Долго размышлять о назначении термостата не приходится, ведь название этого устройства говорит само за себя: стабилизирующий температуру.
Двигатель внутреннего сгорания работает в широком температурном диапазоне, навязанном как внутренними нагрузочными характеристиками, так и внешними климатическими условиями. При этом чем меньше температурные перепады, тем стабильнее и продуктивнее становится функционирование мотора. Назначение терморегулятора как раз и состоит в сведении пиковых температурных показателей к довольно узкому диапазону.
С точки зрения механики наиболее популярная модель термостата с термочувствительным расширяющимся элементом выглядит достаточно просто. В основе его действия заложен принцип увеличения в объеме нагреваемого вещества. Такое расширение в термочувствительном элементе приводит к перекрытию соединения контура охлаждения с радиатором дисковой заслонкой. При этом по перепускному клапану жидкость возвращается в двигатель, не успев сильно остыть. Далее, когда термостат подвергается воздействию температуры, заданной ему в качестве рабочей, он поддерживает дисковую заслонку в среднем положении, и двигатель получает смесь из прогретой и охлажденной жидкости. Если же температура начинает расти, термостат открывается полностью, и в двигатель поступает охлаждающая жидкость, циркулировавшая через радиатор по большому кругу, соответственно остывшая и способная снять излишки тепла с мотора.
И коль уж мы понимаем, к чему может привести перегрев двигателя, то и значение термостата в системе охлаждения объяснять не стоит. Тем более что от его исправной работы зависит комфорт в салоне автомобиля, ведь это устройство участвует не только в охлаждении мотора, но и в стабильной работе салонного отопителя.
Несмотря на простоту и надежность термостатов с термочувствительным расширяющимся элементом, специалисты некоторых компаний-производителей все же констатируют возвраты проданных устройств с жалобами на течь или нештатную работу. В ходе выяснения причин рекламаций нередко обнаруживается, что нарекания связаны с неправильной установкой термостата, применением герметика или прокладки с неподходящими для этого свойствами.
Неправильно применяемые прокладки или герметики, например, могут разрушиться или при монтаже сузить пространство трубопроводов до размеров, не предусмотренных конструкцией.
Иногда герметик наносят так щедро, что его частицы попадают внутрь системы охлаждения, провоцируя закупорку трубопроводов, радиаторов и препятствуя току охлаждающей жидкости. Фрагменты герметика или прокладки вполне могут помешать диску термостата открываться и закрываться, а это, в свою очередь, приведет к перегреву двигателя.
Поэтому компании, производящие термостаты, в большинстве своем не принимают претензий, если видят, что при монтаже устройства был использован герметик или нештатная прокладка, и настоятельно рекомендуют сервисменам отказаться от их применения.
Еще одной причиной неисправности новых термостатов является то, что мастера пренебрегают очисткой контура охлаждающей жидкости и удалением оттуда воздушных пробок.
При замене термостата, когда контур охлаждения открывается, из него выходит охлаждающая жидкость, а ее место заполняется воздухом, который в ходе монтажа нового термостата необходимо удалить, и правильнее это сделать с помощью специального устройства, создающего в системе охлаждения вакуум. Таким образом жидкость попадет в систему без образования изолированных воздушных пробок. Нужно помнить, что воздух из контура необходимо удалять каждый раз при его обслуживании.
Корпусный термостат
Немаловажно также убедиться в том, что в систему залит рекомендованный автопроизводителем антифриз. Ведь если это не так, термостат и другие элементы системы могут подвергнуться коррозии или активному окислению.
Следует знать, что не все антифризы разрешается смешивать. К неприятным последствиям неизбежно приводит все еще широко распространенная у технически малограмотных автолюбителей практика применения в качестве охлаждающей жидкости обычной водопроводной воды, богатой минералами и солями. В этом случае процесс электролиза ускоряет износ системы в целом и термостата в частности. Кстати, важно обеспечить и выравнивание электрического потенциала между двигателем и кузовом автомобиля, то есть провод массы, идущий от аккумулятора, не должен иметь повреждений.
Некоторые автопроизводители предписывают смешивать охлаждающую жидкость с дистиллированной водой, при этом необходимо строго соблюдать рекомендуемые пропорции. Важно не упускать из виду тот факт, что охлаждающая жидкость подвержена старению, а значит, ее необходимо регулярно менять в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.
Помимо термостатов с термочувствительным расширяющимся элементом мастерам все чаще приходится иметь дело с электронно-управляемыми термостатами, в которых предусмотрена настройка температуры открытия. Такой термостат содержит нагревающийся резистор, который своим воздействием на расширяющийся элемент может корректировать циклы его работы. Данные о параметрах сохраняются в памяти блока управления двигателем.
Электроподогреваемый термостат
Электронно-регулируемые термостаты можно отличить по электрическому разъему на корпусе. Иногда механики принимают такой термостат за датчик температуры и снимают его для проверки, повреждая фиксирующие скобы, контакты и проводку нагревающего резистора. В результате подобных проверок термостат выходит из строя, температурный режим работы двигателя не соблюдается, а блок управления выдает ошибку.
Поэтому, имея дело с электронно-управляемым термостатом, нельзя отсоединять и снимать фиксирующие скобы соединительного штекера. В работе с таким термостатом также недопустимо использование герметика, разрешено применять только оригинальные твердые прокладки.
Соблюдение вышеописанных несложных правил поможет безаварийно использовать уже эксплуатирующиеся и вновь устанавливаемые термостаты вне зависимости от того, как они устроены.