16 сентября 2024
Мастер-класс

Система охлаждения – советы от экспертов

Эта система в современном автомобиле имеет довольно сложное устройство и время от времени требует внимания. Как поддерживать ее рабочее состояние и что необходимо знать для того, чтобы система охлаждения не подвела в самый неожиданный момент, – об этом мы спросили экспертов компании bilstein group.

Прежде всего нужно понять, как проявляют себя проблемы с системой охлаждения. Возникает перегрев двигателя. Стрелка индикатора температуры ДВС находится в красной зоне, загорается индикатор перегрева «Stop». Как летом, так и зимой из-за неисправности системы охлаждения может произойти закипание охлаждающей жидкости. Как правило, кипение сопровождается утечкой охлаждающей жидкости через клапан предельного давления в крышке расширительного бачка. В салоне автомобиля или под капотом может появиться запах антифриза.

Что должен делать автомеханик при первичной диагностике системы охлаждения?

Требуется дать двигателю остыть, затем проверить, нет ли внешних признаков утечек антифриза. Следует подключить диагностический прибор и считать коды неисправностей, проверить параметры датчиков и исполнительных механизмов, проверить работу вентилятора системы охлаждения, при подключенном приборе проверить температуру открытия термостата. В завершающей фазе ремонтных работ стоит также проверить PH-фактор антифриза и температуру его замерзания.

С какой неисправностью автовладелец может доехать до автосервиса, а с какой эксплуатация автомобиля строжайше запрещена?

При перегреве двигателя и включении соответствующего индикатора самостоятельное движение автомобиля запрещено. В остальных случаях, при незначительных утечках охлаждающей жидкости, можно доехать до СТО для устранения неисправности.

Как часто нужно менять охлаждающую жидкость и какую выбирать? Можно ли смешивать различные жидкости? К чему может привести неправильный подбор или использование некачественной жидкости? Можно ли летом использовать воду?

Жидкость в системе охлаждения меняется согласно регламенту автопроизводителя, прописанному в сервисной книжке. В сложных условиях эксплуатации автомобиля антифриз нужно менять в два раза чаще. При подборе необходимо использовать допуск или оригинальный артикул, указанный автопроизводителем, и ни в коем случае не подбирать антифриз, полагаясь лишь на соответствие его по цвету. Смешивать жидкости разных классов не рекомендуется, так как это может привести к потере свойств антифриза, а в наихудшем случае – к образованию отложений, которые могут стать причиной засорения каналов системы охлаждения. Воду из-под крана использовать не рекомендуется, так как в ней содержатся минералы, которые также могут остаться в системе в виде отложений. Помимо прочего, вода имеет температуру кипения ниже, чем у антифриза, и в современных термонагруженных ДВС может закипеть. Это может привести к преждевременному выходу из строя значимых компонентов системы охлаждения. В зимний период времени вода категорически не используется, так как на морозе она превращается в лед и разрывает систему охлаждения.

При замене каких компонентов системы охлаждения автомеханикам лучше использовать наборы от одного производителя и с чем это связано? Какие запчасти следует менять одновременно? Существуют ли специальные технические требования к шлангам и патрубкам системы охлаждения?

Лучше использовать комплект от одного производителя, потому что производитель подбирает компоненты, проверяет и тестирует их совместно, прежде чем предложить комплект на рынке. Важное значение имеет также гарантия. В случае обращения по гарантии производитель заменит весь комплект, а не отдельную деталь. При замене комплекта ГРМ, например, рекомендуется также заменить и помпу – с целью сокращения возможных дальнейших расходов на ремонт. При сливе антифриза его ни в коем случае нельзя использовать повторно. В случае разрыва патрубков или бачка системы охлаждения лучше проверить или заменить крышку расширительного бачка, так как неисправность может быть связана с выходом из строя клапана избыточного давления в крышке. Технические требования к шлангам существуют, это касается не только их форм и размеров, но и материалов, из которых шланги изготовлены. К примеру – bilstein group использует только те материалы, из которых изготавливаются и оригинальные шланги.

Какие типы водяных насосов и термостатов существуют? Как правильно подобрать нужную деталь? Каков средний ресурс этих компонентов?

Конструктивно помпы и термостаты можно разбить на механические неуправляемые, механические управляемые и электрические. Первые две категории приводятся в действие механически только тогда, когда ДВС работает. Электрические же насосы и термостаты могут включаться, даже когда двигатель заглушен. Помимо прочего, они также имеют наиболее продвинутую систему самодиагностики. Любая деталь системы охлаждения подбирается исключительно по оригинальному номеру или допуску автопроизводителя. Для этого существуют ресурсы, где можно выполнить поиск по оригинальному номеру. Например – каталог bilstein group partsfinder, официальный каталог запчастей febi, SWAG и Blue Print.

Ресурс деталей системы охлаждения, как правило, рассчитан в среднем на 10 лет эксплуатации, или пробег около 150 000 километров. Но для некоторых моделей можно встретить регламентные замены, которые прописаны в сервисной книжке автопроизводителя, регламенты замены антифриза для различных производителей могут отличаться. В общем, по каждому автомобилю нужно индивидуально смотреть, что написано в сервисной книжке.

В каких действиях выражается сезонное (или интервальное) обслуживание системы охлаждения?

Со сменой сезона производится наружная промывка радиаторов, проверка работы вентилятора охлаждения радиатора, проверка работы термостата.

Как часто и чем необходимо промывать радиатор системы охлаждения внутри и снаружи? Как относиться к ремонтным решениям при обнаружении течи радиатора?

Рекомендация по наружной мойке радиатора зависит от температурных режимов, в которых эксплуатируется автомобиль, а также от запыленности внешней среды. Как правило, эту процедуру выполняют раз в год перед началом летнего сезона. Что касается промывки системы охлаждения в целом и радиатора в частности, то в рамках регламента она не выполняется, только если система охлаждения забита (нарушение проходимости жидкости). Засорение может возникнуть из-за несвоевременного обслуживания или неисправности системы, связанной с неправильным смешиванием антифриза, с несоблюдением регламентов его замены. При течи радиатора однозначно требуется его ремонт или замена. Любые герметики, которые некоторые автолюбители льют в систему охлаждения, могут привести к повреждению помпы. Наружный ремонт подручными средствами, как правило, тоже бывает неэффективен.

Похожие материалы

Система охлаждения – советы от экспертов

admin

Неисправность масляного регулирующего клапана

admin

Компрессоры пневмоподвески

admin