Усложнение технологий и систем современного автомобилестроения требует постоянного профессионального роста автосервиса и глубокой специализации мастеров. Ошибка или халатность при монтаже могут дорого стоить мастеру. Конкуренция не оставит шансов тем, кто не хочет учиться. И, как известно, лучше и дешевле учиться на чужих ошибках. Эксперты подвески от thyssenkrupp Bilstein GmbH предлагают вашему вниманию обзор типичных ошибок, которые допускают мастера при ремонте подвески.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ АМОРТИЗАТОРОВ
Ошибка: затягивать резьбовые соединения нижнего и верхнего крепления амортизатора на подвешенном автомобиле (в случае использования 2-стоечного подъемника). Это часто приводит к обрыву резинометаллических элементов и нарушению работы всей системы подвески: потере управляемости, перекосу кузова, снижению комфорта.
Правильно: затягивать резьбовые соединения подвески и амортизаторов можно только после того, как автомобиль опустили и он стоит на колесах. В этом случае подвеска находится в нагруженном состоянии и все ее элементы приняли рабочее положение.
УСТАНОВКА И СНЯТИЕ АМОРТИЗАТОРОВ И ДЕТАЛЕЙ ПОДВЕСКИ
Ошибка: использование импульсного гайковерта при монтаже амортизаторов является грубым нарушением, т. к. создаваемые импульсные нагрузки нарушают фиксацию гайки рабочего клапана, что приводит к изменению предустановленных демпфирующих характеристик амортизатора и его преждевременному выходу из строя. Фиксация штока ненадлежащим инструментом, например газовым ключом, приводит к повреждению его поверхности и потере работоспособности амортизатора.
Правильно: необходимо всегда использовать динамометрический ключ и специальный ключ для фиксации штока.
МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Ошибка: превышение момента затяжки приводит к повреждению или обрыву резьбовой части амортизатора. Недостаточное усилие фиксации может стать причиной появления стука в подвеске, деформации монтажных элементов.
Правильно: фиксация резьбовых соединений амортизатора и деталей подвески должна выполняться динамометрическим ключом с соблюдением соответствующего момента затяжки. Информация о надлежащем моменте затяжки предоставляется производителями автокомпонентов, а также автопроизводителями.
ПРИ РЕМОНТЕ ПНЕВМОПОДВЕСКИ
Ошибка: полностью опускать с подъемника автомобиль с пневмоподвеской до создания необходимого давления в системе. Приводит к повреждению деталей пневмоподвески вследствие ее экстремального сжатия.
Правильно: опустить автомобиль можно только после создания необходимого давления в пневмоподвеске. Соблюдать все инструкции по монтажу от автопроизводителя.
*Также рекомендуем посмотреть видеоинструкции BILSTEIN о ремонте пневмоподвесок на сайте www.bilstein.de.
ИЗМЕНЕНИЕ ДОРОЖНОГО ПРОСВЕТА
Ошибка: при установке укороченных пружин часто забывают о том, что меняется положение всех элементов подвески и они постоянно пребывают в перенапряженном состоянии. Это не только мешает добиться желаемого занижения, но и приводит к нарушению управляемости автомобиля, ускоряет износ подвески.
Правильно: при занижении/завышении подвески необходимо адаптировать все элементы подвески к новой высоте автомобиля. Для этого нужно ослабить все сопряженные соединения подвески и зафиксировать их, соблюдая моменты затяжки в новом рабочем положении (т. е. когда автомобиль стоит на колесах).
ПРОВЕРКА/ЗАМЕНА СОПУТСТВУЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ
Ошибка: игнорировать при установке новых амортизаторов необходимость замены изношенных или поврежденных сопутствующих элементов – верхних опор и подшипников, буферов сжатия, пылезащитных кожухов, пружин и т. д. Последствия: нарушения работы подвески и преждевременный износ нового амортизатора.
Правильно: при установке новых амортизаторов оценить также состояние остальных деталей: пружин, опорных подшипников, пыльников и отбойников и т. д. В случае износа или сомнительного состояния уверенно рекомендуйте автовладельцу их замену. (Учтите, что не всегда с первого взгляда по внешнему виду можно определить работоспособность старых компонентов.)
НАСТРОЙКА ПОЛОЖЕНИЯ ОПОРЫ ПРУЖИНЫ
Ошибка: нарушение допусков уровня опорной тарелки пружины не только снижает комфорт, но и угрожает безопасности. Если тарелка установлена выше допустимого положения, хода отбоя недостаточно и амортизатор работает «на разрыв». Если тарелка установлена слишком низко, отбойник постоянно ударяется об амортизатор и может повредить его. При этом пружина может соскочить с посадочного места из-за недостаточного преднатяга и автомобиль потеряет управляемость.
Правильно: устанавливать опорную тарелку пружины только в границах допустимого диапазона, который регламентируется инструкциями производителя амортизаторов или автопроизводителя.
УСТАНОВКА МОНТАЖНОГО КОМПЛЕКТА
Ошибка: отсутствие некоторых компонентов (например, верхней опоры амортизатора), установка неполного монтажного комплекта или нарушение порядка и положения установки деталей монтажного комплекта. Такие нарушения могут иметь разные последствия: от стука в подвеске до пробоя кузова.
Правильно: перед установкой амортизаторов необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по монтажу и проверить наличие всех необходимых монтажных элементов. Установить все детали, соблюдая их порядок и момент затяжки согласно инструкции.
ПОДБОР АМОРТИЗАТОРА
Ошибка: неправильный подбор амортизатора является причиной нарушения работы подвески автомобиля.
Правильно: при подборе амортизаторов необходимо учитывать не только модель автомобиля, но и наличие дополнительных опций и модификацию подвески. Наиболее точным методом является подбор с использованием VIN-кода автомобиля в оригинальной программе подбора и дальнейший поиск соответствующих компонентов в каталоге поставщика.
ПРОВЕРКА УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС ПОСЛЕ РЕМОНТА ПОДВЕСКИ
Ошибка: часто игнорируется правило обязательной проверки и настройки углов установки колес после проведения ремонта подвески. Установка новых деталей может нарушить геометрию подвески, вследствие чего теряется управляемость автомобиля и ускоряется износ ее элементов.
Правильно: после ремонта подвески автомобиля всегда следует проверка углов установки колес и при необходимости их регулировка.
Для повышения вашего профессионального уровня также рекомендуем посмотреть видеоинструкции о ремонте пневмоподвесок на сайте www.bilstein.com.
Материал предоставлен Представительством «ИХР Украина»