19 апреля 2024
Мастер-класс

Работая со сцеплением, необходимо знать…

Технический консультант bilstein group Дмитрий Хлудов в ходе проведения ряда специализированных тематических семинаров вновь напомнил мастерам сервисных станций о базовых правилах работы со сцеплением и об устройстве этого сложного и важного узла современного автомобиля.

Как известно, основные функции сцепления – это передача крутящего момента от двигателя к коробке передач; прерывание передачи потока мощности при переключении передач; обеспечение плавности трогания с места, гашение крутильных колебаний; компенсация негативных нагрузок и вибраций от работы двигателя, защита элементов трансмиссии.

Требования к сцеплению тоже не являются секретом: необходимость в плавной и быстрой работе; минимальные шумность и вибрации; устойчивость к центробежным нагрузкам, небольшая масса, компактность, минимальные усилия при выжиме педали для включения сцепления.

Основными компонентами сцепления являются главный и рабочий цилиндры сцепления, ведомый диск, выжимной подшипник и корзина сцепления. Ведомый диск вместе с корзиной сцепления осуществляет разъединение и соединение элементов двигателя с коробкой передач. Наиболее функционально значимыми деталями ведомого диска выступают фрикционные накладки и демпферный механизм с пружинами.

Выжимной подшипник расположен соосно с входным валом коробки передач и транслирует усилие от педали сцепления к центральной части диафрагменной пружины, вращающейся с частотой двигателя.

Корзина сцепления обеспечивает плавную передачу крутящего момента от двигателя через ведомый диск на первичный вал коробки передач. Корзина сцепления может быть вытяжного или нажимного типа. В конструкции корзины сцепления можно выделить такие значимые компоненты, как нажимной диск, диафрагменная пружина и тангенциальные пружины.

Добросовестные производители сцеплений, поставляющие узлы и детали на рынок вторичного обслуживания, обязательно регулярно испытывают свою продукцию, проводя ресурсные тесты, контролируя точные размеры компонентов, проверяя допустимое биение дисков и другие важные параметры деталей. В группе компаний bilstein group для такого рода работ существует собственная лабораторная база, стенды и полигоны, а также команда высококвалифицированных опытных профессионалов-испытателей.

При подготовке к монтажу нового сцепления специалисты рекомендуют предварительно проверить заменяемый, установленный на автомобиле узел на отсутствие утечек рабочих жидкостей, проверить, нет ли повышенного люфта первичного вала, не обнаруживается ли износ маховика. Также в работе технические эксперты советуют использовать только ту смазку, которую рекомендует автопроизводитель. Эти средства обладают высокими антикоррозионными свойствами и продуктивно работают в широком диапазоне рабочих температур, от –35 до +140 градусов Цельсия. Компания Blue Print, в частности, выпускает смазку на литиевой основе с добавлением графита и дисульфида молибдена для снижения трения металлических пар. Помимо этого под брендом Blue Print  на мировой рынок поставляются комплекты сцепления, корзины и диски сцепления, маховики, выжимные подшипники, главные и рабочие цилиндры сцепления, вилки выключения сцепления и тросы сцепления. Весь ассортимент компонентов сцепления Blue Print можно увидеть на веб-сайте partsfinder.bilsteingroup.com.

Необходимо иметь в виду, что все поставляемые детали сцепления Blue Print обрабатываются антикоррозионной защитой и перед установкой должны быть тщательно очищены специальным средством, используемым для обезжиривания тормозной системы.

При монтаже узла сцепления необходимо оцентровывать ведущий диск. Компания Blue Print для упрощения задачи предлагает мастерам сервисных станций приспособление, которое, по отзывам экспертов, идеально подходит для быстрой и точной центровки ведущего диска сцепления относительно направляющего отверстия маховика или несущего подшипника. Этот инструмент состоит из двух универсальных раздвижных оправок для дисков сцепления диаметром 15–19 и 20–26,6 миллиметра. Инструмент подходит для использования в большинстве моделей легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Затяжку болтов корзины следует производить с предписанным моментом и в указанной производителем  последовательности. Мастер должен проверить наличие центровочных втулок КПП и не забывать о регулировке и прокачке привода сцепления.

