Автопарк нашей страны последние годы стремительно обновляется, однако «пожилых» автомобилей на дорогах все еще немало. При этом статистика говорит о том, что в большинстве стран средний возраст транспортных средств становится все солиднее. И еще: более половины ДТП, в которых участвуют автомобили, выпущенные 10 лет назад и ранее и имеющие свыше 15000 км пробега, случается из-за неисправных амортизаторов.
Срок службы амортизаторов зависит от многих факторов: от состояния дорог, от загруженности автомобиля, от пробега и стиля вождения, от климатических условий, от попадания в устройство воды и соли. Таким образом, даже в свежих автомобилях амортизаторы могут оказаться изношенными достаточно сильно.
Специалисты компании BILSTEIN считают весну самым подходящим временем для проверки подвески вообще и амортизаторов в частности, ведь это так удобно делать при смене резины с зимней на летнюю.
Процесс выхода амортизатора из строя зачастую незаметен для водителя. Да и во время технических осмотров, как правило, проводится лишь визуальный контроль, который носит поверхностный характер. Так можно не рассмотреть скрытую опасность, «долгоиграющий» процесс, который способен однажды привести к самым драматическим последствиям. Действительно, чего можно ожидать от автомобиля, колеса которого периодически теряют сцепление с поверхностью дороги, а тормозной путь на 20% длиннее, чем должен быть? Кроме того, увеличивается риск аквапланирования, сводится на нет работа таких электронных систем, как ABS и ESP, при прохождении поворотов или при перестроении возможен боковой занос.
На иллюстрациях, предоставленных компанией BILSTEIN, можно сравнить неисправный амортизатор с исправным однотрубным газонаполненным амортизатором. В исправном амортизаторе масло контролируемо перетекает через проходные отверстия клапанов рабочего поршня и оптимальное демпфирующее усилие обеспечивается в любой фазе: как при сжатии, так и при отбое. Если же цилиндр амортизатора или уплотнитель изношены, возникает дополнительный поток масла от рабочего поршня, при этом снижение давления масла приводит к недостатку демпфирующего эффекта.
Визуальная проверка позволяет обнаружить утечку масла из амортизатора или другие явные внешние дефекты, однако фактическое состояние износа и состояние демпфирующей силы может быть определено лишь на тестере для амортизаторов, причем проводить проверку необходимо через каждые 20000 км.
Распространено ошибочное мнение, что в Европе ездят только на новых автомобилях и с их обслуживанием все обстоит очень благополучно. По данным Немецкой ассоциации организаций технического контроля (DEKRA), каждый пятый автомобиль после первого же осмотра не получает свидетельства, позволяющего ему выйти на дорогу. В автомобилях, проходящих экспертизу DEKRA после аварий, в среднем в 36% случаев обнаруживают серьезные неисправности. Приводящие к авариям дефекты подвески эксперты устанавливали примерно в 20% случаев. Особенно выделяются при этом более старые машины, владельцы которых пренебрегают необходимым техническим обслуживанием и ремонтом. Согласно исследованиям Общества технического контроля GTU, примерно у 15% всех автомобилей неисправны были именно амортизаторы.