Благодаря заботливому информированию производителей запасных частей профессиональные механики могут избежать массы существенных ошибок, в частности нередко возникающих при замене ремня привода газораспределительного механизма. На сей раз свою лепту в это дело внесли специалисты ContiTech Power Transmission Group.
Инженеры этой компании разработали пошаговую инструкцию установки ремня ГРМ, не преминув напомнить, что замена расходника рекомендуется не реже чем через 120 000 км пробега.
Итак, прежде чем приступать к процедуре, механик должен иметь в виду, что расчетное время ее выполнения составляет около полутора часов. Стоит также учитывать, что одновременно с ремнем привода газораспределительного механизма следует менять мультирежимный клинообразный ремень. Это делается во избежание ненужных дополнительных денежных и временных затрат клиента. Для замены мастеру помимо привычных инструментов потребуются натяжной ключ и тестер натяжения ремня.
Подготовительный этап
Определите тип двигателя, сверившись с кодом. Отличительной особенностью типа является крышка масляной горловины – она может быть круглой или квадратной. Нами будет рассматриваться замена для двигателя с квадратной крышкой маслоналивного отверстия (рис. 1).
Рис. 1
Отсоедините аккумулятор автомобиля. Проверки и регулировки выполняйте только на остывшем двигателе. Избегайте попадания на ремень вредных для него веществ, таких как моторное масло или охлаждающая жидкость. Соблюдайте все моменты затяжки, указанные изготовителем транспортного средства.
Не поворачивайте коленчатый и распределительный валы после того, как снимете ремень привода газораспределительного механизма. Проверните двигатель на звездочку коленчатого вала в направлении его вращения (по часовой стрелке), если не указано иное.
Затем можно удалить вспомогательный ремень, воздушный фильтр, переднее правое колесо и крыло, верхний и нижний предохранители ремня ГРМ и шкив ремня коленчатого вала. Установить опору двигателя, затем закрепить двигатель. Снять болты крепления двигателя, как показано на рисунке 2. Слить охлаждающую жидкость.
Рис. 2
Демонтаж
При демонтаже ремня распределительного вала соблюдайте следующую последовательность:
1. Установите отсечки клапанов на отметку ВМТ цилиндра 1.
2. Приблизительно отметьте для себя положение «9 часов» на звездочке распределительного вала. Оно должно совпадать с выемкой в головке блока цилиндров (рис. 3).
3. Проверьте положение коленчатого вала. Значок звездочки коленчатого вала (выемка) должен приблизительно совпадать с отметкой (выемкой) «9 часов» на корпусе двигателя (рис. 4).
4. Ослабьте натяжную гайку шкива и сбросьте натяжение ремня привода газораспределительного механизма.
5. Снимите зубчатый ремень.
Рис.3
Рис. 4
Установка ремня распредвала
Тщательно очистите уплотнительный фланец водяного насоса на блоке двигателя и удалите все следы старого герметика. Установите новые компоненты из комплекта ремня ГРМ. Аккуратно нанесите герметик на фланец водяного насоса (рис. 5, 6).
Рис. 5
Рис. 6
1. После установки водяного насоса (10 Нм) подождите не менее часа перед заполнением системы хладагентом. Имейте в виду, что если в течение времени первоначального наблюдения после установки утечек не наблюдается, они все же могут проявить себя позже на поверхности уплотнения водяного насоса. Проверьте положение отметок распределительного и коленчатого валов на предмет смещений.
Рис. 7
Рис. 8
2. Установите метки ремня газораспределительного механизма в соответствии с меткой распределительного вала и линией, обозначенной на зубчатом ремне. Выемка на головке блока цилиндров и метка на звездочке распределительного вала должны находиться приблизительно в положении «9 часов». Далее установите метки насоса охлаждающей жидкости, коленчатого вала и натяжного шкива, учитывая направление вращения двигателя (рис. 7, 8). Направление движения ремня указывает стрелка (рис. 9). Следите за тем, чтобы во время монтажа ремень ГРМ не был перекручен! Ремень синхронизации должен быть плотно зажат между звездочками на жесткой стороне.
Рис. 9
3. Ремень привода пропускается через натяжной шкив. Для этого вставьте ключ в натяжной шкив, поверните натяжной шкив против часовой стрелки и затяните его на 7 Нм (рис. 10).
Рис. 10
Измерительную головку тестера натяжения следует устанавливать на 1–2 см выше ремня газораспределения (рис. 11), используя только один из датчиков измерительной головки – не оба, в противном случае не произойдет считывания (рис. 12).
Рис. 11
Рис. 12
Установив измерительную головку над ремнем ГРМ и перемещая его, нужно проверять показания на дисплее тестера. Та модель, которая изображена на снимке, предполагает снятие 2 измерений (рис. 13), значения которых затем будут объединены (рис. 14, 15). Сумма должна достигать 250 Гц. Если этот показатель достигнут, можно затянуть натяжную гайку шкива, после чего дважды провернуть коленчатый вал.
Рис. 13
4. Используя натяжитель, добейтесь оптимальной настройки на отметке ВМТ (верхняя мертвая точка) цилиндра 1, полагаясь в исправлениях на данные тестера. Ослабьте натяжную гайку шкива, вставьте натяжной ключ в натяжной шкив, а измерительную головку в правильное положение – около 1–2 см выше ремня. Установите измерительную головку на ремне ГРМ, перемещая его, и проверяйте показания на дисплее тестера. Здесь также должны быть взяты 2 измерения, сумма которых должна достигать 160–210 Гц. Если показания не достигнуты, поверните натяжной шкив против часовой стрелки до тех пор, пока на дисплее не появится нужное число.
Рис. 14
Рис. 15
5. После установки правильного показания натяжения затяните гайку шкива и проверните двигатель на 2 оборота в направлении вращения.
6. Установите метки клапанов на отметку ВМТ цилиндра 1. Далее установка производится так же, как описано выше в пунктах 2 и 3. Положение «9 часов» на метке распределительного вала должно совпадать с выемкой в головке блока цилиндров (рис. 3). Засечка коленчатого вала также должна совпадать с выемкой на корпусе двигателя приблизительно на «9 часов» (рис. 4, 16).
Рис. 16
7. Снова проверьте натяжение ремня газораспределительного механизма. Сумма двух показаний должна достигать 160–210 Гц. Если это значение не достигнуто, следует повернуть натяжной шкив против часовой стрелки до тех пор, пока на дисплее не появится необходимое показание.
8. Затяните натяжную гайку шкива.
9. Моменты затяжки двигателя: M10 x 1,25 = 60 Нм, M8 x 1,25 = 22 Нм
10. Запишите данные ремня привода и приклейте их в моторном отсеке (рис. 17).
Рис. 17
В заключение операции замены выполните на автомобиле тестовый заезд.
По материалам ContiTech Transmission Group