Сфера применения электрических водяных насосов в автомобильном транспорте сегодня довольно широка. Очевидно, что вместе с таким расширением применения нарастает и количество замен, а также вопросов о причинах, вызывающих поломки этого устройства.
Прежде всего поясним причину все более широкого применения электрических водяных насосов. Дело в том, что ими оснащаются сейчас не только автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), но и электромобили и гибриды. Электрические водяные насосы охлаждают системы турбонаддува в машинах с ДВС, а в электромобилях и гибридах на них возложена миссия охлаждения аккумуляторов.
Стоит иметь в виду и такую особенность: если в автомобилях с ДВС механические водяные насосы охлаждают двигатель и одновременно прогревают салон автомобиля благодаря приводному ремню или ремню ГРМ, то электрические водяные насосы могут устанавливаться практически в любом месте без привязки к каким-либо приводам. Таким образом конструкторы позволяют себе использовать в одном современном автомобиле несколько электрических водяных насосов, осуществляющих терморегулирование. Такие насосы задействованы, например, в обогреве салона, снятии излишков тепла с тяговой батареи и других термически нагруженных узлов. Электрические водяные насосы дают такие преимущества, как регулируемая частота вращения; способность работать, когда двигатель заглушен; установка в любом месте; снижение расхода топлива; возможность самодиагностики. Автономная установка электрических водяных насосов снижает нагрузку на двигатель и позволяет механикам легче менять вышедшее из строя устройство. Знать причины поломки необходимо, чтобы, устранив их, продлить срок службы насоса. Инженеры проанализировали наиболее частые случаи выхода из строя электрического водяного насоса и связали их с износом вращающихся деталей.
Качество материалов и жидкости
Этот износ, или даже расплавление, в свою очередь может объясняться ненадлежащими материалами, из которых изготовлены вращающиеся компоненты насосов. К повреждению электрического насоса может привести загрязнение или использование охлаждающей жидкости, не подходящей для конкретного автомобиля. Неприятностями также чревато смешивание охлаждающих жидкостей с разным химическим составом.
Разгерметизация и нагрузка
Разгерметизация электрического водяного насоса может спровоцировать попадание влаги на электрическую схему устройства. Насос также может перестать работать, если нагрузка на него превышает расчетный показатель.
Опасна кавитация
Там, где работает жидкость, есть риск возникновения не только коррозии, но и разрушений, связанных с кавитацией. Водяной насос в этом смысле не исключение: образование пузырьков воздуха в местах повышенного давления вызывает кавитационную эрозию на металлических компонентах. Усиливает кавитационную эрозию неправильно подготовленный состав смеси концентрата и воды.
Необходимо правильно хранить
Производительность в электрических водяных насосах регулируется электромотором. Охлаждающая жидкость проходит через него, смазывая подшипники и снимая тепловую нагрузку. Механики должны иметь в виду, что хранить демонтированные электрические водяные насосы нужно, заполнив их охлаждающей жидкостью, чтобы избежать коррозии компонентов внутри устройства.
Фотоматериал: GATES, NISSENS