Трудно представить современный мир без инженеров и изобретателей. Они двигают прогресс, заглядывая в «светлое завтра» чуточку дальше, чем способен на это обычный человек. Но идеи специалистов «приземлены» технико-экономическим обоснованием, производственными нормативами и другими рамками, а значит, не так смелы и фантастичны, как идеи начинающих специалистов.
Сегодня мы хотим рассказать о необычном проекте, который объединил «свежий мозг» студентов всего мира и предложил его коммерческой среде. Этот проект носит название DEMOLA.
В России проект начал свою работу совсем недавно, тем не менее он успешно развивается и интегрируется в бизнес-среду. Его суть заключается в объединении студентов для решения определенных задач, которые ставят перед ними представители реального бизнеса и коммерческих структур. Направления, в которых работают студенты, могут касаться сугубо технических вопросов, разработки прототипов, а также выдвижения бизнес-идей и решения конкретных задач.
Мы пообщались с представителем петербуржского отделения проекта Дарьей Мироновой, которая, помимо руководящей должности в проекте, возглавляет отдел научно-образовательных маркетинговых исследований университета ИТМО.
– С какими институтами Вы сотрудничаете?
– DEMOLA – это сеть, в которой задействованы международные университеты различного профиля. Офисы организации расположены по всему миру: есть представительства в Венгрии, Испании, Литве, Латвии и других странах Евросоюза. Вообще проект был основан в Финляндии в 2008 году, где и располагается сегодня штаб-квартира.
Наше представительство функционирует в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с 2014 года, и мы растем. Если в период осенней сессии прошлого года у нас были заявки на участие от 14 вузов, то к весенней сессии этого года количество увеличилось до 25.
– Кто обычно выступает в роли исполнителя проекта с вашей стороны?
– Как правило, это студенты последних курсов, аспиранты. Иногда они привлекают для консультаций старших специалистов институтов.
– Какие области для проекта являются приоритетными?
– DEMOLA не имеет четких границ. У нас есть разные направления: это и робототехника, и информационные технологии, а также маркетинговые решения. «Мегафон», например, обращался к нашим студентам по поводу разработки методики маркетинговых исследований. Есть в числе заказчиков компании, которые решают с нами инженерные задачи.
– Есть ли у проекта заказы от мировых брендов и компаний?
– Безусловно. На глобальном уровне проект сотрудничает с такими компаниями, как Nokia, Ericsson, Intel, BlackBerry, Sony Canon и другими. Из автомобильной промышленности можно выделить SAAB и производителя шин Nokian Tyres. На территории евразийского пространства мы присутствуем не так давно, но уже осуществили и ведем ряд инновационных проектов.
– Как студенты, желающие принять участие в проекте, оставляют свои заявки?
– Студенты высылают нам резюме. Мы их рассматриваем и, исходя из заявленного профиля, определяем студента в команду для выполнения конкретной задачи.
– Как происходит работа с непосредственным заказчиком?
– В нашем проекте все поделено на сессии – осеннюю и весеннюю. Мы собираем задачи от компаний в форме заявок и вывешиваем их на сайте проекта. Студенты знакомятся с этими проектами и подают свои заявки на участие. Далее из задействованных студентов формируются группы, и потом каждая работает над определенной проблемой. Контрольное время – две недели, в течение которых студенты предлагают решение поставленной задачи.
Каждую команду, помимо представителя вуза, курирует представитель компании. Таким образом налаживается тесный контакт между вузом, студентами и компанией-заказчиком.
Многие студенты после участия в проекте трудоустраиваются у непосредственного заказчика. Так что мы выполняем еще и определенные социальные функции.
– Какие финансовые затраты на первом этапе несет компания-заказчик? На какие средства существует проект?
– Мы не можем заказчику заранее гарантировать результат, а значит, и брать с него предоплату. Финансирование от заказчика поступает только после того, как студенты предлагают решение. Размер оплаты в каждом случае индивидуален и может варьироваться от 50 до 250 тысяч рублей в рамках одного проекта. Нередко случается, что компания продолжает сотрудничать со студентами для дальнейшей модернизации проекта. Глобально проект существует на деньги вузов и венчурных компаний.
– А кто предоставляет техническую базу для студентов при осуществлении проекта?
– Раз в неделю проходят встречи студентов с представителями компаний. Если для выполнения работы студентам требуются лаборатории или оборудование, то университеты-партнеры, такие, как ИТМО, предоставляют все необходимое. Кроме этого, сами компании, которые ставят задачу, обеспечивают студентов всеми необходимыми материалами.
– Как оформляются патенты на проекты?
– Студенты-разработчики являются правообладателями результатов, полученных в ходе решения задачи. Компания после приобретения результатов проекта имеет право распоряжаться ими, при этом студенты не теряют возможности в дальнейшем работать с полученными результатами. По сути, это что-то вроде неисключительной лицензии. Если компания заинтересована получить исключительное право на реализацию этих решений, она заключает договор со студентами о передаче прав.
– Могут ли казахстанские студенты принять участие в проекте DEMOLA?
– Этот вопрос находится в стадии обсуждения с финскими партнерами – нашими кураторами. При выходе проекта на российский рынок мы столкнулись с определенными трудностями, касающимися адаптации документации по проекту, его модернизации под потребности конкретного рынка и законодательства. Сегодня мы обсуждаем возможность расширения DEMOLA и выход на республики Евразийского пространства и те вузы, от которых регулярно получаем запросы. Если казахстанские вузы найдут проект интересным для себя, им следует обращаться либо к нам, либо напрямую в финский офис. После получения необходимой документации и прохождения определенных процедур подобный проект может заработать и в Казахстане.
– Ну а если уже сегодня казахстанские предприниматели захотят озадачить ваших студентов решением своих задач? Это возможно?
– Безусловно, мы всегда рады новым клиентам. При этом поиск оптимального решения может быть ограничен рамками нашего представительства либо включать глобальную сеть DEMOLA. Это обсуждается на начальной стадии формирования задания для студентов.
Иногда для решения определенных задач представитель заказчика должен быть в постоянном контакте со студентами. В этом случае мы используем Skype, а при необходимости и командировки, которые осуществляются за счет заказчика.
Мы рассматриваем любые задачи. Для этого необходимо отправить заявку на нашу почту. После ее изучения наши сотрудники обязательно свяжутся с претендентами и предоставят более подробную информацию о планировании проекта.