Специалисты учебно-консультационного центра Bosch проанализировали причины и признаки неисправностей тормозной системы автомобиля, дав рекомендации по их предупреждению и устранению.
Регулярный профилактический осмотр этого жизненно важного узла следует проводить как минимум дважды в год – на стыке летнего и зимнего сезонов. Это выглядит своевременным еще и потому, что в межсезонье происходит смена шин.
Прежде всего мастеру-приемщику сервиса необходимо внимательно выслушать отзывы владельца автомобиля о работе тормозной системы. Если клиент говорит о том, что при нажатии на педаль тормоза машину ведет в сторону, появляются вибрации или шум, тормозной путь автомобиля неоправданно велик, есть повод выяснить причину этих тревожных симптомов. Они могут быть вызваны целым рядом факторов, которые мы подробно рассмотрим ниже.
Неравномерный износ колодок или дисков
Редкий автолюбитель не знает, что колодки могут пищать, сигнализируя о предельном износе и о необходимости замены. Происходит это тогда, когда в процесс взаимодействия с тормозным диском вступает специальный акустический индикатор. В некоторых моделях автомобилей при минимальном остаточном слое колодок загорается лампа на приборной панели.
Неравномерный износ тормозного диска
Довольно распространенной ошибкой, приводящей к неравномерному износу колодок, является их некорректная установка, когда не соблюдается положение колодок по сторонам транспортного средства или в зависимости от направления вращения колеса. Производитель колодок соответствующим образом маркирует продукт, если требуется соблюдение этих условий.
Неравномерный износ колодок может быть вызван нештатной работой автоматического натяжителя, которым оборудуются некоторые модели автомобилей. Мастеру необходимо убедиться в подвижности всех частей натяжителя, участвующих в передаче усилия.
Борозды, задиры, следы неравномерного износа мастер может обнаружить и на тормозных дисках или тормозных барабанах. Причинами появления этих дефектов могут быть как попадание инородных предметов и грязи в рабочее пространство, так и стирание фрикциона тормозной накладки до металлического основания. В любом случае мастер должен начать с измерения толщины диска или барабана в нескольких точках и соотнести полученные данные с допуском автопроизводителя. Если минимальное значение ниже допустимого, диск или барабан подлежит замене.
… мастер должен начать с измерения толщины диска.
Диски и барабаны деформируются также под длительным воздействием высоких температур. Визуально такие перегретые поверхности можно определить по характерному синеватому оттенку металла. Опасность использования перекаленных деталей заключается в том, что перегрев приводит к глубинному изменению структуры металла, может вызвать появление микроскопических трещин, после чего разрушение диска или барабана неизбежно. Поэтому замена в данном случае также необходима.
Перегрев тормозного диска.
Заклинивание и закисание
Несомненную проблему представляет заклинивание цилиндров и суппорта ввиду отсутствия смазки и коррозии. Это также отразится в движении блокированием колодок, их неравномерным износом, вибрацией и шумом. Поэтому после того как мастер удалил ржавчину и загрязнения, подвижные сочленения системы и направляющие нужно смазать специальной пластичной смазкой. Однако не стоит забывать о том, что некоторыми автопроизводителями смазка направляющих не предусматривается. Следует заменить заржавевшие пружины и убедиться в исправной работе стояночного тормоза, проверить, не возникло ли чрезмерное растяжение троса или его закисание с потерей подвижности.
Подвижные сочленения системы и направляющие нужно смазать специальной пластичной смазкой.
Отключение датчиков
Новейшие модели автомобилей оборудуются тормозными колодками с датчиками, информирующими об износе. Если в ходе эксплуатации транспортного средства провода этих датчиков обрываются, на приборной панели не включится сигнальная лампа, призывающая произвести замену. Впрочем, при обрыве проводов может произойти и так, что лампа, наоборот, будет гореть постоянно вне зависимости от состояния колодок. Как в первом, так и во втором случае мастер должен устранить повреждение, заменив проводку.
Обрыв датчика износа.
Уровень жидкости обозначит проблему
Внимательный автолюбитель, не ленящийся время от времени заглянуть под капот автомобиля, непременно заметит снижение уровня тормозной жидкости в бачке. Если он заявляет о данной проблеме мастеру, значит необходимо обратить внимание на степень износа колодок и дисков либо найти утечку жидкости из системы и устранить ее.
Регламент замены тормозной жидкости установлен с периодичностью раз в два года, но при плановом осмотре автомобиля мастеру необходимо замерять тестером температуру кипения тормозной жидкости. Определить этот показатель в норме можно в техническом руководстве по обслуживанию автомобиля, там же указан и тип тормозной жидкости, залитой в систему. Соблюдать предписания по типу жидкости и ее техническим стандартам нужно неукоснительно.
Нарушение целостности уплотнителей неизбежно приведет к появлению коррозии…
Замена не пошла на пользу?
Иногда случается и так, что после замены колодок владелец автомобиля возвращается на сервисную станцию с жалобами на скрип или вибрации. В этом случае мастеру нужно искать источник проблем в компонентах подвески или рулевого управления – в стойках стабилизатора, сайлентблоках, тягах и амортизаторах. Шумом может отозваться также излишнее усилие при затяжке крепежа колеса, если завинчивание производилось без динамометрического ключа.
Чтобы автолюбитель не возвращался в сервис с претензиями, необходимо еще до проведения обслуживания объяснить ему целесообразность одновременной замены колодок, дисков и барабанов, находящихся на одной оси. Мастер же должен иметь в виду, что в ходе замены лучше использовать полные комплекты запчастей, содержащие все необходимые элементы, вплоть до болтов, пружин и специальной смазки. Они поставляются с отрегулированными зазорами и в предварительной сборке, что не только обеспечит штатную работу устройства, но и сократит время на установку.