22 октября 2020
Автобизнес

Против контрафакта и фальсификата

В конце сентября в интернет-пространстве состоялся международный форум «Рынок поддельных запчастей: масштаб, опасность, пути решения проблемы». Мероприятие было инициировано независимой аналитической организацией «ТИАР-Центр» и компанией Osram. Форум рассмотрел проблемы, не один год волнующие представителей рынка запчастей, и выработал ряд рекомендаций.

Прежде всего стоит уточнить, что понятие «контрафактный товар» подразумевало изделия, на которых был незаконно размещен официально зарегистрированный товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения. Контрафактные товары в подавляющем большинстве случаев также являются и фальсификатами, то есть товарами, не соответствующими принятым для данной продукции техническим стандартам и регламентам и/или содержащими недостоверную информацию о своих свойствах и характеристиках.

По данным «ТИАР-Центра», доля контрафактных товаров на вторичном рынке автокомпонентов последние несколько лет имеет тенденцию к росту. Вместе с тем привлечение к ответственности по этому виду правонарушений просто мизерно. Ситуацию усугубляет и то, что подавляющее большинство автовладельцев не обладают достаточными знаниями для подбора качественных деталей и материалов.

Аналитики констатировали прямую связь между оборотом контрафактных деталей и безопасностью дорожного движения. Из-за некачественных деталей растет нагрузка на окружающую среду, ведь они чаще выходят из строя, а в процессе эксплуатации транспортных средств провоцируют высокие выбросы углекислого газа.

В своей работе специалисты «ТИАР-Центра» использовали данные экспертных интервью с представителями автопроизводителей, независимых производителей автокомпонентов, организаций автовладельцев и профессионалов автосервиса, а также информацию, полученную от юристов, занятых в области защиты интеллектуального права.

Интересно, что сейчас около 11% в объеме контрафакта составляют изделия с незаконно нанесенным товарным знаком, но около двух третей представлены деталями с лейблами, сходными с зарегистрированными до степени смешения. То есть производитель такой подделки меняет одну-две буквы в названии официального бренда и вместо Bosch, например, реализует Bocsh. А вот с десяток лет назад контрафакт в большинстве своем нес оригинальные названия и более-менее удачно копировал фирменный дизайн. Изменение соотношения свидетельствует, по мнению экспертов, о более продуктивной работе государственных органов и правообладателей, выявляющих и пресекающих оборот подделок.

Наиболее часто подделывают так называемые расходники, то есть регулярно заменяемые детали. В отдельных категориях этой группы доля контрафакта достигает 45%. Чем дороже автомобиль, тем больше владельцы склонны заказывать техническое обслуживание у официальных дилеров, поэтому доля контрафактных компонентов в премиальном сегменте довольно низка.

Прослеживается связь и между объемом оборота контрафактных деталей и годом выпуска модели автомобиля. На максимум выпуск контрафакта выходит не раньше чем модели исполнится пять лет, так как до этого запчасти требуются в очень небольшом количестве, да и на отладку производства новых компонентов нужно время.

Наиболее часто на рынке встречаются контрафактные фильтры – масляные, воздушные, салонные и топливные; тормозные диски и колодки; приводные ремни и цепи; детали подвески; лампы и фары. Нередко встречается контрафакт среди подушек и ремней безопасности, от надежности которых при ДТП зависят здоровье и жизнь водителя и пассажиров.

Изготавливают контрафактные детали как в кустарных условиях, так и на производстве. Это могут быть восстановленные изделия или выполненные по полному циклу. Но в любом случае материалы и технологический процесс, используемые в производстве подделок, не будут отвечать стандартам автопроизводителей и государственным регламентам. Соответственно, невысокими будут и эксплуатационные характеристики. Такие компоненты, как правило, выходят из строя существенно быстрее оригинальных частей, что становится неожиданностью для автовладельцев, рассчитывающих на гарантированный брендом ресурс работы.

Реализация контрафактных деталей конечному потребителю осуществляется в основном через оптово-розничные рынки, некрупные розничные магазины, интернет-маркеты и несетевые автосервисы.

Во всем мире спрос на контрафактную продукцию тем выше, чем ниже покупательная способность населения. Продавцы подделок берут тем, что предлагают запчасти на 30–50% дешевле, чем изготовленные по всем правилам.

Артем Нуриахметов — Технический специалист компании Osram Russia

Технический специалист компании Osram Russia Артем Нуриахметов обратил внимание собеседников на то, как выглядит ситуация с приборами освещения. Он, в частности, сказал:

– Многие автовладельцы недооценивают важность качественных источников света и не понимают, что, сэкономив незначительную сумму, подвергают рискам себя, свою семью и других участников движения. Ведь мы знаем, что большая часть аварий происходит в темное время суток либо во время недостаточной видимости.

Поддельные запчасти могут спровоцировать поломку сопутствующих узлов, механизмов и систем. Например, контрафактные электрические компоненты в случае поломки способны вывести из строя проводку автомобиля. Таким образом, попытавшись сэкономить, автовладелец рискует столкнуться с необходимостью очень затратного ремонта.

Алексей Стрючков — Ведущий специалист по продажам компании Denso Rus

Ведущий специалист по продажам компании Denso Rus Алексей Стрючков констатировал:

– Цена современной технологичной свечи зажигания не превышает 700 рублей. Однако замена ее на контрафактную, которая дешевле всего на несколько сотен рублей, создает колоссальные риски. Кусочек поддельной свечи может обломиться и попасть в поршневую группу. В этом случае потребуется капитальный ремонт двигателя. Он обойдется владельцу автомобиля в десятки тысяч рублей.

Большинство крупных производителей автокомпонентов ведут активную просветительскую работу, внедряя образовательные программы для автосервисных предприятий, оптовых и розничных продавцов. Производители также работают со СМИ, расширяя осведомленность автовладельцев о различиях между оригинальной и поддельной продукцией, о рисках, связанных с использованием контрафактных деталей.

Многие производители берут на себя активную роль во взаимодействии с полицией: они самостоятельно проводят мониторинг рынка и осуществляют контрольные закупки, на основании которых составляют заявления о привлечении продавца контрафакта к ответственности.

В завершение форума его участники выработали меры, которые могли бы изменить сложившуюся ситуацию с контрафактом. Они предложили законодательно закрепить категорию «автомобильные комплектующие с высоким значением для безопасности дорожного движения»; продолжить процесс цифровой маркировки товаров; предусмотреть возможность уничтожения выявленных контрафактных компонентов по соглашению сторон без инициирования административного и уголовного производства; выявить организации, которые продают производителям и импортерам контрафактных компонентов «сертификаты соответствия»; улучшить оперативное взаимодействие и информационный обмен между таможенными ведомствами ЕАЭС; сформировать и начать применять единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ЕАЭС; увеличить охват контроля по контрафактной продукции с привлечением МВД; рекомендовать контрольно-надзорным органам в делах, связанных с оборотом контрафакта, добиваться в суде конфискации и уничтожения средств производства поддельной продукции.

Текст: Андрей Сафонов

Похожие материалы

За девять месяцев – больше, чем за год

admin

Продажи растут

admin

Конкурс завершён. Награждение состоялось!

admin

Оставить комментарий