В мире продолжается активное противостояние пандемии коронавируса COVID-19. Меры в разных странах принимаются различные – как по содержанию и темпам, так и по охвату территорий. В нижеследующем обзоре представлена подборка коротких сообщений от ведущих партнеров нашего издания – представителей автобизнеса со всего мира. Они дают представление о том, как переживает кризис сфера автопроизводства и сопутствующих товаров.
Заводы Nokian приостановлены
В США и в России приостановили деятельность заводы концерна Nokian Tyres. Такое решение объясняется заботой о здоровье сотрудников этих предприятий.
Завод в Дейтоне (США) закрыт с 27 марта, завод во Всеволожске (Россия) остановлен с 30 марта. С момента закрытия на обоих заводах Nokian Tyres продолжают работу лишь те сотрудники, присутствие которых является необходимым. Сроки остановки предприятий пока условны, все будет зависеть от развития ситуации с карантинными мерами. Однако компания Nokian Tyres продолжает обслуживать клиентов через свои региональные склады, там, где это возможно. Снижение спроса на европейском автомобильном и шинном рынках стало предпосылкой выхода в вынужденные отпуска и сотрудников Nokian Tyres в Финляндии.
Как считают представители предприятия в США, временная вынужденная остановка производства не окажет существенного влияния на запланированные объемы выпуска и не повредит развитию завода. Так же уверенно реагируют на паузу и в России: остановка завода не повлияет на выпуск запланированных объемов продукции в этом году, убеждены во Всеволожске.
Старший вице-президент по управлению поставками Nokian Tyres Эса Эронен сообщила прессе, что все необходимые подготовительные мероприятия на обоих заводах осуществлены и предприятия готовы следовать рекомендациям местных властей. Концерн Nokian Tyres будет принимать все разумные меры, направленные на ограничение распространения коронавируса, заявила госпожа Эронен.
Спрос упал. Ожидания настороженные
В компании Hella произвели приблизительную оценку потерь от пандемии коронавируса и попытались сделать осторожные прогнозы на будущее. Они не очень оптимистичны.
В первые девять месяцев текущего финансового года 2019/20 (с 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года) продажи и выручка компании, работающей на глобальном мировом рынке поставок для автомобильной промышленности, развивались в соответствии с ожиданиями, несмотря на начало распространения вируса. Однако после учета поправок на колебания курса валют аналитики констатировали сокращение продаж.
Специалисты Hella считают, что пандемия COVID-19 и реакция на нее, в частности остановки производства, сбои в глобальных логистических цепочках и ожидаемое снижение спроса, окажут существенное влияние на мировую автомобильную промышленность, в том числе и на спрос комплектующих для автомобильного освещения и электроники Hella.
В качестве реакции, в дополнение к существующей программе контроля затрат, компания запустила комплекс мер по сокращению затрат на персонал и материалы. Кроме того, в планах Hella превести всю работу по производству на «домашние» мощности компании. В числе прочих антикризисных мер называется и закрытие собственных производственных мощностей.
Porsche: Последствия предсказать сложно
Производство Porsche приостановлено. Головной завод в Цуффенхаузене и производственный участок в Лейпциге закрыты с 21 марта 2020 года. Производственный совет Porsche готовится к снижению спроса.
Так именитый производитель люксовых автомобилей реагирует на ускорение распространения инфекции и на соответствующие меры, принимаемые органами муниципальной и федеральной власти. Помимо этого на решение значительное влияние оказал сбой в цепочках глобальных поставок комплектующих.
В дополнение к приостановке производства Porsche запретил командировки, перевел ряд сотрудников на удаленную работу и деловые совещания в компании проводятся отныне только с помощью видео- или конференц-связи.
Председатель правления Porsche AG Оливер Блюм заявил, что ограничительными мерами компания старается защитить рабочих и снизить распространение коронавируса. Он также признался, что фактические последствия принятых мер предсказать сложно, поэтому слишком рано делать прогнозы. Но то, что 2020 год будет для производителей премиальных автомобилей очень сложным, уже ясно.
