В развитых странах все шире распространяется обязательное требование устанавливать на транспортное средство датчики TPMS (Tire Pressure Monitoring System) – систему контроля давления и температуры в шинах. Например, с января 2012 года в странах Евросоюза без таких датчиков уже невозможно было пройти технический осмотр. Еще раньше они «прописались» в США, Японии и Австралии. Эта тенденция рано или поздно неизбежно проявит себя и в нашей стране, тем более что автомобили, оборудованные датчиками TPMS, уже ездят по казахстанским дорогам. Для обслуживания заезжают они в шиномонтажные боксы … И что же происходит дальше?
А дальше при разбортовке колес датчики, бывает, просто остаются незамеченными и, как следствие, поврежденными. Мастер в таком случае пытается убедить клиента, что и смысла-то большого в их установке не было, ни к чему они, мол, без них даже лучше будет.
Правда, все чаще встречаются такие клиенты, которые требуют восстановить испорченное имущество, устранить поломку. И совершенно справедливо, так как стоят датчики TPMS немало, да и функции на них возложены не пустячные.
Сразу хотелось бы заострить внимание на том, что мы говорим о тех датчиках, которые работают внутри шины и устанавливаются на диск, обнаруживая себя только торчащим наружу мундштуком для подкачки. Такие датчики транслируют радиосигнал на информационный блок с дисплеем, установленный в салоне автомобиля. Это на сегодняшний день наиболее надежные устройства.
Понятно, что прежде всего датчики обеспечивают безопасность, но еще и негативное воздействие на окружающую среду снижают, так как должное давление в шинах не вызывает перерасхода топлива и сами шины изнашиваются не так быстро, как при небрежном отношении к давлению. Автовладелец с датчиками TPMS чувствует себя на дороге увереннее и экономит свои средства и топливо.
А какая выгода от таких датчиков автосервису? Да прямая, если вы умеете их обслуживать! И сегодня, в пору кризиса, просто нельзя упускать такую верную статью доходов! Тем более что датчики и расходные материалы имеют небольшие размеры и много места в мастерской или на складе не займут. Зато, если вы успешно справитесь с демонтажем и установкой, это станет вашим дополнительным конкурентным преимуществом и клиент будет ваш надолго.
Итак, даже если вы обслуживаете несколько шин в неделю, вы должны запастись наиболее полным ассортиментом для обслуживания TPMS-датчиков. Большинство поставщиков запасных частей продают для этого готовые комплекты.
Следует принять во внимание, что гайки TPMS-датчиков изготавливаются из анодированного алюминия, то есть из того же материала, из которого делают современные диски. Такая согласованность материалов позволяет избежать электрохимической коррозии, неизбежно возникающей при контакте двух разнородных материалов, когда, например, совмещают латунный клапан с алюминиевой гайкой. Кроме того, гайка имеет пластичную смазку, позволяющую соблюсти надлежащий момент затяжки и плотно посадить деталь в монтажное отверстие.
Прокладка из эластомерной резины должна соответствовать сопрягаемой поверхности обода, а момент затяжки – рекомендованным показателям. Важно знать, что утечки часто устранимы при замене центрального клапана на датчике TPMS.
Отказ в системе контроля давления и температуры в шинах может произойти из-за разрядки батареи датчика, в большинстве устройств батарея не извлекается, а срок ее работы рассчитан на 7 – 10 лет.
Существуют датчики, требующие программирования по заранее заложенной схеме, а есть и такие, которые можно программировать на исполнение нескольких протоколов, чтобы датчик показывал давление поочередно в каждом колесе или во всех одновременно, чтобы включал звуковой сигнал или показывал еще и температуру в шинах.
Необходимо ежегодно актуализировать свои знания о датчиках TPMS, так как обновление этих устройств происходит довольно часто, вместе с этим меняются требования и к правилам обслуживания.
И главное – помните, что удаление датчиков TPMS выглядит также нелепо, как снятие с автомобиля подушек безопасности с целью установки DVD-проигрывателя или удаление каталитического нейтрализатора для увеличения производительности двигателя.