Старший технический консультант компании bilstein group Александр Сосновский провел очередное занятие для специалистов автосервисных предприятий. На сей раз тема звучала так: «Функции, типы, спецификации трансмиссионных жидкостей».
Назначение трансмиссионной жидкости в автомобиле во многом схоже с тем эффектом, который производит моторное масло – снижение трения, охлаждение, очистка и защита механизма от коррозии. Однако вместе с тем присутствует и очень значимая функция, которая кардинально отличает трансмиссионную жидкость от моторного масла – жидкость передает крутящий момент. Без моторного масла двигатель какое-то непродолжительное время сможет работать, без трансмиссионной жидкости коробка передач функционировать не будет вообще. То есть жидкость является рабочей деталью трансмиссии, поэтому и значение ей отводится немалое. Если ошибка с подбором моторного масла не обернется сразу критичной проблемой, то неверно подобранная трансмиссионная жидкость может незамедлительно привести к выходу из строя коробки передач.
Трансмиссионные жидкости применяются в механических и автоматических, в роботизированных коробках передач, в редукторах, в коробках передач с двойным сцеплением, а также в вариаторах.
Масло для механических КПП и редукторов имеет классификацию по классу вязкости SAE J 306. Так же как и в моторных маслах, здесь существует разделение по низкотемпературной вязкости (W) и высокотемпературной вязкости.
Однако невозможно точно подобрать трансмиссионную жидкость, ориентируясь лишь на класс вязкости. Большинство автопроизводителей в маркировке трансмиссионного масла приводят еще и спецификацию API, она обозначает класс защиты от износа.
Сейчас различают два основных класса защиты от износа, которым должны соответствовать трансмиссионные масла: API GL-4 и API GL-5. Они отличаются друг от друга количеством антизадирных, противоизносных присадок, и использовать один класс вместо другого недопустимо. В противном случае можно получить пробуксовку синхронизаторов трансмиссии или коррозию и механическое повреждение деталей. Как правило, GL-5 применяется там, где есть гипоидная передача, то есть присутствует изменение направления вращения валов. Это встречается при продольном расположении трансмиссии, в задних редукторах и мостах. В переднеприводных автомобилях, при поперечном расположении коробки передач используют жидкость GL-4.
Стоит иметь в виду, что у европейских автопроизводителей существуют собственные спецификации трансмиссионных жидкостей, не имеющие привязки к международным спецификациям.
На данный момент в ассортименте febi есть три масла для механических КПП и редукторов, но они покрывают практически все запросы в этом сегменте. В некоторых механических КПП, например Mercedes или BMW, применяется также жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), то есть жидкость для автоматических коробок передач. Удивляться этому не следует, так как современные механические коробки передач в своей конструкции могут нести такие элементы, как, например, электромоторы.
Далее в ходе занятия Александр Сосновский подробно рассказал об ассортименте трансмиссионных жидкостей, выпускаемых bilstein group.
SAE 75 GL-4 – высококачественное трансмиссионное масло для экономии топлива с классом защиты GL-4 и подходящее практически для всех МКПП от VW, различных коробок Mercedes-Benz, Volvo и других производителей, которые предписывают использование масла класса GL-4.
SAE 75W-80 GL-5 – трансмиссионное масло для механических КПП с очень широким диапазоном применения в современных коробках передач с новейшими материалами. Продукт допускает универсальное применение почти во всех современных механических коробках.
SAE 75W-85 GL-5 – масло для гипоидной передачи с чрезвычайно высокой защитой от износа и отличными характеристиками экономии топлива.
Как можно видеть, ассортимент компании покрывает потребности в обслуживании множества наиболее распространенных механических КПП тремя продуктами, которые, по мнению специалистов bilstein group, превосходят большинство спецификаций автопроизводителей.
Высокоэффективная жидкость для муфты Haldex подходит для полноприводных автомобилей VW, Audi, Seat, Skoda 4-motion/quattro, а также для Volvo и Ford. Жидкость VW G 052 175 A1 выпускается в 250-миллилитровой тубе, VW G 055 175 A2 – в литровой пластиковой бутылке, VW G 060 175 А2 фасуется в 850-миллитлитровую пластиковую бутылку.
Трансмиссионные жидкости для АКПП разработаны специально для своих областей применения, поэтому такие жидкости, как правило, нельзя смешивать с прочими, для чего бы они ни предназначались. Чтобы предотвратить возможные последствия от смешивания, некоторые производители окрашивают выпускаемые ими жидкости в разные цвета. Большинство жидкостей febi окрашены так же, как и оригинальные жидкости той же классификации. Однако для правильного подбора полагаться только на совпадение цвета нельзя. В большинстве случаев единственным надежным способом подбора необходимого продукта является ОЕ-номер или другие точные параметры спецификации.
Для автоматических коробок передач GM под брендами febi и SWAG выпускаются трансмиссионные жидкости Dexron – II, IID, III, III-G,III-H. Вместо этих жидкостей в автоматических коробках передач GM можно применять одну универсальную жидкость Dexron VI, выпускаемую под брендами febi, SWAG и Blue Print. Для автоматических коробок передач Aisin Warner, которыми оснащаются в основном автомобили азиатских марок, можно использовать жидкость Dexron III.