Солидарность – мощная сила
Производственная линия SEAT Leon на заводе Martorell стала практически неузнаваемой. Сегодня здесь больше не собирают автомобили. Вместо них предприятие производит аппараты искусственной вентиляции легких.
В разгар кризиса, связанного с распространением COVID-19, SEAT считает сотрудничество с системой здравоохранения более важным направлением, нежели производство автомобилей.
Завод был перепрофилирован в кратчайшие сроки. Солидарность в интенсивной работе многих сотрудников SEAT стала мощной движущей силой. А мотивацию поддержало понимание, что оборудование, которое производит завод, позволит кому-то жить. Более 150 сотрудников различного профиля переменили свою обычную деятельность Результаты этого проекта стали возможны благодаря сотрудничеству многих компаний и организаций, которые SEAT благодарит за участие, особенно Испанское агентство лекарств и медицинских товаров.
До выпуска окончательной модели аппарата ИВЛ в ходе проектирования и поиска решений инженеры разработали 13 прототипов. В готовом изделии нашлось место для применения устройств из сферы автомобилестроения. Так, в аппаратах ИВЛ были использованы электромоторчики стеклоочистителя. В результате появилось устройство OxyGEN, разработанное специалистами SEAT в сотрудничестве с коллегами из компании Protofy.XYZ. Каждый аппарат имеет свыше 80 электронных и механических компонентов и проходит тщательный контроль качества с последующей обязательной стерилизацией ультрафиолетом.
Меры — не только в Германии…
В компании Continental отказались от прогноза на текущий финансовый год из-за неопределенности относительно продолжительности ограничений, вызванных пандемией коронавируса.
Вместе с тем генеральный директор компании д-р Элмар Дегенхарт сообщил об оптимизации оборотного капитала, о сокращении расходов и приостановке большинства проектов и инвестиций. Компания, по его словам, однако, продолжает продвигаться вперед в разработке ряда проектов, а также ведет подготовку к предстоящим запускам производства.
Из 249 производственных площадок Continental по всему миру в настоящее время свыше 40% временно прекратили деятельность на срок от нескольких дней до нескольких недель. На 1 апреля только в Германии около 30 тыс. сотрудников, то есть половина от всей рабочей силы, были переведены на сокращенный режим работы. Пандемия повлияла на все корпоративные функции – от производства и исследований до работы администрации, включая сотрудников в штаб-квартире Continental в Ганновере.
В Китае, где с началом распространения коронавируса компания была вынуждена прекратить производство на своих заводах, оно постепенно возобновляется. Некоторые производственные линии продолжали работать по всему миру, так что компания не отказывается от выполнения своих обязательств по доставке продукции и не пересматривает их. Это тем более важно, если вспомнить, что в ассортименте Continental присутствуют изделия и технологии, задействованные в медицине, в обеспечении коммунальных услуг и в пищевой промышленности.
Меры проверены. Они работают
Delphi Technologies продолжает работать, ужесточив правила безопасности своих сотрудников. Многие офисы и объекты Delphi Technologies перешли на удаленную работу. На территориях и в производственных помещениях усилена санитарная обработка, приняты меры расширения дистанции между сотрудниками, приведено в действие защитное оборудование.
Эти меры были опробованы в китайских офисах компании во время продолжительного китайского новогоднего перерыва и все еще применяются в соответствии с правительственными директивами.
На фоне глобального замедления или приостановки производственных процессов в Delphi Technologies заявляют о согласованных с правительствами стран действиях, направленных на сохранение разработки и производства необходимых для ремонта и обслуживания автомобилей запчастей и оборудования.
Lamborghini — Вместо суперкаров — маски
На заводе Lamborghini в Сант-Агата-Болоньезе (Италия) в конце марта запустили производство хирургических масок и защитных щитков из плексигласа для использования в противостоянии пандемии коронавируса.
