Январь стал месяцем, очень богатым на различные мероприятия с оглашением итогов работы казахстанских автодилеров и автопроизводителей. Обзоры, аналитические справки и прогнозы публиковались или озвучивались как отдельными игроками отечественного автомобильного рынка, так и различными ассоциациями.
Материалов на эту тему было так много, что даже профессионально работающие с информацией журналисты в какой-то момент на одной из пресс-конференций были вынуждены задать президенту Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), председателю совета директоров Allur Group Андрею Лаврентьеву вопрос, кому же верить, чьи данные считать наиболее правдивыми. Само собой, ответ был однозначным: доверять стоит лишь данным АКАБ. Так как официальную статистическую информацию по регистрации автотранспортных средств, по словам г-на Лаврентьева, возглавляемая им ассоциация получает напрямую и эксклюзивно. Не сомневаясь в этом, отметим, однако, что цифры регистрации транспорта, конечно, впечатляют больше, чем итоги продаж, но только о чем они говорят?
В АКАБ подсчитали, что за 2016 год официальный автомобильный рынок реализовал 46712 единиц новых автомобилей и коммерческой техники. В то же время Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» привел такие итоги работы авторетейла: в 2016 году официальные дилеры продали 43845 легковых и легких коммерческих автомобилей на сумму $869,9 млн. В 2015 году они, по данным того же источника, продали 94391 единицу, а значит, налицо спад в 53,6%.
В «КазАвтоПром» подсчитали, что в числе приобретений 2016 года превалировали автомобили импортного производства – 32959 (75%), а 10886 покупателей (25%) остановили свой выбор на продукции казахстанских автопроизводителей. Наиболее популярными были машины B-класса, хотя в 2016 году доля D-класса приросла благодаря продажам автомобилей Toyota Camry, Hyundai Sonata, Jac J5, Lifan Cebrium и других моделей. Увеличилась также доля компактных и среднеразмерных внедорожников, среди которых наибольшей популярностью отличались автомобили Renault Duster, Nissan Qashqai, Jac S3 и Lifan X60.
Впервые с 2010 года на официальном рынке продаж первое место заняли автомобили Toyota, которых в нашей стране в 2016 году было продано 9059 единиц. Бренд Lada – на втором месте с результатом продаж 8147 единиц. Впервые в тройку лидеров вошел бренд Renault, машин этой марки в 2016 году было продано 3772 единицы.
Анализ статистических данных продаж и регистрации транспортных средств позволил выявить в 2016 году некоторые тренды, такие, например, как прирост от 2015 года в 2,3 раза доли автомобилей с газобаллонным оборудованием; 20-процентный рост регистрации электромобилей и «гибридов»; увеличение в доле рынка автомобилей казахстанского производства до 40%.
Автопроизводители и официальные дилеры также констатировали развитие программы трейд-ин и стимулирование продаж автомобилей производства РК при запуске программы РОП по утилизации устаревшего автотранспорта.
Однако процессы последних нескольких лет в сфере приобретения автотранспорта продемонстрировали основную тенденцию – четкий переход из сферы рыночных отношений под регулирование административными мерами, когда конкуренция отсекается особыми условиями, сертифицированием или тарифами первичной регистрации, кредитования и утилизации. Ввиду сказанного всем участникам покупок и продаж в этом поле затруднительно строить какие-либо планы или делать прогнозы, ведь «решения сверху» зачастую падают неожиданно, а их действенность превосходит любые рыночные меры и непререкаемой категоричностью легко ломает даже самые хитрые механизмы продаж.