31 октября 2024
Мастер-класс

Кавитационные повреждения грозят проблемами

Пузырьки воздуха в системе охлаждения могут привести к серьезным повреждениям. Это явление именуется кавитацией, и своевременное обслуживание системы может помочь его предотвратить. Технические тренеры компании Mahle выделили ключевые моменты в этой проблематике.

Кавитация подразумевает образование и внезапное схлопывание пузырьков пара в быстротекущих жидкостях. Схлопывание создает огромные перепады давления, в результате чего от поверхностей деталей отрываются микроскопические элементы. Постепенно так образуется все больше и больше кратеров, которые со временем увеличиваются в размере, пока деталь окончательно не перестанет функционировать или не разрушится.

В большинстве случаев причиной кавитационного повреждения компонентов системы охлаждения становятся ее дефекты или ненадлежащее техническое обслуживание. Если в системе не создается достаточного давления, температура кипения охлаждающей жидкости падает, что, в свою очередь, способствует образованию пузырьков пара. К кавитации может привести целый ряд факторов:

  • недостаток или отсутствие концентрата (антифриза) в охлаждающей жидкости и вследствие этого слишком низкая точка кипения;
  • исчерпавшая свой рабочий ресурс охлаждающая жидкость, в которой выработались присадки и ингибиторы, предотвращающие вспенивание;
  • неисправность клапана избыточного давления в пробке расширительного бачка, вследствие которой давление стравливается и не растет;
  • посторонние предметы или загрязнения в охлаждающей жидкости, например остатки герметика или отложения.

Кавитационные процессы в контуре системы охлаждения могут привести к целому ряду дефектов:

  • при конструкции с мокрыми гильзами цилиндров на поздней стадии повреждения охлаждающая жидкость может просочиться в цилиндр, что приведет к полному отказу двигателя из-за гидравлического удара;
  • если посторонний предмет застревает внутри теплообменника, например в многослойной пластине или в маслоохладителе тормоза-замедлителя, поток жидкости вокруг этого препятствия может привести к турбулентности и образованию пузырьков пара, а также к утечке масла и охлаждающей жидкости;
  • кавитация в насосах охлаждающей жидкости приводит к разрушению лопастей крыльчатки, и по этой причине со временем скорость подачи жидкости падает, пока циркуляция не прекращается вовсе.

По материалам Technical Messenger Mahle

Понимая пагубность процесса кавитации, важно вовремя и регулярно менять охлаждающую жидкость в соответствии со спецификациями автопроизводителя. При наличии посторонних предметов или отложений в контуре системы охлаждения его необходимо тщательно очистить и промыть. При наличии теплообменников (маслоохладителей) важно убедиться в герметичности обоих контуров для предотвращения перекрестного загрязнения.

Фотоматериал Mahle

Похожие материалы

Замена ремня в Ford Transit

admin

Стабилизатор − недооцененный компонент

admin

Мосты больше не «пойдут гулять»

admin