27 марта 2025
Мастер-класс

Шкив коленчатого вала с демпфером: для плавной работы двигателя

Современные двигатели – это мощные, высокотехнологичные механизмы. В целях защиты навесных компонентов от преждевременной поломки вибрации и колебания должны быть сведены к минимуму. Неровности работы образуются из-за четырехтактного принципа работы двигателя и передаются коленчатым валом через ременную передачу. Это оказывает негативное влияние на уровень шума и, в частности, уменьшает срок службы навесных агрегатов и компонентов.

Наиболее эффективным вариантом для нейтрализации этих нежелательных колебаний является применение демпферов (известных также как шкивы коленчатого вала с демпфером крутильных колебаний). Они используются в основном в дизельных двигателях, но могут также применяться в более мощных бензиновых двигателях. В данном случае шкив устанавливается непосредственно на коленчатый вал и, благодаря своей конструкции, отделяет вибрации коленчатого вала от приводного ремня. В результате вспомогательное оборудование в значительной мере освобождается от динамических нагрузок.

Конструкция шкива коленчатого вала с демпфером

Внутренняя конструкция шкива коленчатого вала должна быть рассчитана на поглощение вибраций, генерируемых двигателем. Это единственный способ компенсировать и предотвратить вибрации, передаваемые на приводной ремень. В отличие от цельнометаллических шкивов, шкив с многослойной конструкцией (рис. 1) с двумя дорожками из эластомера и с использованием подшипника скольжения гарантирует, что привод навесных агрегатов проходит плавно. В данном случае демпфирующий элемент и упругая муфта играют решающую роль. Оптимальное соединение резины с металлом и правильный состав резиновой смеси являются особенно важными.

Сравнение шкива с демпфером и цельнометаллического шкива

Различия между шкивом с демпфером и цельнометаллическим шкивом можно увидеть в сравнении двух поперечных разрезов (рис. 2). Недорогие цельнометаллические варианты предлагаются чаще. Даже если цельнометаллические шкивы имеют очевидные преимущества в цене и более продолжительном сроке службы, практически невозможно предсказать последствия для других компонентов ременного привода. В шкиве с демпфером крутильных колебаний ремень привода подключен к шкиву коленчатого вала через резино-металлическое соединение, что способствует значительному снижению вибрации.

С другой стороны, цельнометаллические шкивы передают характерные вибрации на вспомогательное оборудование. Так как оборудование подвергается «нефильтрованным» вибрациям, оно быстрее изнашивается. Последствием может быть выход из строя компонентов навесного оборудования, а в худшем случае – капитальный ремонт двигателя.

Испытания шкива коленчатого вала с демпфером

Такие детали, как дорожка из эластомера, эластичные муфты и подшипники скольжения, могут износиться в силу возраста или факторов окружающей среды, таких как жара, холод, или в результате контакта с маслами и другими химическими жидкостями. Однако повреждения и износ не всегда очевидны сразу и в основном видны на задней части шкива. Шумы от привода навесных агрегатов являются верным свидетельством повреждения.

Срок службы шкива коленчатого вала также зависит от стиля вождения и условий движения (например, преимущественно в городских пробках). Большинство колебаний двигателя происходит в нижнем диапазоне частот вращения. Существует риск вибраций и повышения уровня шума, если шкив коленчатого вала проверяется нерегулярно и не заменен при необходимости.

bilstein group (бренды febi, SWAG, Blue Print) рекомендует подробный визуальный осмотр после 60 000 км

При проверке шкива коленчатого вала с демпфером необходимо уделить особое внимание следующим повреждениям:

 

  1. Микротрещины на дорожке из эластомера и/или эластичной муфте.

Причина: резина теряет свою эластичность и становится твердой из-за старения, что приводит к трещинам.

  1. Образование разрывов и трещин на внутренней стороне.

Причина: тяжелые условия окружающей среды, такие как удары, высокая температура или попадание инородных веществ.

  1. Полное отслоение дорожки из эластомера или эластичной муфты.

Причина: отсутствие обслуживания. Течь моторного масла через сальник коленчатого вала часто приводит к повреждениям. Например, резина начинает разбухать, в итоге муфта разрушается.

  1. Следы трения в рабочей зоне.

Причина: корпус демпфера (резина) сильно изношен и, как следствие, шкив коленчатого вала работает неэффективно, что вызывает колебания.

bilstein group рекомендует менять шкивы коленчатого вала через каждые 120 000 км, потому что не все процессы старения и износа видны. Тем не менее всегда следуйте инструкциям и рекомендациям автопроизводителя.

Советы по установке:

– Не наносите удары и не применяйте грубую силу во время монтажа и демонтажа шкива.

– Используйте специнструмент с тяговым усилием.

– Не используйте ударный гайковерт.

– Затяните винты правильным моментом затяжки с использованием динамометрического ключа.

– Используйте новые болты, так как болты растягиваются и должны использоваться только один раз.

– Одновременно с заменой шкива коленчатого вала рекомендуется замена поликлинового ремня, натяжного ролика и обгонной муфты генератора.

– Проверьте на биение и несоосность.

Найдите необходимую именно вам деталь в онлайн-каталоге bilsteingroup: partsfinder.bilsteingroup.com

 

Публикуется на правах рекламы

Похожие материалы

В зимний период уделяем внимание муфтам и крестовинам кардана

admin

Ключевые моменты в работе с пневматической подвеской

admin

Тормозной системе – внимание особое и постоянное

admin