько известных компаний. Ходовые же испытания готовых масел составляют иногда до миллиона километров. Проверка, в том числе сравнительная, аналогичных продуктов осуществляется производителями моторных масел и на стендах. Изучаются степень и характер износа деталей двигателя, толщина отложений, состав и количество выбросов и другие параметры.

В стоимость смазочных материалов заложены в числе прочего инновационные разработки, труд ученых-химиков, экспертов, испытателей и даже спортсменов, которые подтверждают эффективность моторного масла своими достижениями.

В моторном масле гоночных болидов, кстати, можно насчитать до двух десятков уникальных компонентов, причем «собирают» их со всего мира.

Корр.: Чего больше потребляет наш рынок – премиального масла или недорогого?

– Примерно одинаковое количество того и другого. Если говорить о конкретном бренде, то продажи такого премиального продукта, как масла Motul, в прошлом году выросли, несмотря на то что год был достаточно сложный. Отчасти, наверное, это можно объяснить более бережным отношением автолюбителей к имеющимся транспортным средствам на фоне отложенного желания приобрести новый автомобиль.

Корр.: Ситуация с ассортиментом продукции в сегменте моторных масел в мегаполисах нашей страны наверняка отличается от положения в периферийных маленьких городках и поселках?

– Разумеется. В отдаленных от Алматы или Астаны небольших городках покупатель меньше всего обращает внимание на звучное имя. Не каждый, понятно, и в большом городе задумывается о стоимости мотор-часа. А ведь подсчеты наглядно говорят нам о том, что при должном обслуживании этот час может стоить для рамного внедорожника так же, как и для малолитражного автомобиля, находящегося в руках нерадивого хозяина. Все выглядит именно так потому, что, стараясь сэкономить на, казалось бы, несущественных моментах, автовладелец затем сталкивается с расходами на ремонт или замену тех деталей, ресурс которых был исчерпан досрочно.

Покупают на периферии по понятным причинам то, что дешевле. Не вдается этот покупатель в технические тонкости. Некоторые рассматривают моторное масло просто в двух категориях – летнее и зимнее. Да и выбор там зачастую невелик.

Корр.: А почему бы производителям масел не пойти по пути унификации продукта – не разработать универсальное масло, условно говоря, на все случаи жизни и для любых моделей автомобилей, чтобы облегчить потребителю выбор?

– Любой производитель чего бы то ни было стремится иметь как можно более широкий ассортимент, и связано это с желанием удовлетворить как можно большее число запросов. А вот здесь уже выступает на сцену главное лицо – автопроизводитель, ведь это именно он дает техническое задание, определяя, какое масло должно работать в его двигателе. Ну а сколько существует сейчас этих самых двигателей и насколько они разнообразны по техническому устройству и предназначению, вы знаете не хуже меня. Так что тенденция заключается как раз в обратном – в углублении специализации масел и расширении линеек.

В нашей стране пока не сформировалась культура потребления смазочных материалов. Автолюбители часто реагируют только на тревожный сигнал, загорающийся на приборной панели. И даже не все профессиональные механики осознают важность правильного подбора продукта. Большая часть потребителей продолжает ориентироваться на цену. Есть те, кого можно склонить к приобретению масла «с громким именем», и лишь немногие точно знают, что им требуется и почему. При этом по-прежнему высоко влияние стороннего мнения – человека, успешному опыту которого потенциальный приобретатель доверяет. А ведь мы помним, что двигатели в автомобилях этих двух людей могут нуждаться в совершенно различных смазочных материалах.

Случается и так, что по совету знакомых приобретают дорогое «спортивное» масло, которое вдруг не проявляет себя должным образом в старенькой малолитражке. И у человека возникает ощущение обманутых надежд, он говорит: «Это плохое масло!» А вся проблема заключается в несоответствии предназначения масла характеристикам конкретного двигателя.

Корр.: Значит, просто назвать масло плохим или хорошим – это разговор ни о чем?

– Именно так. Если масло имеет допуск производителя и сертификаты соответствия, то назвать его плохим – просто высказать субъективное мнение.

Корр.: Зато однозначно, что нам приходится заправляться не очень качественным топливом. Масло как-то помогает минимизировать ущерб от этой проблемы?

– Конечно, разработчики, проектируя новые продукты, зачастую заранее ориентируют их на определенные рынки. Поэтому, в частности, учитывают высокосернистое топливо и предлагают масла с минимальной сульфатной зольностью. Такие масла значительно продлевают срок службы катализаторов в выхлопной системе.

Корр.: В Европе наряду с ростом технологичности новых автомобилей прирастает доля «синтетики» в объеме продаваемых масел. Прослеживается ли такая тенденция в Казахстане?

– Да, у нас синтетические смазочные материалы тоже стали применяться в больших объемах, чем, скажем, 3–4 года назад. За это время, как мы знаем, в страну было ввезено большое количество новых автомобилей. Кроме того, официальные дилеры в этот период, за исключением последнего года-полутора, тоже неплохо продавали новые машины. Вся эта техника в течение гарантийного срока обслуживалась только рекомендованными материалами, то есть в большинстве своем синтетикой, да и в постгарантийный период заботливые автолюбители продолжают использовать ее же.

