2 декабря 2020
Мастер-класс

Жизнь жидкости в системе

Как правильно подбирать и заменять тормозную жидкость? Когда ее нужно менять? Каковы особенности ее работы в автомобиле? На эти и некоторые другие непраздные вопросы мы попытаемся дать ответ в нижеследующей статье.

Тормозная жидкость транслирует усилие нажатия на педаль к главному тормозному цилиндру и далее – к поршням суппортов или барабанных тормозов. Тормозные колодки нажимают на диск или барабан, и машина замедляет движение. Но этим функционал жидкости не исчерпывается, она выступает еще в качестве смазки и антикоррозионной защиты для компонентов тормозной системы.

На тормозную жидкость воздействуют давление и высокая температура, обычно в серийных гражданских автомобилях не превышающая 120 градусов Цельсия. Но в спортивных машинах жидкость может разогреваться до 300 градусов и более. Стало быть, вот один из параметров, на который стоит обращать внимание при замене жидкости: до какой температуры она может разогреваться, не теряя рабочих характеристик. Данные эти можно найти на упаковке, но в классификации тормозной жидкости существуют расхождения по различным системам. Наиболее часто встречающаяся классификация – американская DOT (Department of Transportation). Класс DOT 3 предназначен для не очень мощных автомобилей с барабанным тормозом. Жидкости DOT 4 адресуются автомобилям и мотоциклам с тормозными дисками на обеих осях. Класс DOT 5.1 назначается спорткарам. Все три класса представляют гликолевые и полигликолевые жидкости с разнообразными присадками и эфирами борной кислоты. Жидкость DOT 5.0 отличается тем, что создается на силиконовой основе, поэтому она неприменима в автомобилях с ABS и ESP, а также в тех транспортных средствах, которые эксплуатируются в холодном климате.

При выборе тормозной жидкости следует обращать внимание и на показатели вязкости, которые обусловливают способность или неспособность взаимодействовать с системами ABS и ESP.

Тормозная жидкость гигроскопична, то есть обладает способностью вбирать в себя влагу из воздуха. А вода в жидкости снижает температуру кипения, то есть закипать, вспениваться она станет при все более низких температурах. Водяные пары в таком случае образуют так называемую паровую пробку, которая в отличие от жидкости сжимается, «съедая» тормозное усилие. Эффективность торможения снижается, и в критических ситуациях наличие воды в тормозной жидкости может обернуться даже отказом тормозов. Чем выше «сухая» точка кипения, указанная на упаковке, тем выше гигроскопичность жидкости, то есть тем дольше она будет противостоять процессу впитывания влаги. Точка кипения тормозной жидкости должна быть выше рабочей температуры жидкости.

Специалисты говорят о том, что уже в первый год эксплуатации в тормозной жидкости присутствует до двух процентов воды. На втором году ее может быть более трех процентов. К третьему году содержание воды вырастает до пяти процентов. Трехпроцентное содержание влаги в тормозной жидкости снижает точку кипения с отметки 330 градусов Цельсия до 165 градусов. Стоит ли говорить, что влага в тормозной системе приводит к коррозии ее компонентов? Тормозная жидкость должна быть чистой и прозрачной, без мути и осадка.

Когда же требуется менять тормозную жидкость? Специалисты советуют ориентироваться на ощущения при нажатии на педаль тормоза. Если она продвигается более чем на пять сантиметров или пружинит, то жидкость нужно менять с обязательной прокачкой тормозной системы. Если владелец транспортного средства не знает, когда последний раз обновлялась тормозная жидкость, то ее также лучше заменить. При регламентной замене рекомендуется ориентироваться на пробег в 30–40 тысяч километров, раз в год должна меняться жидкость DOT 3, раз в два года меняют DOT 4 и DOT 5.1. На рынке сейчас появляются и жидкости с интервалом замены свыше трех лет или после пробега в 60 тысяч километров.

В заключение давайте разберем наиболее интересный и неоднозначный вопрос – можно ли доливать тормозную жидкость и мешать жидкости различных производителей. Во-первых, давайте сразу же исключим идею об «освежении» эксплуатируемой жидкости путем добавления некоторого количества новой. Это не работает как метод улучшения тормозных характеристик и даже опасно: так вы по незнанию можете смешать жидкости с различными основами, что недопустимо. Не рекомендуется смешивать жидкости, выпущенные разными производителями, так как присадки и их количество в составах будут отличаться.

Итак, тормозная жидкость должна быть устойчива к компрессии, иметь допустимый рабочий температурный диапазон, предписанную вязкость и хорошую смазывающую способность. Требования к рабочим характеристикам тормозной жидкости время от времени пересматриваются и становятся все жестче, так как она взаимодействует со сложными системами помощи водителю, которые реагируют на малейшее изменение показателей насыщенности жидкости влагой или на изменение вязкости. Производители отвечают разработкой новых типов тормозной жидкости, которые, например, сочетают пониженную вязкость с высокой температурой кипения и отличной смазывающей способностью. Такая универсальность в рабочих характеристиках расширяет сферу применения жидкостей – можно использовать один тип вместо трех-четырех.

Материал подготовлен в сотрудничестве со специалистами компании BOSCH

Похожие материалы

Система турбонаддува: управление и основные проблемы

admin

Правильный момент затяжки

admin

О геометрии подвески

admin

Оставить комментарий