Специалисты компании Tenneco обсудили вопросы информирования, выявления проблематики и поддержки в сфере обслуживания и ремонта транспортных средств с альтернативными источниками энергии. В контексте подготовки к «электрическому будущему» компания решила помочь дистрибьюторам и мастерским обрести более ясное видение перспектив.
Если еще пять лет назад появление электромобилей выглядело диковинным событием, то сегодня речь идет уже о реальном переходе на электромобили по всей Европе. Сомневающиеся в реальности этой тенденции, конечно, тоже остались. Тем не менее с каждым годом все больше крупных производителей комплектующих инвестируют миллиарды евро в разработку продуктов для электрических (BEV) и гибридных (HEV) моделей легковых автомобилей. Сегмент коммерческих автомобилей, возможно, остается последним наиболее крупным оплотом двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Быстрый сдвиг в сторону электрификации транспорта принесет значимые последствия как для потребителей и продавцов автомобилей, так и для рынка послепродажного обслуживания: от производителей запчастей до механиков мастерских. Это, вероятно, изменит характер отношений между потребителями услуг и автомобильным сервисом, предоставив для последнего серьезную возможность создания цепочки добавочной стоимости в послепродажном обслуживании.
Недавние исследования показали, что период ожидания обслуживания для клиентов, полагающихся на автосалоны, превысил полный день. Следовательно, поставщики услуг послепродажного обслуживания, которые смогут обеспечить более быстрое обслуживание и большее удобство – будь то с ДВС или EV, – будут иметь значительное конкурентное преимущество.
В Tenneco считают, что любая возможность, связанная с электромобилями, основана на двух разных точках зрения: что мы знаем о количестве транспортных средств (как с ДВС, так и электромобилей) и что мы ожидаем от каждого нового поколения BEV и HEV.
На сегодня самое очевидное наблюдение заключается в том, что электрификация доминирует в заголовках СМИ, а автомобили с двигателями внутреннего сгорания продолжают доминировать на дорогах. Статистические данные показывают, что, несмотря на 500-процентное увеличение в продажах электромобилей с 2019 года, автомобили с ДВС по-прежнему составляют более 98% парка.
Мы также знаем, что современные автомобили с ДВС более производительны, долговечны и более ценны в качестве личного имущества, чем любое предыдущее поколение легковых автомобилей. Средний возраст автомобилей сейчас превышает 12 лет и продолжает расти из-за целого ряда факторов: высокое качество и долговечность материалов, рост стоимости новых и подержанных автомобилей и, по крайней мере временно, дефицит в цепочках поставок, который снизил доступность новых транспортных средств. Суть в том, что существующие запасные части и сервисные возможности, привязанные к автопарку с ДВС, вероятно, останутся значимым фактором в следующем десятилетии. Вместе с тем исследования показывают, что электромобили резко снизят спрос на обычные компоненты – масло, прокладки и другие детали. Зато они уже увеличивают спрос на сменные шины. По данным венчурной компании Trucks VC, инвестирующей в ряд мобильных решений, владельцы EV возвращаются к автодилерам и на вторичный рынок для замены шин на 30% чаще, чем владельцы автомобилей с ДВС. Это указывает на новую важную возможность для мастерских и их поставщиков – установить выгодные сервисные отношения с владельцами аккумуляторно-электрических и гибридных автомобилей. Шины вместе с шасси и тормозами будут окном к этим возможностям.
Штука в том, что вес и расположение аккумуляторных батарей электромобиля несут дополнительную нагрузку на компоненты конструкции в различных дорожных ситуациях.
Еще одной важной тенденцией обслуживания электромобилей является их бесшумность. Водители улавливают даже слабые звуки, исходящие из-под их транспортных средств. Это может привести к более частой замене эластомерных втулок, а также к замене широкого спектра других деталей рулевого управления и подвески.
Есть в теме электротранспорта и особенности в обслуживании тормозной системы. Специалисты не раз высказывались о снижении фрикционного износа за счет рекуперативного торможения, но реальность такова, что технологии торможения электромобилей и гибридных автомобилей, похоже, помогут независимым СТО привлечь новых клиентов за счет дилеров OE.
Как и в случае с деталями рулевого управления и подвески, электромобили предъявляют высокие требования к компонентам тормозной системы. Из-за веса аккумуляторных батарей тормозные колодки электромобиля часто должны обеспечивать большую тормозную способность. Кроме того, значительно более резкое ускорение электромобилей может увеличить частоту столь же резких замедлений, что опять же потребует высокопроизводительной тормозной системы и особых фрикционных компонентов. Мы также знаем, что шум и вибрации тормозов являются частыми причинами жалоб водителей дилерам оригинального оборудования и независимым мастерским. Учитывая почти бесшумную работу аккумуляторных электромобилей, скрип тормозов и другие шумы будут гораздо более критичны для владельцев этих транспортных средств, нежели для владельцев машин с ДВС.
Поскольку рекуперативное торможение уменьшает количество контактов колодок с тормозным диском, у фрикционного материала зачастую нет возможности достичь оптимальной рабочей температуры. Это означает, что формула трения должна обеспечивать согласованность и стабильность в сравнительно широком диапазоне температур. Понимание требований современных технологий торможения электромобилей в конечном итоге приносит пользу независимым мастерским, использующим, качественные тормозные колодки.
Также ключом к успешному обслуживанию электромобилей является использование надлежащей тормозной жидкости. Для этого уместна узкоспециализированная тормозная жидкость DOT 5.1, которая обеспечивает более высокие температуры кипения (сухую и влажную), улучшенную защиту от коррозии, более низкую электропроводность, превосходную смазывающую способность и низкую вязкость.
Еще одно предположение, в котором сегодня уверены специалисты Tenneco, заключается в том, что независимо от того, насколько велика будет потребность в обслуживании электромобилей в ближайшие несколько лет, эти автомобили станут фундаментальным изменением для каждого владельца мастерской и механика. Из этого следует важность технического обучения сервисменов.
Фотоматериал BMW, Skoda, Daimler AG, Ford, Philips, ZF