При монтаже сцепления важно помнить, что нельзя давить на упорное кольцо выжимного подшипника. Систему нужно заполнять жидкостью строго с соблюдением указаний автопроизводителя. Нужно также проверить отсутствие воздуха в системе.

В рамках ассортимента продукции, выпускаемой под брендом Blue Print, bilstein group предлагает выгодные решения для профессионального ремонта. Это комплекты сцеплений под общим наименованием Smart Fit, в данной линейке присутствуют и комплекты сцепления, которые заменяют собой сцепления с компенсацией износа диска. Такое сцепление обеспечивает неизменное постоянное усилие при воздействии на педаль сцепления на протяжении всего срока службы узла. Также за счет работы регулировочного механизма наблюдается равномерное прижатие диска сцепления к фрикционной поверхности.

В основном комплекты с механизмом компенсации износа диска устанавливаются при помощи специального инструмента, так как узел оборудован пружинами, находящимися во взведенном состоянии. Специнструмент также позволяет избежать повреждений при демонтаже изношенного маховика. Дело в том, что неразгруженные пружины могут привести к повреждению резьбы при раскручивании болтов. Без использования специнструмента практически невозможно установить корзину сцепления без перекосов.

Преимуществом же комплектов Smart Fit является простая и быстрая установка. Благодаря использованию традиционных корзин сцепления их монтаж выполняется без специальных инструментов. Соответственно, не нужно сжимать механизм компенсации износа диска при монтаже корзины сцепления. Это не только значительно сокращает временные затраты, но и уменьшает риск неправильной установки. Благодаря специальным фрикционным накладкам ведомого диска комплекты Smart Fit обладают длительным сроком службы и при этом соответствуют всем требованиям в отношении комфорта. Один сменный комплект может предлагаться вместо сразу нескольких оригинальных решений. Хотя внешний вид и конструкция корзины сцепления могут отличаться от оригинала, крепежные отверстия будут полностью соответствовать оригинальной конструкции. В предлагаемом на замену диске, например, может быть больший диаметр или может применяться другой материал фрикционных  накладок. Могут применяться дополнительные демпферные пружины, могут быть изменены конструкция ступичной части и состав фрикционного материала накладок.

В роботизированной коробке передач с сухим однодисковым сцеплением все выглядит похоже на механическую коробку передач, но с добавлением исполнительных механизмов привода сцепления, а также с механизмом выбора и переключения передач. Поэтому основные этапы при замене сцепления с РКПП таковы: с помощью диагностического сканера перевод исполнительных механизмов в положение «демонтаж»; отсоединение аккумуляторной батареи; проверка износа маховика, подшипников первичного вала и утечек; установка узла сцепления; регулировка исполнительных механизмов; обеспечение необходимого уровня напряжения АКБ; обучение исполнительных элементов по крайним положениям с помощью диагностического сканера; обучение точке схватывания сцепления; проверка параметров работы РКПП по сканеру и дорожный тест.

Каждый комплект Blue Print для переоборудования сцепления проходит тщательный отбор и подвергается испытаниям на соответствие эксплуатационным характеристикам и долговечности в соответствии с требованиями, предъявляемыми автопроизводителями.

Blue Print имеет собственный конструкторско-исследовательский центр, который называется Clutch Competence Centre. Он был запущен в эксплуатацию в 2001 году. Добросовестные производители качественных деталей, к которым относится и группа компаний bilstein group, на своих сайтах предоставляют в помощь сервисменам информационные листки и брошюры с пошаговыми инструкциями, описывающими процедуру «обучения» РКПП и другие важные манипуляции. Лидеры производства, выпускающие комплекты сцепления и отдельные компоненты этого узла, также предоставляют гарантии на свои изделия – от года до трех лет.

Фотоматериал редакции

Похожие материалы

Салонный фильтр – деталь важная

admin

Тормозной шланг – маленький, но важный

admin

Обгонная муфта шкива генератора

admin