Можно ли встретить сегодня профессионального автомастера, который не знаком с динамометрическим ключом? Наверное, нет. Другое дело, что ключ ключу рознь: они ведь разные бывают.
Давайте уточним их устройство и предназначение.
Динамометрический ключ предназначен для контроля усилий, прилагаемых к резьбовым соединениям. Иначе говоря, такой ключ контролирует момент затяжки или момент силы. Измеряется эта величина в ньютон-метрах (Нм, Nm).
Квалифицированное применение этого инструмента позволяет избежать срыва резьбы, поломки гаек, граверов и болтов, скручивания и растрескивания трубок, неплотного соединения узлов. Благодаря наличию реверса в механизме динамометрического ключа, его можно использовать и для раскручивания резьбовых соединений.
В стремлении следовать правилам затяжки, рекомендованным производителями, мы сегодня можем выбирать из нескольких вариантов.
Ключ, внешне похожий на трещотку, но со шкалой и стрелкой, так и называется – стрелочный. Его главное преимущество в конструкционной простоте и невысокой стоимости. Но и недостатки существенны: измерительная погрешность такого ключа составляет 6 – 8%. Кроме того, его необходимо настраивать с помощью вращающейся ручки, выбирая в диапазоне величин усилий необходимое значение, ориентируясь на две шкалы ключа. Установив в ключ головку, можно затянуть соединение до щелчка, который не только будет слышен, но и почувствуется рукой. На этом затягивание необходимо остановить, несмотря на то что ключ способен продолжать работать и дальше.
По окончании работы все настройки на устройстве нужно сбросить, привести к нулю, чтобы не оставлять в напряжении пружину, находящуюся внутри ключа. Иначе динамометрические показания прибора от раза к разу будут все более недостоверны.
Показания динамометрических ключей предельного типа (щелчковых) более точны: погрешность данных составляет около 3 – 5%. Они названы так, оттого что каждый конкретный ключ этого вида имеет строго ограниченный диапазон прилагаемых усилий. Требуемое усилие здесь тоже устанавливается по двум шкалам, затем параметры фиксируются стопорной гайкой и ключ готов к работе. О достижении нужного усилия сообщит громкий щелчок. Это на сегодняшний день самые популярные приборы, которые используются как автолюбителями, так и профессионалами. Такой ключ прост, надежен и недорог.
Еще есть динамометрические ключи индикаторного типа – самые дорогие и наиболее точные приборы. Погрешность их показаний может составлять около 1%, поэтому их используют в производстве или на СТО высокого сервисного уровня. Такие ключи, как правило, имеют электронное табло, а показания непосредственно с этих приборов можно загрузить в компьютер. Последовательность выполнения задач в таком инструменте можно программировать.
Бывает, что величина затяжки винтового соединения превосходит пределы любых динамометрических ключей, и тогда требуется редуктор-усилитель, называемый также мультипликатором. Это устройство посредством шестерен может в разы увеличить силу динамометрического ключа.
Еще нужно знать, что большинство динамометрических ключей ориентировано на взаимодействие с правосторонней резьбой, но есть и такие, что «готовы пойти налево».
Мы не преследовали цели охватить все многообразие видов динамометрических ключей и назвали лишь основные, наиболее востребованные. Но, учитывая все труднообозримое множество, важно знать базовые правила работы с ключами.
Какой бы из ключей ни применялся в вашей практической деятельности, не используйте динамометрический ключ в качестве обычного воротка.
Следует отказаться от попыток развинчивать с помощью динамометрического ключа застарелые ржавые соединения.
Нельзя превышать заданные усилия затяжки.
Нужно беречь инструмент от ударов, нагрева, попадания воды.
Периодически нужно проводить поверку динамометрических ключей: вы ведь хотите, чтобы он показывал величину усилия, а не артериальное давление вашей бабушки.
И главное: перед использованием динамометрического ключа не поленитесь подробно ознакомиться с инструкцией, ведь производители, уважающие себя и вас, подробно расписывают не только правила настройки и обращения с реализуемым продуктом, но и регламент его обслуживания.
И не забывайте: динамометрический ключ – это, конечно, инструмент, но еще и… физический прибор, а значит, обращения он требует уважительного и бережного.
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал производителей