Корр.: В рекламных целях некоторые производители упоминают заманчиво длительные интервалы замены масел. Стоит ли обращать внимание на эти посулы?

– В продажах всегда много маркетинговых уловок и хитростей. Но нужно твердо помнить, что регламент замены масла устанавливает не тот, кто выпустил масло, а автопроизводитель. Предполагается, что производитель той или иной марки и модели автомобиля провел основательные испытания рекомендуемого масла и зафиксировал его оптимальные рабочие параметры.

Я бы посоветовал придерживаться именно его рекомендаций и при выборе больше внимания обращать на техническую сторону дела, то есть искать тот продукт, который соответствует параметрам двигателя и условиям его эксплуатации.

Корр.: Масло нужно не только правильно выбрать, но еще и заменить грамотно. Некоторые современные двигатели в ходе замены требуют подключения электронного сервисного устройства. Много ли у нас в стране ПЗМ, которые технически готовы производить подобные операции?

– Да, услуга эта сейчас довольно востребована, но пунктов, имеющих необходимое оборудование, немного. Это либо авторизованные сервисы производителей, либо фирменные станции техобслуживания именитых автомобильных брендов. Словом, те, кто может себе позволить приобрести и содержать сканер для обнуления сервисных счетчиков и интервалов замены масла.

И даже привычная механическая процедура замены масла, без привлечения электроники, если ее проводить по всем правилам, не выглядит так просто, как кажется на первый взгляд. Ее необходимо проводить в определенной последовательности, которой многие пренебрегают. Сливать масло c картера или проводить его технологическую откачку? Сколько старого масла останется в автомобиле, если неправильно провести замену? От 100 граммов до 0,5 литра. А ведь оно смешается с новым продуктом, «обогатит» его всей той грязью, которая должна быть удалена полностью.

Корр.: Каков минимальный необходимый и достаточный набор инструментов на современном ПЗМ?

– Я бы сказал так: требуется хороший мастер. Как в любом деле, здесь все держится на специалисте и все начинается с него. А уж хороший мастер, поверьте, не станет работать как попало и чем попало.

Корр.: У нас в Казахстане готовят таких специалистов?

– Да, их готовят в колледжах, хотя встречаются и самоучки, которые набирались знаний и опыта, как говорится, по ходу дела. Есть крупные сервисы, на которых организовываются обучающие семинары и тренинги. В результате из новичков, случается, вырастают и такие специалисты, которые по 20 лет работают операторами ПЗМ. Мне лично такие известны. Более того, я знаю случаи, когда мастер переезжал из одного района города в другой, а вместе с ним «переезжала» и его клиентура.

Корр.: Какой ПЗМ работает продуктивнее – мультибрендовый или монобрендовый?

– Наверное, право на существование имеют обе эти формы, хотя правильнее все же, на мой взгляд, предоставить покупателю возможность выбора. Ограничивая ассортимент, сервис лишает себя определенной части покупателей, которые не смогут найти у него то масло, которое рекомендовано для их автомобилей. Вместе с тем существуют производители, в рамках одного своего бренда предоставляющие исчерпывающую линейку продуктов, в которой автолюбители могут найти подходящее масло для любого автомобиля. Для удобства ориентирования в столь обширной среде производитель разбивает ее на группы по странам-автопроизводителям. То есть если у вас французский автомобиль, то вы ищете в одной группе, если немецкий – в другой, если корейский – в третьей и так далее.

Корр.: Сколько моторного масла потребляет наша страна в год?

– По известным мне данным, в Казахстан ежегодно ввозится около 40 млн литров моторного масла.

Корр.: Как утилизируется отработка?

– Начать разговор об этом стоит с того, что по законодательству нашей страны компании, импортирующие масла, платят утилизационный сбор при ввозе этой продукции. Затем на пунктах замены масла отработка накапливается и с регистрацией в специальном журнале сдается соответствующей единой утилизирующей организации. Все происходит примерно так же, как и с вывозом бытового мусора.

Корр.: Как обстоят дела с производством моторного масла в нашей стране?

– Около семи лет его производят в Южном Казахстане. В ассортименте завода есть минеральное, полусинтетическое и синтетическое моторное масло. Есть еще завод масел – в Восточном Казахстане, который тоже производит моторные масла. Их ассортимент значительно уже и сосредоточен в основном на смазочных материалах для промышленной и сельхозтехники. Это производство узконаправленно, оно не ориентировано на обеспечение запросов современных легковых автомобилей.

Корр.: Будет ли расширяться и углубляться производство моторных масел в Казахстане? Есть ли у него перспективы?

– По большому счету, установить блендинговое и разливочное оборудование не так сложно, напечатать этикетки тоже не проблема, но нужно же потом еще и продать продукт, а это уже серьезная задача в сегодняшних конкурентных условиях. Для того чтобы продукт был принят рынком, нашел устойчивую аудиторию покупателей, необходимо как минимум 3–5 лет, это при условии системного обеспечения производства затратными исследовательскими работами, соответствующим оборудованием и специалистами.

Корр.: Спасибо за содержательную беседу.

Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал автора

Похожие материалы

Джорджетто Джуджаро: дизайнер века

admin

Аурелио Лампреди: он знал о двигателях всё

admin

Уильям Таунс: в поисках будущего

admin