3 декабря 2020
Мастер-класс

Знания из первых рук

MS 1

В начале ноября в Алматы состоялся технический семинар группы компаний MS Motorservice International, реализующей продукцию под широко известными брендами Kolbenschmidt, Pierburg, TRW Engine Components и BF. Специалисты станций технического обслуживания южной столицы в ходе занятия изучили некоторые особенности устройства и обслуживания систем снабжения воздухом, насосов, поршней, блоков цилиндров двигателей и подшипников скольжения.

Семинар его ведущий – глава технического департамента компании MS Motorservice Владимир Суров – начал с представления концерна Rheinmetall и дивизионов, входящих в его состав. Затем состоялся обзор продуктов Kolbenschmidt, Pierburg, TRW Engine Components и BF.

Группа Motorservice – это организация по сбыту продукции концерна Rheinmetall Automotive, который под брендом Kolbenschmidt производит компоненты более чем для 2000 различных двигателей; под маркой Pierburg выпускает системы подачи топлива и воздуха, водяные, вакуумные и масляные насосы, электроклапаны; бренд TRW Engine Components – это клапаны и компоненты клапанных механизмов; под брендом BF потребителю предлагаются картеры, коленчатые и распределительные валы, маховики, шатуны и головки блоков цилиндров, а также водяные и масляные насосы, масляные радиаторы.

Слушатели также узнали о новых технологиях в производстве этих запчастей и конкурентных преимуществах MS Motorservice International, о защите продукции от подделок.

Владимир Суров подробно рассказал о сопутствующей деятельности группы Motorservice: проведении тренингов и семинаров, индивидуальной поддержке автосервисов и виртуальном обучении специалистов СТО, обучении технических тренеров и выпуске технических пресс-релизов. Все эти меры, несомненно, очень полезны и весьма востребованы, особенно в технически развитых странах, у нас же непрерывное дистанционное образование делает первые шаги.

MS 2

Немалый интерес слушателей вызвала часть сообщения, в которой говорилось о печатных и электронных каталогах. Их компания выпускает регулярно, разделяя по продуктовым группам. Все их можно скачать с сайта в формате PDF.

Ведущий подробно остановился на онлайн-ресурсах для продавцов и механиков, причем рассмотрение некоторых из материалов сайта компании развернулось в подробный диалог, из которого казахстанские мастера почерпнули много полезного и интересного. Например, Владимир Суров разъяснил, как правильно подбирать гильзу цилиндра по ее каталожному номеру, обратил внимание собравшихся на то, что при складировании эта деталь ни в коем случае не должна находиться в горизонтальном положении. Он также напомнил, что после установки гильза цилиндра грубой обработки должна подвергаться сверлению и хонингованию.

Были подробно рассмотрены некоторые практические вопросы. Например, случай появления блестящих участков в верхней части цилиндра – это признак появления твердых отложений масляного нагара на так называемом жировом поясе. Причин же такого явления может быть несколько: «вялый» режим работы двигателя; попадание чрезмерного количества моторного масла в камеру сгорания из-за неисправного турбонагнетателя; недостаточное маслоотделение при вентиляции картера двигателя; неисправные уплотнения стержней клапанов; избыточное давление в картере из-за прорыва газов; использование недопустимых, некачественных или низкосортных моторных масел.

Далее в ходе семинара рассматривались посадочные параметры различного типа гильз, порядок и правила их установки, наиболее частые ошибки, допускаемые в этом процессе. Например, ведущий подчеркнул, что в ходе монтажа гильз с уплотнительными кольцами ни в коем случае недопустимо использование силикона. Излом буртика гильзы происходит из-за несоблюдения предписанных изготовителем двигателя усилий и углов затяжки, неиспользования предписанных уплотнителей, по причине оставления грязи в посадочных зазорах или использования жидких уплотнительных средств. При доработке посадочного места гильзы также нередко допускаются некоторые ошибки – нарушение правильной геометрии опоры буртика или неправильный выступ гильзы.

MS 3

Трещины в гильзах цилиндров могут возникать при небрежном их хранении или установке, а также ввиду гидравлического удара, дефектов опоры буртиков или по причине попадания инородных тел под контактные или уплотнительные поверхности.

Гидравлический удар может возникнуть в двигателе при преодолении автомобилем водной преграды, от попадания воды в неработающий мотор из-за негерметичности головки блока цилиндров или при заполнении цилиндра топливом при неработающем двигателе, если утеряна герметичность впрыскивающих форсунок.

Из-за перекоса цилиндра, неравномерной затяжки болтов головки блока, неровных торцевых поверхностей, слишком свободной или сверхплотной посадки гильзы в цилиндре картера может возникнуть контактная коррозия.

В ходе занятия также рассматривались причины и следствия проявления эффекта кавитации, возникающие при оставлении большого зазора между поршнем и цилиндром, неточной посадке гильзы цилиндра в картере, использовании неправильных уплотнений или охлаждающих жидкостей, недостаточном начальном давлении в системе охлаждения или при нештатной работе водяного насоса.

Владимир Суров представил прибор расточки торца для посадочного буртика гильзы, используемый при ручной подгонке гильз в блоках цилиндров. Аппарат крепится к блоку цилиндров посредством электромагнита и не требует снятия блока с автомобиля. Полезным в работе механиков наверняка будет и монтажный набор для поршневых колец, выпускаемый компанией MS Motorservice. Он содержит щипцы для установки колец, натяжные ленты и щуп. Набор может быть использован в ремонте как легкового, так и грузового транспорта. Еще один из полезных приборов – измерительный мост из анодированного алюминия для индикаторов часового типа (винтовой зажим) – используется для точного замера выступов поршней и гильз.

MS 4

В следующей части семинара слушатели рассмотрели особенности дизайна и монтажа поршней бензиновых и дизельных двигателей, ознакомились с их фирменной маркировкой. Эта часть беседы была особенно интересна рассмотрением температурных зон работающего поршня, так как перепады нагрева на его разных частях колеблются в пределах 200 градусов Цельсия, от 140 до 360. Исходя из этого, ведущий пояснил некоторые особенности физики рабочего процесса и перешел к демонстрации точек измерения на поршне, правилам его замера. После этого на нескольких примерах изучались различные типы поршневых каналов охлаждения, правила подготовки к работе поршней, бывших в употреблении, проверка кольцевых канавок на износ и случаи ремонта двигателей с блоками цилиндров без гильз. Особое внимание ведущий обратил на то, что различные автопроизводители используют разные символы и места их нанесения для обозначения направления установки поршней, особенно изощренно это выглядит у французских автоконцернов. Еще один момент, на который всегда нужно обращать внимание: стыки поршневых колец должны быть смещены относительно друг друга на 120 градусов. После приработки двигателя обязательно необходима замена масла и фильтра минимум через 50 км пробега, максимум – через 500.

Владимир Суров рассказал о широчайших информационных возможностях, которые предоставляет русскоязычный сайт компании. Ведущий семинара продемонстрировал их собравшимся и призвал чаще использовать в повседневной работе.

Помимо получения знаний в ходе многочасового семинара его слушатели смогли поучаствовать в импровизированной викторине, обменяться опытом, задать ведущему интересующие их вопросы и получили широкоформатные наглядные пособия по обслуживанию и монтажу различных частей и агрегатов автомобиля.

Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал автора

Похожие материалы

Система турбонаддува: управление и основные проблемы

admin

Правильный момент затяжки

admin

О геометрии подвески

admin

Оставить комментарий