АКЦЕНТ НА УСИЛЕНИИ
В начале этой осени наша редакция взяла на тест шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 9 SUV. Эти шины производятся в Российской Федерации на заводе Nokian Tyres (г. Всеволожск). Предстоящей зимой, при каждодневной эксплуатации редакционного автомобиля, мы намерены провести испытания этой резины, а в начале следующего зимнего сезона опубликовать их результаты.
Пока наш редакционный автомобиль дожидается наступления зимы, мы в подробностях изучили технические свойства тестовых шин, а заодно вспомнили о ключевых инновациях, которые концерн Nokian Tyres несколько лет кряду успешно использует при проектировании зимних шин.
Как и положено шине для внедорожников, Hakkapeliitta 9 SUV получила усиление каркаса и боковин. При этом резиновая смесь боковины, как и на шинах предыдущего поколения (HKPL 8 SUV), включает в себя арамидные волокна – сверхпрочный материал, используемый в аэрокосмической отрасли и при производстве современных бронежилетов. Шина с такой боковиной легко справляется с дорожными ямами и уверенно проходит заводской «бордюрный тест».
Сохранению контура шины, от которого напрямую зависят управляемость и эффективное торможение, способствует специальный брекерный слой, выполненный из стальной ленты. Благодаря этому слою покрышка, как сообщает производитель, имеет лучшую в своем классе устойчивость к проколам и порезам.
Кроме всего прочего, шина получила и новый состав резиновой смеси, в который помимо традиционной силики и рапсового масла включен новый материал – Green Elasto Proof, обеспечивающий резине дополнительную эластичность при минусовых температурах и лучшую износостойкость. Изменилась и конструкция посадочного кольца покрышки. Теперь оно покрыто специальной резиной, уменьшающей вибрации, передаваемые покрышкой ободу колеса.
Протектор шина получила направленный, с асимметричным рисунком и множеством грунтозацепов и усилителей для лучшего перемещения по рыхлому снегу и шуге. Для большей стабильности при управлении и торможении на твердой поверхности блоки протектора, расположенные в плечевой зоне, оснастили дополнительными усилителями, которые наряду с 3D-ламелями позволяют шине при нагрузках сохранять стабильное пятно контакта, а значит, обеспечивать автомобилю курсовую устойчивость, остроту управления и стабильное торможение.
Но главным новшеством этой шины можно назвать способ ее ошиповки. Новая технология шипования подразумевает применение двух видов шипов для боковой и центральной частей протектора. Для более стабильного продольного сцепления, которое обеспечивает устойчивость покрышки при разгоне и торможении, в центральной части протектора используются шипы с граненым сердечником. Для лучшего поперечного сцепления и маневрирования на льду в плечевых зонах протектора расположены шипы со скошенной кромкой основания, и сердечником имеющим большее количество острых граней. Такой шип, по утверждению разработчиков, более оперативно проникает в ледяную корку, обеспечивая тем самым более стабильное сцепление.
Сердечники шипов по-прежнему изготавливаются из прочной стали, а «тело» и «якорь» шипа – из устойчивого к окислению сплава. В месте посадки шипа производитель использует специальную резиновую смесь, позволяющую в процессе прикатки (на начальном этапе эксплуатации шин) добиться максимально плотной посадки шипа в положенное ему место. Кроме этого, мягкий слой резины уменьшает вибрации, возникающие от удара шипа о поверхность дорожного полотна.
Протектор покрышки, как и положено зимним шинам Nokian, оснащен индикатором износа, где цифры показывают остаточную глубину протектора, а снежинка – пригодность шин для эксплуатации на зимних дорогах.
Шина представлена в 51 типоразмере от 16 до 21 дюйма.
Текст: Дмитрий Саблин, фотоматериал Nokian