В ассортименте продукции bilstein group есть также жидкости для пяти-, шести- и восьмиступенчатых автоматических коробок передач ZF. Присутствуют в ассортименте жидкости для четырех-, пяти-, семи- и девятиступенчатых автоматических коробок Mercedes-Benz как с блокирующей муфтой, так и без нее. Для восьмиступенчатой коробки передач ZF предлагается трансмиссионная жидкость, подходящая для VW, Audi, BMW, Jaguar Land Rover, Chrysler и других марок автомобилей.
Мультифункциональная жидкость DCTF-1 предназначается для коробок передач с двойным сцеплением DCT. Она подходит для многих коробок передач DSG различных производителей, в том числе для шести- и семиступенчатых агрегатов VW, а также для коробок BMW, Chrysler, Peugeot/Citroen, Ford, Mini, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Renault и Volvo. Для коробок передач с двойным сцеплением также предлагаются комплекты замены жидкости, в которые среди прочего входят и фильтры.
Для бесступенчатой трансмиссии CVT в ассортименте bilstein group тоже есть специальная жидкость, она выпускается под брендами febi, SWAG и Blue Print. Данный продукт адресован автомобилям Ford, Audi (Multitronic), Mercedes (A+B класс), Nissan (NS-2, NS-3), Hyundai, Mini и Mitsubishi (CVTF-J1).
Трансмиссионная жидкость для девятиступенчатой коробки передач позиционируется как масло последнего поколения. Продукт предназначается для агрегатов, которые начали устанавливать с 2014 года только на Mercedes E350 Hybrid, а с 2015 года – на различные модели Mercedes от C-класса до S-класса.
Ведущий обратил внимание слушателей на то, что вместе с жидкостями можно приобрести также и комплекты для их замены. В различных комплектациях они включают в себя поддоны, прокладки, пробки, фильтры и крепеж. Процесс замены жидкости с участием фирменного комплекта значительно экономит время работы и дает гарантированно качественный результат.
Александр порекомендовал при подборе трансмиссионных жидкостей использовать фирменный каталог bilstein group, который при введении параметров автомобиля автоматически подбирает подходящие жидкости.
Вопрос-ответ
В заключительной части вебинара Александр Сосновский дал слушателям общие рекомендации и ответил на несколько вопросов сервисменов. В частности, он посоветовал перед заменой жидкости оценивать состояние трансмиссии.
– Следует помнить, что ни одна жидкость не отремонтирует коробку передач, – сказал технический эксперт. – При снятии поддона нужно обратить внимание на количество металлической стружки у магнитов. Нужно также обращать внимание на ошибки в блоке управления трансмиссии и не игнорировать их. Подбор жидкости и других расходников следует осуществлять по каталогам и мануалам согласно рекомендациям автопроизводителей.
Один из слушателей задал такой вопрос:
– Каково физическое течение процесса, когда даже при не очень больших морозах, минус 10 например, начинают туже включаться передачи? Ухудшается выдавливание масла из-под синхронизатора?
Александр Сосновский пояснил:
– Это, скорее всего, вопрос по механическим коробкам передач. Да, любая жидкость при изменении температур меняет вязкость. Поэтому в морозы сразу пускаться в путь не рекомендуется. Чтобы не подвергать трансмиссию большой нагрузке, ее, как и двигатель, следует прогреть.
При перегреве жидкость тоже меняет свои рабочие характеристики, так как она окисляется. Большинство автомобилей имеют счетчик старения жидкостей. Счетчик начисляет значения, когда температура жидкости достигает определенных критичных величин. То есть прибор фиксирует, сколько раз пики температуры были достигнуты данной трансмиссией. Поэтому если вы видите, что счетчик старения показывает очень большие значения, то у вас не должно быть сомнений в том, что трансмиссия неоднократно перегревалась и жидкость необходимо менять. В соответствии с его показаниями автомат или вариатор корректирует управляющий сигнал. При замене жидкости показания данного счетчика необходимо сбрасывать.
Слушатели также интересовались, можно ли мешать масла разных производителей, если допуск масел одинаковый.
– Да, жидкости разных производителей с одинаковыми спецификациями смешивать можно, – ответил ведущий. – Однако следует иметь в виду, что производители достигают одинаковых параметров жидкости различными методами. Поэтому лучше все же избегать смешивания и производить полную замену из одной канистры.
Далее последовал очень часто возникающий вопрос: с какой периодичностью следует менять масло?
– При нормальных условиях эксплуатации в механических и автоматических трансмиссиях следует менять жидкости не реже чем через 60 тысяч километров пробега. В вариаторах – раз в 40, а то и в 30 тысяч километров. При затягивании сроков замены свойства жидкости критически меняются, возрастают механическая и температурная нагрузка на трансмиссию. Разумеется, что замену жидкостей следует сопровождать и заменой фильтров, – ответил эксперт.
Один из сервисменов поинтересовался, существует ли ресурс, где по VIN-коду или по данным автомобиля можно узнать тип установленной КПП, так как не все каталоги раскрывают данную информацию.
– Да такие ресурсы есть, – сказал Александр Сосновский. – В частности, данные о типе трансмиссии можно получить на сайте febi.atf.expert. Это платный ресурс, предоставляющий полное описание трансмиссии с упоминанием о нюансах каждого типа. Там же написано о том, какую жидкость необходимо использовать для обслуживания и как это правильно делать.
Слушатели также поинтересовались:
– Обрыв ремня вариатора это следствие того, что не сброшен счетчик старения?
– Не совсем так, – возразил ведущий. – Это, конечно, следствие неправильных управляющих сигналов на клапаны и соленоиды, но причиной выступает, как правило, износ или механические повреждения коробки передач.