В основном выпуском продукции занимаются специалисты завода, которые ранее изготавливали интерьеры спортивных автомобилей Lamborghini. Теперь они выпускают до 1000 масок в день. Плексигласовых же щитков с помощью 3D-принтеров изготавливают в день около200 единиц. Надзор за соответствием качеству медицинских изделий осуществляет университетское отделение хирургии.
Исполнительный директор Automobili Lamborghini Стефано Доменикали выразил уверенность, что в сотрудничестве врачи и коллектив возглавляемой им компании непременно выиграют битву с вирусом. В знак единства и поддержки всей нации, столкнувшейся с чрезвычайной ситуацией, Lamborghini каждый вечер освещает исторические здания штаб-квартиры в Сант-Агата-Болоньезе цветами итальянского флага.
Bosch – всем нам в помощь
Специалисты Bosch в сотрудничестве с коллегами из североирландской компании Randox Laboratories Ltd. разработали экспресс-тест на COVID-19, позволяющий проводить достоверную дифференциальную диагностику менее чем за два с половиной часа.
Председатель правления компании Bosch д-р Фолькмар Деннер убежден, что разработка поможет сдержать пандемию и быстрее разорвать цепочку ее распространения. Один из первых в мире полностью автоматизированных молекулярных диагностических тестов может обнаруживать одновременно десять патогенов дыхательных путей.
Образец для тестирования берется из носа или горла пациента с помощью тампона. Затем картридж, который уже содержит все необходимые для теста реагенты, вставляется в устройство Vivalytic для анализа. Экспресс-тест в ходе различных лабораторных испытаний показал результаты с точностью более 95%. Он отвечает требованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и может помочь больницам, лабораториям и медицинским центрам быстро ставить диагноз, ускоряя идентификацию и изоляцию инфицированных пациентов. Анализатор Vivalytic разработан таким образом, что даже медицинский персонал, не прошедший специальную подготовку, может надежно проводить анализ. Устройство может выполнять до десяти тестов в течение 24 часов. Преимуществом экспресс-теста также является то, что его можно проводить непосредственно в месте оказания медицинской помощи. Это избавляет от необходимости транспортировки образцов, что отнимает ценное время. Пациенты быстро получают достоверную информацию о состоянии своего здоровья. При проведении тестов, которые широко используются в настоящее время, пациенты, как правило, должны ждать результатов в течение одного-двух дней, а в борьбе с коронавирусом время играет важную роль. Надежная, непрерывная, быстрая диагностика непосредственно на месте – вот главное преимущество новинки. Новый тест будет доступен с апреля в Германии и других странах Европы.
Коммуникации изменятся
Примером вынужденной трансформации бизнес-процессов на период кризиса может служить работа компания Bilstein Group – производителя запчастей брендов Swag, Febi и Blue Print.
На период карантина работа компании ведется в режиме «домашнего офиса» и рабочие встречи при помощи электронных средств связи, которые ранее были скорее исключением, в условиях пандемии стали вынужденной мерой. По мнению главы российского офиса Владимира Муравьёва, удаленная работа приведет к необратимым последствиям в отрасли. В их числе называется значительная трансформация в коммуникациях с сотрудниками и клиентами компании.
Владимир Муравьёв также отметил, что ситуация с коронавирусом и изменением курса валюты существенно влияет на рынок запчастей и соответствующих услуг, так как почти все автозапчасти для иномарок, эксплуатирующихся в странах СНГ, импортируются. Наличие запасов автозапчастей на складах импортеров, завезенных по докризисному курсу валюты, несколько сдержит изменение цен, но ненадолго.
Mann+Hummel: Сегмент медназначения расширяется
Специалисты Mann+Hummel Group в кратчайшие сроки сумели адаптировать портфель выпускаемой продукции, чтобы удовлетворить новым требованиям, навязанным борьбой с пандемией COVID-19.
