1 октября 2020
Автобизнес

Темы будущего и проблемы сегодняшнего дня

MAS 1238

Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) 17 января провела в Алматы масштабную пресс-конференцию, на которой сообщила о предварительных итогах деятельности отечественного автопрома в минувшем году, о состоянии рынка и планах на 2018 год.

Главной особенностью 2017 года аналитики ассоциации назвали переломный момент в динамике продаж. После затяжного спада 2014–2016 годов в марте 2017 года была зафиксирована стабилизация, а затем и выход из пике.

В итоге минувший год был ознаменован реализацией официальными дилерами 49 051 транспортного средства, в число которых вошли не только легковые автомобили, но и коммерческая техника, а также автобусы.

Согласно данным АКАБ, каждое третье из реализованных транспортных средств было сделано в нашей стране. Во многом этому способствовала государственная льготная программа, позволившая кредитовать продажи автомобилей, сделанных в Казахстане, под 4% годовых или предоставлять в лизинг технику под 3%. В 2018 году программа также будет работать, на ее развитие уже выделено около 10 млрд тенге, и ее револьверный механизм на сегодня сформировал капитал, исчисляемый суммой в 35 млрд тенге.

За год с конвейеров шести казахстанских автосборочных предприятий сошло 19 086 машин различного класса и назначения. Общая сумма выпущенной продукции оценивается в 139,5 млрд тенге, а налоговые поступления в бюджет вплотную приблизились к отметке 7 млрд тенге. В 2017 году основной задачей казахстанских автосборочных предприятий было наращивание доли локализации производства. Если в минувшем году она была доведена в производстве легковых автомобилей до 36%, то к концу 2019-го локализацию в этом сегменте планируется довести до 50%. В процессе строительства коммерческого транспорта локализация, по данным аналитиков АКАБ, уже сейчас составляет 53%.

MAS 1267

Лидером в объеме автопроизводства является костанайский завод «СарыаркаАвтоПром», загрузивший мощности новыми брендами. В 2017 году здесь было запущено производство автомобилей Ravon и Chevrolet Niva. Этот шаг позволил предприятию получить 71,3 млрд тенге, что составляет 51% от общей доли казахстанского автопроизводства. Вслед за лидером выступил завод «Азия Авто», выпустивший продукции на 42,7 млрд тенге. Далее в тройке лидеров числится казахстанско-российское предприятие «КАМАЗ-Инжиниринг», с конвейера которого сошло 820 грузовиков на сумму 13,6 млрд тенге.

Минувший год также ознаменовался началом официальных продаж в нашей стране электромобилей. Казахстанцы купили 4 BMW i3. Этот экологичный вид транспорта начали собирать на костанайском автосборочном предприятии, производя электромобили JAC iEV6e и iEV7. Параллельно с этим в ближайшее время в Астане и Алматы планируется установить по 50 зарядных станций E-line украинского производства, появятся они и на трассе Астана – Боровое. Уже к концу 2018 года по стране планируется довести число зарядных станций для электромобилей до 350. Средства на реализацию данного проекта в сумме 303,7 млн тенге выделит «Оператор РОП».

Генеральный директор Mercur Auto Канат Акишев сообщил собравшимся, что в 2018 году компания намерена пополнить свой ассортимент электромобилями нескольких брендов. Он назвал это намерение «с одной стороны, темой будущего, а с другой – проблемой сегодняшнего дня», имея в виду появление на рынке передового продукта при отсутствии соответствующей инфраструктуры.

Как видели читатели в регулярно публиковавшихся в нашем журнале статистических сводках, в объемах продаж 2017 года лидерство принадлежало брендам Toyota и Lexus (9267 и 1175 автомобилей соответственно), на второй позиции обосновался бренд Lada (8733 ед.), замкнул тройку лидеров узбекский Ravon (4621 ед.).

MAS 1322

Продажи автомобилей премиум-класса успешнее всего в 2017 году были у BMW, бренд удвоил показатель по сравнению с 2016 годом, доведя его до 508 единиц. На втором месте оказался Lexus с показателем в 1164 единицы, а третье место занял Mercedes-Benz, продавший 280 автомобилей.

Присутствовавший на пресс-конференции президент компании «Тойота Моторс Казахстан» Кит Симмонс в ходе своего краткого выступления позволил сделать прогноз, согласно которому в 2018 казахстанский автомобильный рынок ожидает рост, который приведет к прибавлению продаж на 5–10 тыс. единиц по сравнению с годом минувшим.

Свой прогноз озвучила и вице-президент АКАБ Анар Макашева. По ее мнению, рост продаж новых автомобилей через официальные источники вырастет на 15–20% и будет в основном обеспечен реализацией продукции казахстанской сборки при поддержке налоговыми льготами для отечественных производителей.

Помимо насыщения автомобилями собственного рынка Казахстан в 2017 году экспортировал 1480 машин в ближнее и дальнее зарубежье, получив от этого доход, исчисляемый в 5,8 млрд тенге. Как отметил в своем выступлении исполнительный директор КМК «Астана Моторс» Антон Афонин, по сравнению в 2016 годом число экспортированных автомобилей выросло в 4 раза. В числе покупаемых за границами Казахстана Lada 4×4, кроссоверы JAC S3, грузовики Hyundai HD78 и HD 35. Эти машины отгружаются в Беларусь, Китай, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Основным и наиболее емким рынком среди этих стран для Казахстана является Россия, однако, по справедливому замечанию исполнительного директора «Астана Моторс», наш северный сосед готов приобретать только ту продукцию, которую не производит сам. Это означает, что на сегодня линейки моделей JAC и Hyundai являются «козырями в кармане» Казахстана.

MAS 1333

Помимо всего прочего 2017 год стал первым полным годом работы программы выкупа у казахстанцев старых автомобилей взамен на денежные суммы или скидочные сертификаты. Как сообщила на пресс-конференции руководитель отдела реализации проектов ВЭТС ТОО «Оператор РОП» Рыскуль Есдаулетова, оператор принял за год около 40 тыс. машин, разместив автохлам на 17 накопительных пунктах по всей стране. С них вышедшие из обращения машины отправляются на переработку. Как заверила представитель ТОО «Оператор РОП», этот процесс проходит поэтапно – с сепарированием различных твердых и текучих материалов в соответствии с требованиями экологической безопасности.

Рыскуль Есдаулетова напомнила, что скидочный сертификат, поученный в обмен на сдаваемый автомобиль, действителен в течение одного года и его можно дважды переоформить на другое лицо. Интересно, что «Оператор РОП» с начала действия программы (конец 2016 г.) выдал около 8 тыс. сертификатов. Из них были «отоварены» менее половины – лишь 3 тыс. То есть наши соотечественники, как бы ни были скромны суммы компенсации, предпочитают брать наличными. И даже с ними, скорее всего, в автосалоны за новыми автомобилями не бегут.

Присутствовавшие на встрече журналисты задали представителям казахстанского автобизнеса ряд вопросов, при этом отметив традиционно обтекаемую дипломатичную форму ответов.

При всей небесполезности подобных встреч, я думаю, на ум многим представителям СМИ неоднократно приходила расхожая поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Многие из коллег, неоднократно побывавшие на различных зарубежных заводах, производящих автомобили и комплектующие, до сих пор не могут похвастать тем, что видели производство отечественных автомобилей. И уж тем более переработку машин, вышедших из употребления. А хотелось бы!

Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал: ©АКАБ

Похожие материалы

ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО?!

admin

Показатели растут

admin

Рост продолжается

admin

Оставить комментарий