В конце января в Алматы представители акционерного общества «СК «Коммеск-Өмір» провели пресс-конференцию «Страховой рынок РК – 2017: технологическая перезагрузка и новые вызовы».
На мероприятии, в частности, сообщалось, что в 2016 году страховой рынок республики собрал 357 млрд тенге, превзойдя результат 2015 года на 24%. Доля обязательного страхования ГПО автовладельцев в увеличении объема составляет 47,5 млрд тенге, и по данному направлению рост оценивается в 23%.
Выплаты по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности (ОС ГПО) автовладельцев Казахстана в минувшем году выросли на 25% и в абсолютном исчислении составили 22,7 млрд тенге. Добровольное страхование автотранспорта (АВТОКАСКО) выросло по выплатам гражданам на 19%, сумма составила 6,8 млрд тенге.
Средняя выплата по ОС ГПО в стране в 2016 году составила 338 тыс. тенге, по АВТОКАСКО – 437 тыс. тенге. Для сравнения: показатели по тем же позициям в 2015 году равнялись соответственно 313 тыс. и 357 тыс. тенге.
Наиболее оживленную полемику в 2016 году вызвал вопрос о передаче полномочий в определении размера ущерба от оценочных организаций в ведение страховых компаний. Напомним, интрига здесь заключалась в желании независимых оценщиков получить монопольное право на ключевую роль. Страховщики же, с 22 апреля 2016 года включившиеся в определение размера ущерба по единой методике, утвержденной регулятором, в свою очередь говорили, что в отношениях между автолюбителем и страховщиком третий фигурант не нужен. Довод страховщиков в споре был прост, как розетка, но встряхивал на все 220 V – если поправки в закон пройдут и в дело вклинятся оценщики, то тарифы страхования неизбежно вырастут.
Так или иначе, а в 2017 году нам предстоит встретиться с переменами. В этом году будет введен электронный полис страхования, продолжит развитие онлайн-обслуживание и страховая база данных, которая будет передана новому оператору. Страховых агентов ожидает запрет на участие в госзакупках услуг по страхованию. Кроме того, их станут «прописывать» в договорах страхования и введут принцип «один агент – один страховщик», закрепив агента только за одной страховой компанией.
Пожалуй, это все о технологической перезагрузке. А если говорить о новых вызовах, то для страхователей один из них видится в том, что четверть автовладельцев заключают договоры страхования ОС ГПО не на год, а на 6 месяцев. Получается, что если за эти полгода автовладелец попадает в ДТП, ему выплачивают полноценную страховку, и это показалось страховщикам несправедливым. Они забыли, видимо, о том, что пока автолюбитель не попал в аварию, расчет страхового полиса производится по одним коэффициентам, а после происшествия – по другим. Однако страховщики не стали сильно заморачиваться рыночными инструментами и двинули привычным путем – предложили внести поправки в законодательство.