27 апреля 2024
Автобизнес

Мировой автосервис катится к кадровой яме

Состоявшаяся недавно первая международная конференция автосервисного бизнеса рассмотрела нюансы и отличия этой сферы предпринимательства в США, Китае, Германии и России. Организатором мероприятия выступила сеть FIT Service, в которую на сегодняшний день входит 258 автосервисных предприятий в России и Казахстане. Эта сеть начала формироваться в 2008 году, а недавно была признана лучшим франшизовым проектом по версии журнала Forbes.

Аналитические данные в ходе конференции озвучил Александр Груздев, руководитель компании Gruzdev-Analyze Experience. Эта российская компания уже более 20 лет занимается маркетинговыми исследованиями и изучением поведения клиентов, психологии покупателей, свыше 15 лет она исследует сферу автомобильного бизнеса более чем в 20 странах мира.

Предметом рассмотрения на конференции не случайно стали рынки Америки, Китая, Германии и России. Рынок США был выбран как один из наиболее развитых, рынок Китая – как самый динамично развивающийся, положение на рынке Германии было интересно с точки зрения «образцового» развития, ну а рынок в России рассматривался как наиболее емкий и своеобразный. Впрочем, если говорить о своеобразии, то оно в той же мере присуще и рынку Казахстана, разве что только масштаб скромнее. Поэтому материалы конференции, думается, будут небезынтересны читателям нашего журнала.

Итак. Лидером по количеству автосервисных предприятий является Китай – их в стране более 505 тысяч. Вторую позицию занимают Соединенные Штаты Америки – 237 тысяч станций, в Германии – 83 тысячи. А в России таких предприятий чуть больше 50 тысяч. Вместе с тем наш северный сосед занимает вторую позицию по количеству зарегистрированных автомобилей на одно сервисное предприятие – 978 автомобилей. Впереди только США с показателем 1186 машин на один автосервис.

Из вышеприведенных данных было выведено количество заездов на сервисные станции. По этому показателю лидируют США и Китай, 656 млн и 629 млн заездов соответственно. Среднее количество заездов на сервис одного автомобиля в год в этих странах составляет 2,3 и 2,2 раза. В России при 100 млн машинозаездов в год каждый автомобиль в среднем приезжает в сервис также не менее двух раз в год.

Александр Груздев отметил, что среднее количество машинозаездов в год не сильно отличается от страны к стране, а значит, важным фактором является пробег. В России этот показатель уверенно растет, средний пробег автомобилей здесь в 2020 году вырос до 12 846 км (в 2019 году – 12 719 км). В Германии в 2020 году средний пробег сократился на 17%, в США – на 7% и практически не изменился в Китае. Из-за закрытых границ россияне устремились в дальние поездки внутри страны. Если раньше многие из них отдыхали за границей, то в 2020 году центрами притяжения стали южные регионы, морское побережье, Алтай и Байкал. В Европе и США ограничения снизили количество путешествующих.

Есть у национальных рынков автосервиса и другие интересные особенности. Так, например, в Китае отрасль развивается по типу сервиса Uber. Клиент открывает приложение на смартфоне, нажимает «Поменять колодки», и приложение указывает ближайшие станции, на которых это можно сделать прямо сейчас, завтра или через неделю. В вариантах присутствует градация по цене, рейтингу и близости станции.

А вот особенностью рынка России можно считать стареющий автопарк и любовь к починке автомобиля своими силами. Почти треть автовладельцев производят ремонт и обслуживание самостоятельно. Следом за Россией уверенно идут США, где 18% автовладельцев тоже делают ремонт и обслуживание без помощи профессионалов. Причем это не рассматривается как средство экономии, а скорее вызвано желанием сделать лучше и качественнее.

Почти треть автовладельцев России обращаются в сервис со своими запчастями. Если в США (5%) и Германии (2%) еще встречаются подобные прецеденты, то в Китае такая ситуация исключена абсолютно. В стране совсем недавно сформировался автомобильный рынок, поэтому у водителей нет навыков самостоятельного обслуживания авто. В Китае обычное дело – купить новый автомобиль, обслуживать его у дилера, а затем уже обращаться на независимую СТО, прокомментировал Александр Груздев.

В США работает около 64 000 магазинов автозапчастей, их количество более или менее стабильно. В России функционирует около 32 000 магазинов автозапчастей, но их число сокращается, уступая долю интернет-площадкам.

В России водителей больше, чем автомобилей: на 37 млн эксплуатируемых автомобилей приходится 72 млн водителей. Количество водителей в Китае также в 1,5 раза больше автопарка страны, но число автомобилей здесь стремительно нарастает. За последние 10 лет автопарк Поднебесной вырос на 420% (+223 млн единиц). На втором месте США с приростом в 32 млн автомобилей. Однако в Китае на 1000 жителей приходится лишь 188 автомобилей, а в США – 838 единиц на тысячу.

Европейские и американские рынки хоть и прирастают, но продажи автомобилей в этих странах направлены преимущественно на обновление парка. В развивающихся странах, где пока нет большого насыщения автомобилями, есть потенциал роста продаж.

Несмотря на ежегодный прирост автопарка всех четырех стран, неумолимо растет средний возраст эксплуатируемых автомобилей. Минимальный средний возраст автомобилей в Китае – 5 лет, а самые «возрастные» автомобили в России – почти 14 лет. В Германии средний возраст машин составляет 9,6 года.

По общему мнению экспертов конференции, дефицит квалифицированных кадров является сегодня глобальной, общемировой проблемой, она стоит крайне остро для всех стран. HR-директор международной сети автосервисов Fit Service Светлана Соловьева констатировала, что дефицит технических специалистов через 3–5 лет грозит отрасли кадровой ямой. Дело в том, что выпускники специализированных учебных заведений осваивают в основном теорию. В итоге, отучившись 3–4 года, они не знают, как поменять масло в современном автомобиле. Только 2–4% выпускников имеют практические навыки и могут хоть как-то приступить к работе.

Более того, по единогласному мнению всех экспертов, в ближайшие 5–7 лет независимые СТО по всему миру столкнутся с проблемой найма программистов для ремонта и обслуживания автомобилей с системами автономного вождения. Ситуация вызывает серьезную обеспокоенность.

Полную версию можно посмотреть в записи: https://youtu.be/igTPBGfDu1w

 

Похожие материалы

Продажи в росте

admin

Сиденья будут свои

admin

Технология для люксового бренда

admin