22 сентября 2020
Автобизнес

И страховщикам бывает страшно

IMG 3307

В конце января представители рынка страхования поделились ожиданиями, которые они связывают с наступившим годом. Тема обзорной пресс-конференции говорила сама за себя: «Остаться в живых: что будет со страховым рынком в 2016 году?».

Но прежде чем строить прогнозы, страховщики напомнили основные тенденции 2015 года для отрасли в целом. Весь страховой рынок собрал в 2015 году взносов чуть больше, чем в 2014, и рост составил 11%. При этом обязательное страхование выросло на 13%, добровольное имущественное – на 10%, а добровольное личное просело на 20%.

Драйвером рынка были, как и прежде, обязательные виды страхования. По страхованию ГПО владельцев транспортных средств сумма страховых взносов выросла на 15%, а рынок АвтоКАСКО сохранился на уровне показателей позапрошлого года.

Активы страхового рынка в прошлом году выросли до баснословной суммы в 581 млрд тенге, то есть рост составил 39%. На 50% вырос и собственный капитал страховых компаний, увеличившись до 343 млрд тенге. Выросли резервы на 23%, составив 206 млрд тенге.

Понятно, что рост состоялся только благодаря курсовой разнице тенге и доллара. Если бы страховые компании не инвестировали средства клиентов в валюту, то оказались бы в катастрофической ситуации. По основному же виду своей деятельности – по собственно страхованию – компании получили убыток в 10 млрд тенге. В автостраховании по некоторым регионам убыточность была особенно высока, в Астане, например, где умудряются биться безумно часто. Второй по убыточности стала Караганда.

Для страховщиков с каждым годом стоимость аварий становится все выше. Мало того, что автопарк страны с 2000 года вырос раза в четыре, он и качественно стал другим. Появилось гораздо больше новых автомобилей, ремонт которых обходится значительно дороже, чем подержанных. Выплаты по рынку на 15% опередили объем взносов, в том числе по АвтоКАСКО и ГПО. Самая массовая выплата – по страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств – выросла в 2015 году на 20%. Усредненный показатель этой выплаты составляет 360 тыс. тенге.

Одной из основных тенденций 2015 года страховщики назвали участившиеся случаи страхового мошенничества. На практике это выглядело так. На фоне разницы цен казахстанцы приобретали автомобили в России, часто на кредитные деньги и нередко по несколько штук. Затем, когда спрос на автомобили упал, начались поджоги с целью получения страховых выплат. Такие эпизоды не были единичными. Пример: машина покупается в России за 8 млн тенге, страхуется в Алматы по местной рыночной цене на 13 млн, потом поджигается. Таким образом, человек становится богаче на 3 млн тенге. Причем председатель правления АО СК «Коммеск-Омір» Олег Ханин предположил, что в 2016 году имущество будет гореть много и часто, полыхнут и объекты – торговые центры, рынки и барахолки.

Еще один тренд последних двух месяцев – кража автозеркал. Особенно любима криминальными элементами в этом плане Toyota. Страховщики посетовали на то, что всегда оказываются на шаг позади. Мошенники неустанно придумывают новые и новые схемы. Страховщикам же приходится постфактум отвечать контрмерами.

Криминальные схемы иногда настолько четко отлажены, что возникает подозрение, а не работают ли кое-где по мошенническим схемам и представители государственных органов. Страховые компании неоднократно по этому поводу обращались в прокуратуру.

А еще от наступившего года ожидают оттока инвестиций из страховой отрасли, взрывного роста убыточности по моторным видам страхования и новых инициатив. Представители «Коммеск-Омір» предположили, что демпинговые процессы на страховом рынке будут продолжаться, что произойдет падение либо даже стагнация рынка – в долларовом выражении точно.

Как утверждали спикеры, страховой рынок не зарабатывает сейчас на страховании как таковом, а только на инвестициях. Некоторые страховые компании попросту проедают деньги акционеров. Поэтому в сфере страхования нас ждут слияния и поглощения.

Из предложений в пику кризису выступавшие озвучили идею введения электронных продаж страховых полисов, что позволило бы страховым компаниям оптимизировать собственные расходы. Ожидается, что по КАСКО объем страховых взносов упадет. Возможно, появятся новые способы страхования, например, страхование в кредит, страхование от банкротства, страхование от поломок автомобиля, может быть, даже страхование от потери работы. Но для появления новых инструментов нужно, чтобы эти виды страхования были массово востребованы.

Учитывая в два раза возросшую стоимость автозапчастей, средний размер выплат по моторному страхованию, согласно прогнозам страховщиков, вырастет до 500 тыс. тенге. В связи с этим к середине года не исключается возможность повышения тарифов автострахования.

В пору кризиса компании и физические лица сокращают бюджеты, отказываясь в том числе и от страхования. На страховом климате сказывается и то, что банки перестали выдавать кредиты, заморозив средства в ожидании экономической стабилизации.

Неожиданно в ходе пресс-конференции прозвучал очередной выпад в адрес иногородних автолюбителей, бороздящих просторы южной столицы. По данным дорожной полиции Алматы, по городу ежедневно ездит около 200 тысяч автомобилей, зарегистрированных в области или в других городах. Представители страховой отрасли обратили внимание собравшихся на то, что стоимость страхового полиса в Таразе, например, в три раза ниже, чем в Алматы. Страховщики предложили или обязать гастролеров приобретать «алматинские» страховые полисы, или не пускать заезжих в город. Было озвучено и более гуманное предложение: отказаться от привязки к региону и применять некий усредненный тариф.

В общем и среднем, в ходе встречи собравшиеся уяснили, что все мы находимся сейчас примерно в одинаково неблагополучном положении и от глобальных потрясений никто не застрахован.

Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал автора

Похожие материалы

ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО?!

admin

Показатели растут

admin

Рост продолжается

admin

Оставить комментарий