Бывает, что уплотнения и прокладки после покупки и установки возвращаются продавцу по гарантии, однако уплотнение не является такой проблемной деталью, как иногда представляется автолюбителям. В том случае, когда новая прокладка выходит из строя сразу после установки, нужно искать истинные источники проблемы, а их немало…
Косвенным свидетельством того, что прокладка – вещь довольно жизнестойкая, может служить тот факт, что автопроизводители не рассматривают ее как расходную запчасть, подразумевая «пожизненный» срок службы. И утечки или износ прокладок на самом деле может говорить о многом.
Понятно, что такая симптоматика, как разбухание, разрывы или пересыхание прокладки, может правильно толковаться лишь опытным мастером, понимающим первопричину, вызвавшую тот или иной дефект.
Например, мы можем видеть износ прокладки, вызванный отсутствием смазки при ее монтаже. Это, в свою очередь, приводит к аномально высоким температурам в местах ее прилегания, к проникновению грязи и пыли. В результате прокладка пересыхает и трескается.
Преждевременный износ, перекос или вздутие прокладки могут быть вызваны чрезмерным внутренним давлением в механизме или устройстве, а также неровностями вала, если речь идет об уплотнителе вращения.
Аномально высокий износ возникает и тогда, когда смазка в агрегате не достигает предусмотренного конструкцией уровня. Та часть валов, которая в этом случае оказывается в «сухой зоне», под прокладками будет зашлифована до глянцевого блеска.
Бывает и так, что прокладка или уплотнение излишне размягчается. В этом случае нужно задуматься о том, правильно ли был выбран материал, из которого изготовлено изделие, соответствует ли выбор запчасти ее предназначению и рекомендациям автопроизводителя.
Если мастер замечает, что кромка прокладки на валу изношена неравномерно, есть повод проверить смещение вала, причем еще до того, как автомобиль будет выпущен на дорогу.
Еще одна существенная причина преждевременного износа прокладки заключается в ее некорректной установке. Нельзя снимать прикипевшее уплотнение с большими усилиями, пользуясь острыми инструментами. Так вы рискуете получить на металле задиры, которые могут повредить новую прокладку, или же процарапать в металле канавки, через которые из-под новой запчасти будет утекать масло, жидкости или газы. Поэтому для беспроблемного снятия старого уплотнения и очистки посадочного канала лучше пользоваться специальными растворами. Излишне говорить, что на месте установки новой прокладки не должно быть грязи, песка, остатков старого герметика или металлической стружки. Сама прокладка должна точно, без скручивания ложиться как по внешнему контуру узла, так и в местах прохождения валов, осей и крепежных деталей.
При установке новой прокладки мастер должен строго соблюдать очередность завинчивания крепежа и рекомендованный момент затяжки. Если проигнорировать это правило, то уплотнение местами будет раздавлено, деформировано, а в некоторых местах, наоборот, провиснет, не организовывая необходимую герметичность. О такой неправильной установке скажет и то, что прокладка будет удаляться не целиком, а фрагментарно.
Мастер, меняющий уплотнения, должен обязательно обращать внимание на такие говорящие признаки, как вздутие и разбухание прокладки, канавки на ней или ее неравномерный износ. Он должен видеть на уплотнениях следы технических жидкостей и отложения. Эти признаки могут рассказать об износе или о поломках в системе охлаждения, неправильном подборе смазки и других технических жидкостей, об использовании автолюбителем присадок с разрушающими прокладку компонентами.
Проблема химической совместимости материалов и веществ в современном автомобиле стоит очень остро, так как производители технических жидкостей и смазок предлагают большое разнообразие продукции. Разобраться в этом калейдоскопе неспециалист просто не в состоянии. Поэтому при подборе запчастей всегда следует полагаться только на рекомендации автопроизводителя для конкретной марки и модели автомобиля.
Иногда для сохранения работоспособности новой прокладки мастеру нужно проверять диапазон давления жидкостей, фиксировать частоту и степень пиковых показателей. Для получения полной картины порой требуется выяснить и температурный фон, в котором работает прокладка.
Для понимания причинно-следственных связей мастеру может потребоваться информация об условиях эксплуатации автомобиля и даже о климатической среде, в которой работает машина.