Стоит заметить, что силы для таких оперативных действий у компании имеются – в Mann+Hummel по всему миру трудятся более тысячи инженеров. Исторически компания известна своими успешными решениями по фильтрации в автомобильном и промышленном сегментах. Однако с 2018 года Mann+Hummel участвует также в разработке решений для экологии, фильтрации воздуха и воды.
В структуре компании есть лаборатории тестирования фильтрации, имеются также специалисты по очистке воздуха в помещениях. Это позволяет Mann+Hummel поставлять мощные угольные фильтры HEPA и прокладки систем давления, использующихся в помещениях медицинской изоляции. Помимо этого компания в сотрудничестве с несколькими производителями текстильной продукции нарастила производство масок для лица, которые выпускаются в городе Куньшане (Китай).
Производство на всех заводах Mann+Hummel, занятых в выпуске медицинских компонентов и материалов, продолжается, так как потребность в таких оставляющих, как мембраны и фильтры, лишь нарастает, они играют важную роль в производстве лекарств, вакцин, в очистке сточных вод или при диализе.
Один из приоритетов – сохранение рабочих мест
Согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), не менее 1 231 038 сотрудников, непосредственно занятых в производстве легковых автомобилей, грузовиков, фургонов и автобусов, лишились работы в связи с пандемией COVID-19.
ACEA отразила эту информацию на двух интерактивных картах, наглядно показывающих влияние пандемии на автомобильную промышленность для каждой из 27 стран – членов Евросоюза. Влияние на широкую автомобильную цепочку поставок еще более критично. Аналитики ассоциации полагают, что в общей сложности не у дел сейчас остались свыше 2,6 миллиона сотрудников 229 европейских заводов и предприятий. Причем производственные потери, очевидно, будут увеличиваться, если остановка станет продолжительной или будут приняты решения о приостановке еще действующих линий. В Европейском союзе автомобильный сектор обеспечивает косвенные и прямые рабочие места для 13,8 миллиона человек.
Директор ACEA Эрик-Марк Уитем заявил, что главным приоритетом для ассоциации является не только защита здоровья, но и сохранение рабочих мест для почти 14 миллионов европейцев.
А как у нас?
Большая часть опрошенных нами представителей автобизнеса называет перспективы на ближайшее будущее нерадужными. Представители импортеров и дистрибьюторские компании все как один сетуют на отсутствие спроса на автозапчасти в связи с введением карантина в городах Казахстана и на трудности с логистикой.
Те же предприниматели, кто трудится в полях, и вовсе затянув пояса замерли в ожидании будущего. Собственники автобизнеса буквально теряют его на глазах. Это касается затрат на аренду, потерянной прибыли и отсроченных платежей по кредитам, которые из-за простоя после снятия карантинных мер погасить, возможно, будет просто нечем.
Больше всех в сфере автобизнеса, пожалуй, страдают уволенные «в запас» сотрудники СТО, автомоек и магазинов автозапчастей, за редким исключением оставшиеся без средств к существованию. Из их числа есть и те, кто постоянно проживает в области – с введением карантина они оказались отрезанными от постоянного места работы.
Каковы перспективы…
Принимая во внимание антикризисные меры, введенные в мире и в нашей стране, мы попытаемся приободрить читателя не банальным «держитесь – все будет хорошо!», а обратить внимание на то, что в современной истории Казахстан переживал куда большие по экономическим последствиям и по продолжительности кризисы. Автобизнес в нашей стране, безусловно, ждут значительные перемены. Пока же действуют ограничительные меры, мы рекомендуем потратить время простоя с пользой – провести ревизию возможностей и текущего состояния бизнеса, поднять образование сотрудников посредством онлайн-сервисов и вебинаров на новый уровень. Тем, кто еще не оцифровал свой бизнес и не использует CRM-системы, самое время подумать об этом. Как и о том, что в современных реалиях устойчивый канал онлайн-коммуникаций с сотрудниками и клиентами не просто желателен, а крайне необходим.